Л. И. ВИНС

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Библейские беседы для сестер

Скачать WinZip (Word 97)

“Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков” (1 Кор.10:11).

Мы будем публиковать серию бесед для сестер, которые когда-то проводила ныне ушедшая в вечность Лидия Михайловна Винс. Эти беседы пользовались в свое время большой популярностью, и распространялись в братстве на “синьке” (гектографе) под названием “Ветхозаветные женщины” и “Новозаветные женщины”. К сожалению, редакция располагает только частью этих бесед, а именно, “Ветхозаветными”. Просим откликнуться тех, кто мог бы поделиться для общего блага и остальными. Ныне мы публикуем перепечатку конспектов этих бесед в том виде, в каком они сохранились за годы гонений. Надеемся, что они снова принесут много благословений для наших семей, как это было и раньше.

(Журнал “Слово Истины”)

Содержание:
Ева
Последствия грехопадения в жизни размножающегося человечества по линии женщин
Сарра
Агарь
Лия и Рахиль
Ревекка
Жена Иова
Мать Моисея
Мариамь
Девора — мать Израиля
Анна — жена, скорбящая духом
Иезавель - пророчица глубин сатанинских
Авигея мудрая
Есфирь
Вдова из Сарепты
Сонамитянка – добродетельная жена
Жена Иезекииля или утеха очей

 

ЕВА

Цель сотворения женщины и назначение ее

“И сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:27).

1. Что такое человек?

Образ Божий и подобие Божие на земле. Совершенство. Венец творения.

“И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31).

Эдемский сад благоухал ароматом цветов и наполнялся пением птиц. Господь осмотрел его и увидел, что это хорошо. Но когда Он сотворил человека, то сказал: “весьма хорошо”. Венец творения — человек: прекрасный, свободный, разумный, святой.

2. Назначение человека при сотворении.

а) Владычествовать и обладать землею (Быт. 1:28, 26, 31).

Подобно приведенной Иисусом Христом в Его жизни притче о виноградарях — земля отдана была Адаму и Еве в полное владение: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над скотом и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.

“Господь образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2:19). “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”.

б) Возделывать и хранить сад (Быт. 2:15).

“И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его”.

Понятие, что Адам и Ева праздно проводили время, — неверно. Господь дал счастливый благословенный труд, дающий прекрасный результат. Человек трудился легко и свободно. Как в притче о сеятеле: семя, упавшее в добрую почву, приносило плод во сто крат.

в) Прославлять Бога послушанием и доверием Ему через добровольный отказ не есть плодов от дерева посреди рая — дерева познания добра и зла.

В молитве Господней Иисусом Христом произнесены слова: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Последствия грехопадения заставили Господа сказать эти слова. Вначале воля Божия была по истине “и на земле как на небе”. Послушный Адам исполнял приказание Бога не есть плодов из дерева познания добра и зла. Небесное воинство и падший ангел с его мрачными херувимами имели возможность наблюдать и иметь доказательство, что человек создан со свободной волей.

3. Назначение женщины при сотворении.

(Быт. 2:18).

а) Помощница. “И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственно ему”.

4. Что такое помощница?

(Быт. 2:21—25)

“И навел Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою... и будут одна плоть”.

а) Создана равной — из ребра. Не из ног и не из головы, а из части тела, близкой к сердцу.

б) Соответственная ему — со свободной волей.

Ева создана подобной Адаму, подобной образу Божию со свободной волей. Все физические и душевные ее свойства были дополнением к нему: его силе — ее нежность, его мужеству — ее обаяние, его выносливости — ее терпение, его решительности — ее осторожность, его инициативе — ее услужливость. Оба эти существа, вместе взятые, были тем, что Бог назвал великим словом: человек.

в) С совершенным разумом. Разум Божий, данный Адаму. Разум, способный творить, созидать. Разум, способный понимать Бога, с чистой и свободной от греха душою.

5. Образ жизни в раю.

а) Питались травною пищей и плодами дерев, без труда “в поте лица”. Бог создал человека; Он же и приготовил все для него (Быт. 1:29—31).

б) В прохладе дня — отдых и прямое общение с Богом (Быт. 3:8, 9).

Таковой была жизнь в раю первых людей. Женщина Ева была равной мужу своему, необходимым дополнением его качеств. Ева не знала страданий. Ева имела все для питания своего тела, имела с мужем посильный труд, какой она хотела. Ева имела время отдыха наравне с мужем своим, и это время употребляла на мудрые беседы с Творцом, для питания своей души. Ева имела свободную волю — избирать кому служить — добру или злу!

Покой, мир, согласие царили в жизни первого человека.

6. Кто такой диавол и что делал он в это время.

“Ты был помазанным херувимом” (Иезек. 28:14).

“Как упал ты с неба, денница, сын зари?” “А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему” (Исаия 14:11—15).

Падший херувим. Стремление быть равным Богу, быть выше своего Творца погубили его. Удаленный с небес, лишенный славы Божией, жалкий гордец блуждал в тоске, в безысходной злобе против своего Бога.

“И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана и сказал: я ходил по земле и обошел ее” (Иов. 1:7).

Диавол наблюдал и изучал жизнь Адама и Евы и исполнялся зависти при виде совершенного творения, славящего Бога, в то время как он, низверженный, непокорный, был лишен всякого поклонения чистых существ. После тщательного изучения им был составлен коварный план искушения человека.

7. Почему диавол подошел к жене?

а) Знала ли Ева о запрете Божием? — Знала (Быт. 3:1—6).

Запрет о дереве познания добра и зла был дан Адаму. Адам передал это Еве. А диавол изучил их обоих и видел привязанность Адама к Еве. — “Кость от кости моей, плоть от плоти моей”. Он знал об умении Евы подойти к сердцу Адама. Диавол видел главную опасность со стороны жены. Если бы Ева была на высоте положения, то, как верная помощница, стоящая на страже Божьих повелений, сказала бы ему: “Нет, Адам, не делай этого: Бог запретил нам”.

Вот почему диавол подошел к Еве — его план убрать опору Адама. Неизвестно, сколько времени он изучал жизнь Адама и Евы, —исчисления времени не указано, но он знал, что когда он соблазнит Еву, то Адам, ослепленный любовью к ней, забудет предостережение Божие.

Грехопадение совершилось!

8. Причина грехопадения.

а) Отошла от Адама. Она была одна при разговоре со змеем.

б) Забыла, что создана помощницей мужу — решила вопрос самостоятельно.

в) Адам любил Еву и дал ей власть управлять им (Быт. 3:6). “И дала мужу и он ел”.

Совершен грех

9. В чем был грех Адама и Евы?

а) В непослушании Богу.

б) В недоверии Богу.

в) В диавольской гордости. Нежелание раскаяться и желание обвинить другого: “Жена, которую Ты дал”. “Змей обольстил меня”.

Диавол отличается, во—первых, полным отсутствием раскаяния. Зная, что приготовлено ему озеро, горящее огнем и серою, он не только не спешит раскаяться, но даже к концу времени рассвирепеет более прежнего, зная, что близок его конец.

Ева, услышав голос Бога, не пришла к Богу с раскаянием, но спряталась; равно и Адам. Господь задал прямо вопрос: “Не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть?” Они не взяли вину на себя. Так до сего дня самое тяжелое для человека — сказать “прости” и взять вину на себя. а спасение и прощение приходят только этим путем и никаким иным.

10. Последствия грехопадения.

а) Разлука с Богом.

“Что общего у света со тьмою?” у святости с грехом (2 Кор. 6:14).

Встречи и беседы с Богом прекратились.

Питание души человека прекратилось.

Божии откровения прекратились.

Сколько затрат и усилий требуется человеку, чтобы познавать каплю за каплей из чаши Божией премудрости!

Каждое новое открытие уже существующих Божьих законов, с великою потугой, ценою трудов целых поколений, дается ему. Человек перестал быть владыкою земли. Он — раб ее, ее стихий, ее терний, ее загадок. Ум и душа его не просвещаются общением с Богом. Душа его темна, как могила, и мрачна как падший херувим.

Прекрасный Едем уже не прельщает Еву и Адама — они прятались в деревах. Страх вошел в их жизнь. Страх встречи с Богом. “Голос Твой я услышал и убоялся... и скрылся” (Быт. 3:8—10).

Так до сего дня. Все усилия человечества направлены к установлению райской жизни на земле. Труд, воздающий во сто крат, мир, покой и согласие народов, изобилие, равенство, братство, свобода, счастье, — все, что утеряно в раю непослушанием Богу. Но человек, подобно Еве и Адаму, не падает в раскаянии перед Творцом, а своею силою, своей гордыней стремится не создать, нет, а только вернуть потерянное. Жалкая попытка гордыни! Внутри себя самого очаг греха, очаг зла, очаг вражды, очаг разорения!

Силою искупителя соверши победу в самом себе! Тогда воссоздан будет рай и вокруг тебя.

б) Семейная ссора.

В присутствии Божием Адам обвиняет Еву, что она дала вкусить ему запрещенный плод. Ева не находит в нем защиты. “Жена, которую Ты дал” — упрек Богу в несовершенстве Его творения! О, Ева, где твой любящий муж, который с такою любовью произнес: “кость от костей моих, плоть от плоти моей!” Грех вошел в семью.

в) Потеря любви мужа. Вместо любви — семейные обязанности (Быт. 3:11—13).

Поистине проблема семейной жизни стоит перед человечеством до сего дня. Какое отсутствие слияния душ, гармонии взаимоотношений! Более удачные и весьма редкие браки зачастую зависят от умения одного супруга лавировать, обходить более острые углы характера другого супруга. И тогда радости нет, а только

г) Потеря высокого положения помощника. Положение рабы. “Он (т.е. муж) будет господствовать над тобою” (Быт. 3:16).

Приниженное состояние.

11. Коренная перемена жизни.

(Быт. 3:24).

а) Изгнание из рая и жалкое существование.

Мы всегда испытываем чувство растерянности и даже отчаяния, когда вынуждены оторваться от привычной нам жизни. Куда идти, как жить?

Что же испытывала Ева, когда нужно было уйти из рая? Зло объяло всю землю. Нужно было без крова, среди хищных зверей начинать новую, суровую жизнь. Ева узнала скорбь.

б) В поте лица добывать пищу.

Упорный труд. Труд превратился в проклятие для человека. Он отнял все его время и все силы и так мало давал взамен.

в) Тернии и волчцы произрастила земля.

г) Смерть животных — пролитие первой крови (Быт. 3:21). Господь дал им кожаные одежды с убитых животных. Ужас Евы при виде кожаных одежд.

д) Смерть Авеля. “И тебе самой оружие пройдет душу” (Луки 2:35).

Смерть сына! Сколько ночей бессонных провела Ева, чтобы взрастить кроткого Авеля. Оберегала его от зверей, от болезней. Возможно, что в долгие темные вечера говорила ему о потерянной райской жизни и обетовании Бога послать Искупителя и восстановить утраченное. Кроткие глаза Авеля возносились в небу, и жертва его была благоугодна Господу. И вот Авель мертв. Каин, убийца брата своего, изгнан, чтобы скитаться по земле. Обетование Спасителя через “семя жены” стало далеким.

12. Диавол стал князем мира.

Когда в Едемском саду Ева протянула руку, чтобы сорвать плод с дерева познания добра и зла, грех был так приятен и малозначителен. Каковы были результаты грехопадения для Адама и Евы, мы знаем. Князем земли стал диавол, низверженный ангел, противник Бога, противник добра. Грех развивался и умножался! Изобретательность духа зла стала совершенствоваться. Немного столетий прошло, как земля растлилась, и Бог пожалел, что сотворил человека, о котором сказал в день сотворения “хорошо весьма” (Быт. 1:31, 6:5—6).

“Но земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями...” (Быт. 6:11).

13. Милость Божия и план спасения человечества. Обетование пришествия Спасителя через семя жены.

Но Бог по великой милости Своей не оставил человека в мраке безнадежности. Семя жены должно было дать Спасителя и возвратить потерянный рай. План спасения человечества — через Иисуса Христа, взявшего на себя бремя греха падшего человека. Этой надеждой объясняется особое стремление ветхозаветных женщин иметь детей. Каждая из них при виде рожденного ребенка не говорила: “Не Он ли?”

Но прошло много столетий и, когда исполнилась полнота времен, господь Иисус Христос “пришел в мир спасти грешников”.

ВЫВОДЫ

1. Сотворены мужчина и женщина и названы — человек.

2. Грехопадение — результат своеволия и непослушания Господу в первую очередь от того, что Ева забыла, что она помощница — и поступила, как глава (ела сама и дала мужу). Она сама избрала и решила основной вопрос семейной жизни, т.е. нарушить послушание Господу.

Дерево познания добра и зла в нравственном и духовном смысле до сего дня среди нас. Оно стоит, как и прежде, в середине рая, — в центре нашей жизни — семейной и общественной: добро или зло? Когда ты еще молод, когда ты вступаешь в жизнь, ты избираешь добро или зло. Избранное зло кажется вожделенно, потому что дает знание. но это знание “глубин сатанинских” с горькими последствиями. Когда ты имеешь мужа, ты также можешь отойти от него и протянуть руку, чтобы вкусить плодов зла. Ты свободна решить сама этот вопрос.

“Быть равной Богу! Зачем тебе быть помощницей?” — так шепчет падший херувим, который находится в удалении от Бога в мрачном отчаянии потерянного величия и славы. Он доведет тебя до состояния Иезавели, о которой мы будем говорить дальше, к погибели твоей вечной души.

Избери ныне, кому служить: или полное послушание Господу или диаволу?

3. Положение женщины до сегодня.

Ева, как женщина, в физическом отношении слабая, но сильная обольщать. Ева чувствовала привязанность Адама к себе. не так ли и теперь? В семейном ли кругу или с друзьями женщина стремится подчинить себе, в первую очередь, мягкостью и обольщением, а затем она диктует. Кто может передать, какие многочисленные средства имеет женщина, чтобы покорить мужа и, вопреки воле Божией, стать главою семьи?

А как у тебя в семье? Куда направляешь ты семью? Если муж твой горит пламенем любви к Господу, послушен Его воле, не становишься ли ты препятствием? Являешься ли ты помощницей ему в стремлении сохранить себя и свою семью в чистоте и непорочности? Или протягиваешь руку сама к плодам непослушания и нарушения воли Божией и вынуждаешь его делать то же?

Женщина рабыня и женщина глава — оба положения ненормальны и есть результат грехопадения.

Проверь скорее себя, сестра! Кто ты в семье, в церкви, в обществе? Глава ты или раба или та, кем должна быть?

Смерть и воскресение Иисуса Христа соделали тебя сонаследницей Ему. Как высоко он вознес тебя жертвою Своею!

Не только восстановил положение разумной, святой, совершенной помощницы, но дал тебе право быть равной как сонаследнице. Ибо во Христе Иисусе нет ни мужского, ни женского пола (Гал. 3:28).

Такова ли ты там, где Он поставил тебя?

Святая ли ты опора или препятствие, соблазн и преткновение тем, кто так нуждается в твоей поддержке? Помни, что до сего дня диавол ищет прежде всего женщину, как некогда Еву, чтобы через нее достигнуть желаемых результатов. Не отходи от Иисуса Христа. Душою своею будь с утра до вечера с Ним в общении, и диавол не посмеет приблизиться к тебе.

Пусть это напоминание давно прошедших образов научит нас быть на страже в исполнении Божьих повелений.

Слово Божие говорит: “А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое”. 1 Кор. 10:6.

Аминь.

Годы Евы и Адама как блаженный сон текли,
И Эдем был вместо храма для Создателя земли.
Змей лукавый речью странной Евы слух остановил,
Запрещенный плод нежданно взять ее он убедил.

Отчего свой грех свершила Ева быстро и легко?
Божью речь она забыла и ходила далеко.
Сестры, чтоб стопой опасной не пришел лукавый к нам,
Будем помнить ежечасно, что Господь сказал сердцам.

Будем Господа держаться всей душой и верой всей,
И не будем удаляться от Его святых путей.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ В ЖИЗНИ РАЗМНОЖАЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ЖЕНЩИН

“И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем” (Быт. 6:3—6).

Человечество, бывшее до Ноя, уничтожено потопом. Во всем многочисленном человечестве оказалось только 8 членов семьи Ноя, достойных имени ЧЕЛОВЕК. Но грех, вошедший в плоть и кровь его, унаследованный от Адама и Евы, скрывал свое жало и при дальнейшем разложении вновь открылся.

Отсюда гордый замысел — достигнуть Бога, сделать себе имя, построив башню до небес. Жалкая попытка падшего ангела через людей проникнуть в небеса. Земля, произращавшая после грехопадения терны и волчцы, потом давала пищу человеку, “ибо Господь весьма милосерд и сострадателен” (Иак. 5:11).

Безумная мысль — в трудностях существования проникнуть в небеса, — еще более усложнила жизнь. Камней уже не хватало, нужно было делать кирпичи из глины и обжигать их. Все время уходило на эту работу. Их гордыня — сделать себе имя, покорив небеса, ничего не давала им, кроме изнурительного труда и отказа себе даже в самых примитивных потребностях. Тысячи людей трудились день и ночь, чтобы создать себе имя покорителей небес. Бог вмешался в эту затею бесплодную, ничего не дающую человечеству — смешением языка. Люди перестали понимать друг друга. Тогда только они прекратили безумную затею строительства “башни до небес”.

Но обетование Божие о пришествии Спасителя жило в сознании человечества.

Око Божие обозревало землю и видело преданные Ему души. Ими были Авраам, Исаак, Иаков и другие.

 

САРРА

1. Сарра — жена Авраама.

“Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой — Сара” (Быт. 11:29).

Сара жила после вавилонского разделения языков. Она была женою Аврама. Это был муж, которому Господь сказал: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе” (Быт. 12:1). “И пошел Аврам, как сказал ему Господь” (Быт. 12:4).

В дни, когда человечество стремилось в великой гордыне создать себе имя, Аврам был послушен Господу. Сказал ему Господь “пойди”, — и он пошел. “И взял Аврам с собою Сару — жену свою” (Быт. 12:5).

Какое прекрасное согласие! Пошел Аврам в неизвестную для него землю и жена пошла с ним. Благословенная помощница! Она верила в Божие обетование, что обещанная земля Ханаанская, куда они идут, благодатная, потому что Бог указал ее.

Дорогая сестра, так ли в твоей жизни? Избранный путь твоим другом жизни, путь, указанный Богом в Небесный Ханаан, твой ли путь? Идешь ли ты вместе рядом с ним или отошла, как Ева, подошла к дереву познания добра и зла и слушаешь, что скажет тебе враг души, ангел злобы и гордыни! Он скажет тебе: путь неизвестен, труден... Он скажет, что лучше жить так, как живешь, скудною духовною жизнью.

Ты свободна избрать путь, но что ты изберешь? Жалкое ли существование или полноту духовного изобилия, Божье благословение или избыток Духа Его? Изберешь ли полное согласие и единство души с другом твоей жизни или захочешь остаться в Харране, предоставив ему одному идти в Ханаан?

Молодые сестры, избирайте себе другом жизни мужа, который бы, подобно Авраму, встал и пошел в землю обетованную Богом. Сара пошла с Аврамом. “И пришли в землю Ханаанскую” (Быт. 12:5).

Очень кратко сказано, а между тем путь был труден. Встречались препятствия. Нужно было окружить Аврама и всех людей, шедших с ними, вниманием, лаской, поддержкой. Нужно было идти через реки и пустыни. Нужно было приготовить пищу и одежду, приготовить ночлег. Как обременительная дорога путешествий, мы знаем: мы устаем в пути даже в современных комфортабельных условиях поездки. Сара могла остановиться в пути и отговорить Аврама двигаться в неизвестность.

Таков и наш путь в Небесный Ханаан.

А как ты, сестра? Однажды вышедши в путь к нему, не останавливаешь ли твоего друга жизни и не говоришь ли ему: “Уже довольно натерпелись, хватит с нас, лучше на этом остановиться и потихоньку жить”. Пить из водоемов греха, подражать миру, отдать Друга души — Иисуса на посмеяние врагов Его — не так ли? Как Аврам стремился в Ханаан, так и Сара, жена его, верная помощница, бодро шла с ним вместе рядом.

Да благословит Бог тебя, дорогая душа, идти, не останавливаясь, до конца, чтобы в день, когда отзовет тебя Господь или когда явится за Церковью Своей, Своей Женой, сказать: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил” (2 Тим. 4:7).

2. Бесплодность и обетование.

“Сара была бесплодна и бездетна” (Быт. 11:30).

Величайшее испытание Сары — отсутствие детей. Для чего жить? Для чего стремиться в лучшую страну? Господь видел это и в день, когда Он сказал Авраму идти в Ханаан, Он дал ему обетование произвести от него великий и многочисленный народ “и Я произведу от тебя великий народ” (Быт. 12:2).

Саре было 65 лет, когда Господь дал обетование о рождении сына: (Сара была на 10 лет моложе Аврама, см. Быт. 17:7).

“Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земный, если кто может сосчитать песок земный, то и потомство твое сочтено будет” (Быт. 13:15—16).

Велика радость для Сары: будет снято поношение ее в такой мере, что не приходило ей на ум. Сара и Аврам ликуют, но годы шли, а детей все не было.

3. Повторение обетования через 24 года.

Прошло 24 года. Долгое ожидание, и опять Господь посещает Аврама и повторяет обетование: “Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам от нея сына; благословлю ее и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее” (Быт. 17:15—16).

Теперь, когда Сарре 89 лет, когда прошли лучшие годы и настала старость, как исполнится обетование? “Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?” (Быт. 18:12).

Как уныло это звучит! Но Господь ободряет ее: “Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын” (Быт.18:14).

И исполнилось. Не так ли и с тобою? Ты получила обетование Божье в день обращения. И твой дух, душа и тело сохранятся без порока до пришествия Господа Иисуса Христа — “Верен Обещавший, Который и совершит сие” (Евр. 10:23). “Кто уверует в Меня, у того, как написано, из чрева потекут реки воды живой” (Иоан. 7:38).

Так вступила ты на путь следования за Христом. Веришь ли ты обетованиям Его? Реки воды живой текут ли для жаждущих душ, окружающих тебя? Велико ли потомство родившихся духовно через твое исповедание? Вся ли твоя семья, твои дети, твой муж — дети Божии? Если нет, то проверь: сохранены ли без порока твой дух и душа, и тело? Может быть, ты свернула с пути в Ханаан и стоишь в толпе строящих Вавилонскую башню? Может быть, ты пьешь из водоемов мира полною чашею? Где ты? Но если все это так, не думай, что все погибло, что годы ушли и не вернуть свою свежесть, свою способность быть вновь рекою живою, напояющей все вокруг.

Господь говорит тебе, как некогда сказал унылой Сарре: “Есть ли что трудное для Господа?” Тогда, когда в тебе исчезнут все надежды на самую себя, Он протянет к тебе Свою руку, и ты испытаешь на себе самой верность слов пророка Исаии 40:29—31: “Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут и не утомятся”.

Разве много нужно, чтобы напиться живительной воды? Нужно только доверие к Нему. протяни руку веры и возьми Его дары и ты обретешь силу, и даст Он тебе, что твоя семья и ты в едином согласии будете Его народом, а Он будет вам Богом.

4. Исполнение обетований через 25 лет.

“И презрел Господь на Сарру, как сказал, и сделал Господь Сарре, как говорил... и родила Аврааму сына в старости его... и сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди”. “И Авраам сделал большой пир в этот день” (Быт. 21:1—8).

Пир в доме Сарры: она имеет дитя, сына обетований, кроткого Исаака. Могла ли Сарра ждать такого финала в жизни своей, когда по естественным законам не было никакой надежды на исполнение заветного желания? Но Господь лучше знает время, назначенное им. Год за годом Он вел Авраама и Сарру путем испытания веры. Но как написано: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. Не останется у Бога ни одно слово не исполненным. Так и в отношении тебя и меня, сестра. Скорбь твоей души или о детях, или о муже твоем, — Господь видел, Он слышал молитвы твои и даст тебе желаемое в Свой час.

5. Последствия грехопадения Евы в Сарре.

А. Недоверие Богу через 10 лет обетования (Быт. 16:1—6, 15, 16).

Сарра ожидала исполнения обещания Бога дать ей сына в течение 10 лет. Затем она решила вмешаться в планы Божии и самой принять меры. Она проявила недоверие Господу, как некогда Ева в Едемском саду.

От Агари родился сын Аврааму. Враг души обещал ей через рождение Измаила дать ей наследника и утеху старости. Приятное обещание, как некогда плод на дереве познания добра и зла! Но как только Сарра проявила недоверие Богу, все изменилось в ее жизни и в жизни ее семьи. Мир и согласие нарушились, а вместо них: беспорядки, ссоры, горе в семье (Быт. 16:4). Служанка Агарь стала презирать ее. Мало было для Сарры горького сознания, что Господь оставил ее, лишив сына обетования, но нужно было еще ежеминутно испытывать презрение служанки. Таков результат нетерпения Сарры и недоверия Господу.

Б. Разлад в семье (Быт. 16:5).

Сарра кроткая становится строптивой. Не имея сил выносить создавшееся положение в семье, она, вместо раскаяния, говорит Аврааму: “В обиде моей ты виновен;.. пусть Господь будет судьей между мною и тобою”.

Обычный прием жен — обвинять мужа в результате своих грехов. Она сложила свою вину на мужа. Пламя греха разгорается от непослушания и недоверия в огонь глубоких огорчений, разлада и невыносимой жизни.

Если Господь посылает тебе испытание, то Он дает и обетование по нужде каждого из нас. Открой каждое утро Книгу Его обетований и найди их для себя, чтобы иметь силу для наступающего дня и не потерять доверия к Богу, что в Свой день и в свой час Он исполнит обещанное.

Призови Его нести вместе с тобою твое бремя, чтобы тебе не совершить ошибки Сарры, помогая самой себе. Горькие последствия этого мы видим в Сарре. Не сказано ли: “кто сбережет душу свою — тот потеряет ее”. Это слова Господа Иисуса Христа. Отдай жизнь свою на сбережение Господу, сестра. Тогда не будет у тебя причин для ссор, упреков и недовольства в твоей семье.

В. Насмешки Измаила над Исааком (Быт. 21:9—11).

Сарра стремилась в Измаиле найти утеху для себя и Авраама. Но не предвидела она, что ее кроткий сын Исаак будет нести иго от издевательств и насмешек Измаила. Если мы сами устрояем свой дом, свою семью, то сами же, своею рукою, навлекаем горе не только на себя, но и на наших детей. они несут последствия наших греховных поступков, которые мы совершили даже до рождения их. Часто жизнь детей полна борьбы с греховными наклонностями, часто они страдают от Измаила — плохих привычек, которые втягивают их совершить то или иное скверное дело, а потом плакать, бороться, молиться и каяться в соделанном. Это в лучшем случае, а в худшем — стать такими, как Измаил — бесчувственными и жестокими.

Когда ты, молодая сестра, совершаешь проступок против воли Божией, когда ты развиваешь плохие привычки в себе — зная, все это отразится на твоем будущем сыне или дочери. Они покажут себя позже, в свое время. Так, Измаилу было 14 лет, когда родился Исаак. Измаил — плоть наша с ее греховными наклонностями — старше внутреннего Исаака, кроткого духа послушания Господу. Мы знаем, как трудно посеять добро и добрые привычки в детях и как без всякого усилия с нашей стороны входит в них злое и ширится, и растет, и приносит плоды — тернии и волчцы.

Такой результат нетерпения и недоверия Сарры.

Г. Почему Исаак не родился у Сарры в молодости?

а) Господь испытывал доверие Сарры 25 лет и у нее не хватило долготерпения. Она вмешалась в планы Божии, и в результате — одно горе.

б) Потому, чтобы проявить Свою силу и славу при полной неспособности человека (невозможное человеку — возможно Богу), дабы чрез это научить Авраама и Сарру и будущее поколение доверять Богу вполне и во всем.

Когда Сарра имела надежду на свою плоть, она не имела веры; но когда была потеряна всякая надежда на себя, то надеждой ее стал всесильный господь. Она поверила Ему и получила обещанное.

Когда бессильная плоть, то проявляется сила Божия. Испытывая нашу преданность, Бог дает помощь тогда, когда нет никакой надежды ни на что земное. Так в нашей личной жизни телесной и духовной. Так же Он ведет и Церковь Свою не видением, а верою (2 Кор.5:7).

В глазах человеческих люди, преданные Господу вполне и всегда, ничтожны и не умны. Они, признающие силу естественных законов, не в состоянии понять силу Божию, Творца всех законов. Часто они в смущении вынуждены признать факты превосходящей разумение Божью силу и премудрость. Видя это, падут ли они в смирении пред Господом, или ожесточатся — это свободная воля их.

А мы прежде чем обвинять Сарру, сможем ли сказать, что терпеливо и без ропота в состоянии ожидать исполнения обетований Божьих в нашей личной жизни, как нужно было ожидать Сарре в течение 25 лет?

Ответим на этот вопрос на коленях пред Господом.

6. Исаак — кроткое, послушное дитя.

Даже женитьбу вручил в руки отца. какое благословенное дитя обетований! Как не похож был Измаил на него. Также и мы, имея детей обетования, будем иметь в них благословения и радость, и утеху. “Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя! Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою” (Быт. 26:27—28).

Благословение Господне будет видно и всем окружающим для спасения и обличения их, как увидели в Исааке жители земли Геррарской.

Хотите ли вы иметь таких детей, как Исаак? Пусть каждое ваше дитя будет благословляемо Господом и вами. Задолго до его рождения. Да не будет у вас детей, которых вы ожидаете, как тягость для себя. Скажем, как Ева: “приобрела я человека от господа”. Как величественно это звучит!

7. Смерть Сарры (Быт. 23:1—2).

Умерла 127 лет. 38 лет имела утеху от сына своего, дарованного Богом по обетованию. Умерла в покойной старости, не оставленной и не забытой Господом. Видела дитя свое и мужа своего непорочными и преданными Богу.

Аминь.

Без особенного дара Авраамова жена,
Богом избранная Сарра, верою была полна.
После мига колебаний, твердо верила она,
Что Иеговы обещанье скоро сбудется сполна.

Соблюла она в смиреньи Богом данный ей закон:
Образец повиновенья ею дан для верных жен.
Сестры, будьте Саррой в жизни, повинуйтеся мужьям,
Чтоб примера укоризны не давать своим детям.

Верьте Божьим обещаньям, и тогда Его тропой
Вы пойдете к испытаньям с светлой радостной душой.
Есть ли что ценней и чище, чем любовь и мир семьи?
Радостно в таком жилище, мы проводим дни свои.

 

АГАРЬ

“Откуда вышла и куда идешь?” (Быт. 16:8)

“Ты Бог, видящий меня” (Быт. 16:13).

Агарь была египтянкою. Краткое повествование о ней описано в 16 и 21 главах книги Бытия. Жизнь ее тесно связана с семьей Авраама и Сарры. Она была служанка.

Бог не создал для Евы рабынь или служанок. Часто, упрекая Бога, люди указывают на разделение в положении людей. В чем же причина? — Грех разделил людей, когда они облегчали себе сами наказание Бога в поте лица своего добывать себе хлеб и создали рабство.

В доме Авраама Агарь имела кров, одежду, пропитание.

1. Заносчивость (Быт. 16:4).

“Она стала презирать госпожу свою”. Сарра была бездетна. Агарь ожидала дитя. Это дитя было по воле Сарры, а между тем дало повод к презрению ее... Это был поворотный момент в жизни Агари. Она должна была избрать или кротость и с нею спокойную жизнь, или гордость и бури. Она избрала гордость, а с нею потерю покоя.

Не приходилось ли вам наблюдать, как человек забытый, заброшенный, не имеющий крова и пищи, в слезах и горе получает помощь, приют, поддержку из рук сострадательного человека, но затем, когда горе проходит и он становится на собственные ноги, он забывает все соделанное добро и, мало того, гордо возносится над всеми и прежде всего над тем, кто протянул ему руку помощи. В этом отношении можно было бы привести много примеров, да и каждый из нас не раз видел это. Иногда, глядя на гордую, непокорную женщину невольно восклицаешь: “Неужели это та, которая испытала в юности скитание без угла и крова и была так несчастна?!”

Господь Иисус Христос рассказывает в притче о человеке, который имел большой долг, но прощен был; когда же он своего товарища, который был ему должен гораздо меньше, начал душить и отдал в темницу, когда тот не смог оплатить ему долга (Матф. 18:23—35).

Так и в духовной жизни. Ты был жалок и нищ, в слезах раскаяния падал ниц пред Христом, моля о прощении, и получил его, как ты относишься теперь к дому Отца твоего Небесного, к Церкви Его? С кротостью или заносчиво с презрительностью? Может быть ты, как Агарь, занята тем, чтобы выискивать недостатки других и не видишь, кем была ты и Кто извлек тебя из рва погибели и поставил ноги твои на скале Иисуса Христа? Нет ли в тебе заносчивости Агари?

2. Бегство (Быт. 16:6—7).

Такое поведение получает должный ответ. Агарь вынуждена была бежать. Бежать в пустыню, чтобы погибнуть. Куда ты бежишь, Агарь, что ищешь на чужбине? Все горе и безысходность она увидела, когда остановилась у источника, чтобы напиться. Там нашел ее Ангел Господень.

Куда легче было раскаяться перед Саррою, нежели бежать в палящую пустыню, подвергая себя опасностям.

Агарь запуталась в своих собственных поступках и непримиримой гордости. Здесь у источника она увидела себя в недолжном состоянии. “И сказал ей (Ангел): откуда ты пришла и куда идешь? (Быт. 16:8). Агарь рассказала все и воскликнула: ”Ты Бог, видящий меня“.

Не так ли и с нами? Может быть, Господу нужно сказать тебе: куда идешь? В пустыню греховную, где неправда, гнетущий обман? Давид говорит в псалме 138:7—8: “Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?” Только сознание нашей полной зависимости, сознание, что Он видит нас на всяком месте, приведет нас к благоразумному решению вернуться домой.

Агарь послушалась Божьего указания — вернулась в дом Авраама, где родился сын ее Измаил.

3. Изгнание (Быт. 21:9—20).

При разборе образа Сарры было отмечено об Измаиле, сыне Агари. Она воспитала его в презрении к кроткому Исааку. Авраам вынужден был удалить Агарь из своего дома.

“Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал. 6:7—8).

4. Сила материнской любви в молитве (Быт. 21:15—16).

“И не стало воды в мехе и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали... Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против и подняла вопль и плакала”. Сколько блуждала Агарь в пустыне — неизвестно. Стала истощаться вода в мехе, силы уходили. Когда Измаил был оставлен под кустом, он был близок к смерти. Агарь не оставалась равнодушной, она подняла вопль и плакала. Вся сила материнской любви вылилась в слезах и вопле к Богу Живому и Истинному, Единственному прибежищу в день скорби.

Не гибнут ли твои дети в пустыне греха без живой воды Слова Божия? Что делаешь ты, когда видишь дитя свое, близкое к вечной смерти? Агарь не искала ни в ком помощи, она подняла вопль к Богу. Вопиешь ли ты, или спокойно смотришь, как твой ребенок в пустыне греха лишен воды спасительных Божьих слов? Один брат воскликнул: “О, неужели мы родили детей наших для ада?!”

Когда физическая жизнь наша в опасности — весь мир перестает существовать для нас, сами мы перестаем существовать для себя — все существо наше напряжено одной всепоглощающей мыслью — спасти дитя. Но как иногда мы лениво равнодушны, когда оно гибнет духовной смертью. Агарь подняла вопль и плакала.

5. Милующий Господь (Быт. 21:17—20).

“Встань, подними отрока и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ”. И Бог открыл глаза ее и она увидела колодец с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока. И Бог был с отроком, и он вырос”.

“По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось” — Иер. 3:22.

Милующий Господь следил зорко за Агарью. Он услышал голос отрока и, сжалившись над отроком и Агарью, открыл ее глаза на источник жизни.

О, Источник вечной любви! Разве забыл Ты все, соделанное Агарью? Любовь Отца Небесного превыше разумения человеческого. Перед Ним была погибающая жизнь отрока и матери. Там, в Эдеме при грехопадении Евы, Он назначил в жертву Своего Единородного Сына, чтобы спасти погибающее человечество. Он видел умирающего сына Агари и слышал Его вопль.

Пророк Иеремия восклицает: “По милости Его мы не исчезли”.

“Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости” (Тит. 3:5).

Воздадим Ему вечную хвалу и поклонение.

Аминь.

Выводы

Когда впервые Агарь была изгнана, она не приняла урока Божьего и не смирилась в кротости, а воспитала своего сына Измаила в ненависти к кроткому Исааку. Так и мы часто страдаем, не желая покорить себя ближнему и Господу.

В пустыне, солнцем опаленной, Агарь повергнута без сил;
А близко стонет истомленный от жажды отрок Измаил.
Ей сына жаль, она взывает, чтоб Бог его от смерти спас;
И Милосердный отвечает на стон ее души тот час.

Господь глаза ей открывает, и вот колодезь перед ней,
И сын Агари оживает на радость матери своей.
О, сестры, если ваши дети опалены огнем страстей,
И близки к гибели на свете, взывайте к Господу смелей.

И Он откроет сердца зренье, и вы увидите тот час
Колодец силы для спасенья детей, столь ценных душ для вас.
Как воду жизни, принесите вы им Господние слова,
И дух поборет немощь плоти, и станет их душа жива.

И если дети глухи ныне, о, продолжайте умолять,
И Бог услышит вас в пустыне, и даст вам вскоре ликовать.

 

ЛИЯ И РАХИЛЬ

1. Иаков выполняет волю родителей в выборе жены.

Получив благословение своего отца Исаака, Иаков пошел взять себе жену в дом Лавана, брата Ревекки (Быт.28:1-5).

2. Первая встреча Иакова с Рахилью (Быт.29:1-20).

Иаков полюбил Рахиль — она была красива станом и лицом. И стал служить Иаков Лавану за Рахиль 7 лет; “и они показались ему за несколько дней, потому что любил ее”

3. Лия.

Старшая дочь Лавана была некрасива и слаба глазами. Иаков получил Лию в жену обманным путем. Но Господь призрел нелюбимую Лию и благословил ее детьми.

Почему Господь призрел Лию? Каков был ее характер? — Смирение, упование на Господа, желание быть любимой, прилепить к себе мужа, угождать ему.

4. Исполнение обетования Божия о потомстве, данное еще Аврааму. (Быт.30:22-23).

“И услышал ее Бог”.

Рахиль молилась и взывала к Богу, и Он услышал ее. И родила Рахиль по обетованию Иосифа (прообраз Христа), который впоследствии был продан братьями своими, сыновьями Лии, из зависти.

5. Последствия грехопадения Евы в Рахили.

Недоверие обетованию и нетерпение. Боролась с Лией за детей, дала Иакову служанку, чтобы, по обычаю, дети считались ее (Быт.30:4-8).

— Похитила идолов и хитростью скрыла их от отца, результатом чего была ссора Иакова с ее отцом Лаваном.

6. Последствия грехопадения Евы в Лии.

Как были воспитаны дети Лии? Сыновья — завистливые, нечестные, жестокие; дочь Дина — нескромная, любопытная; пошла смотреть на дочерей земли, что и закончилось для нее весьма печально. (Быт. 34гл.)

7. Смерть Рахили.

“Рахиль плачет о детях своих”. (Иерем.31:15). “И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то-есть, Вифлеем” (Быт.35:19).

Выводы

“Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакава, не уничтожились” (Мал.3:6).

 

РЕВЕККА

“Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов” (Притчи, 31:10).

“Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин.20:29).

Ста лет был Авраам, когда родился Исаак и сорок лет исполнилось Исааку, когда Авраам дал повеление старшему в доме своем, управляющему Елиезеру, пойти и взять жену сыну своему Исааку из рода своего (Быт. 25:20).

Кроткий Исаак, который был послушен отцу в детстве своем, полагался во всем на отца и тогда, когда возрос. Самый серьезный шаг в жизни — выбор жены — он тоже доверил отцу.

Не есть ли это поворотный момент в жизни каждого — взять себе помощницу, вторую половину своей личности? Мы знаем и по Слову и по жизни, насколько серьезно дело избрания себе мужа или жены. Что может быть прекраснее решения юноши Соломона, который, имея возможность просить у Бога себе богатства, долгой жизни, славы, просил себе только мудрости управлять своим народом? Насколько благородно и чисто было сердце его и светел разум! И вот, впоследствии было написано о нем: “Жены его склонили сердце его к иным богам и сердце его не было вполне предано Господу”. (3 Царств, 11:4).

Вспомните Ахава, которого жена его Иезавель наставляла на нечестивые поступки! “Худые сообщества развращают добрые нравы”. (1 Кор. 15:33).

Ваша жена или ваш муж — это самый близкий человек, который, вольно или невольно, влияет на вашу жизнь и характер. Это тем более важно, что плохое более легко и незаметно прививается, чем доброе.

Вокруг были разные народы, но Исаак не взял себе жены чужеземной. Он ждал, чтобы отец сам решил этот вопрос.

Дорогой друг, кому ты поручил решение этого вопроса? Или сам избираешь, как Исав или Ахав, взявшие чужеземных жен? Доверься небесному Отцу — очи Его обозревают всю землю и проникают в тайники сердца. Он не ошибется в выборе тебе друга жизни. Авраам верил Богу, что пошлет Ангела Своего для выбора жены Исааку.

1. Послана навстречу.

“И сказал (Елиезер): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне” (Быт. 24:12). Он обратился к Господу и Господь не отказал ему: “Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка... и кувшин ее не плече ее” (Быт. 24:15). Неоднократно в Слове Божием говорится о том, что Господь посылал нужного человека навстречу. Гонимый Илия получил указание пойти в Сарепту Сидонскую к вдове, которая будет кормить его. Не была названа улица, не было примет вдовы, но когда Илия подошел к воротам города, вдова оказалась там, собирая дрова.

Если ты, готовясь создать семью, этот серьезный шаг жизни поручаешь Господу — не заботься, Он пошлет навстречу тебе того, кого Он тебе предопределил.

2. Черты характера, которые Елиезер хотел видеть у будущей жены Исаака.

Приветливая и услужливая.

“Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; И девица, которой я скажу: “наклони кувшин твой, я напьюсь”, и которая скажет: “пей, я и верблюдам твоим дам пить”, — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим” (Быт.24:14-14).

Елиезер, прося Господа, поставил условие, чтобы она была, во-первых, приветлива. “Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его” (Быт.24:18). Приветливость — как цветок в прекрасном цвету своем. Приветливость как луч солнца, согревает людей. Нахмуренное лицо отталкивает от себя. Когда ты, уставший после труда, вернешься домой, приветливое лицо твоей подруги жизни ободрит дух твой. Отрадно в том доме, где приветливая семья.

Во-вторых, будущая жена Исаака должна была быть услужливой. “И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в пойло, и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его” (Быт.24:19-20). Какая готовность у Ревекки услужить случайному путнику! Кто стал бы обращать внимание на запыленных, усталых путников? Ревекка сделала это безо всякого расчета. Такова она была всегда, таковой она оказалась и при встрече с Елиезером.

Услужливость сегодня встречается все реже, все чаще сетуют на ее отсутствие. Но вернемся к Слову: “и еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть все для ночлега” (Быт.24:25). Если Елиезеру еще было неясно, эта ли избранница для Исаака, то после такого радушия все сомнения исчезли: это было указание Господа! “И преклонился человек тот и поклонился Господу” (Быт.24:26).

Если, избрав подругу жизни, ты просишь у Господа благословения и молчание Его принимаешь за согласие, вспомни, ставил ли ты условия Господу, каковой должна быть она? Условия на основании Слова Божьего о качествах, которые должны быть у избранного тобой друга жизни. Убедись в этом, как убедился Елиезер, который только после этого преклонился пред Господом и сделал дальнейшие шаги по соединению жизней Исаака и Ревекки.

Ты молод, ты хочешь иметь семью, где был бы жертвенник Господень. Обратись к Нему и через Слово Божие жди ответа. Желание иметь одно сердце, одни мысли, одни чувства может исполниться при следующих условиях:

а) избранница должна быть “из рода своего”, то-есть, христианкой. “Что общего у света с тьмою?” Взаимопонимание возможно при общей вере, общем духе и общей цели.

б) целью и смыслом христианской семьи должны быть слова: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33).

Добрая.

“Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и обрел благодать у Господа” (Притчи,18:22).

Доброта проистекает из сердца, наполненного любовью Иисуса. Доброта! Как трудно найти ее в мире! Она согревает и расплавляет в своих лучах всякое горе и залечивает раны жизни.

Разумная.

“Разумная жена от Господа” (Притчи,19:14). Разум — это мудрость. “Начало мудрости — страх Господень” (Притчи,1:7), а “Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен и зло не постигнет его” (Притчи, 19:23). Разумная жена удержит от падения членов своей семьи и научит их доброй христианской жизни.

Добродетельная.

“Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов” (Притчи, 31:10). Это деятельная жена во благо семье и окружающим.

“Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды... Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся... Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности... Весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее... Встают дети, и ублажают ее — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их” (Притчи, 31:20-29).

Воистину, цена ее — выше жемчугов.

Боящаяся Господа.

“Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы” (Притчи,31:31).

Причина разложения и растления мира в том, что есть люди, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся. В семьях, где отсутствует страх Божий, гнездится грех, нечестие, слезы и горе. Страх Божий удерживает от недостойных поступков. Страх Божий основан на уважении, ни преклонении и любви к Тому, Кем веки и вселенная сотворены: Кто не пощадил Сына Своего Единородного, чтобы нас, грешных, приблизить к Себе. Жена, боящаяся Бога, устроит дом, на котором будет благословение Божие.

Отвечает ли таким требованиям Слова Божия намеченный друг твоей жизни? А если твоя семья уже сложилась, проверь, какова она? Если не такова, как рассмотрели мы здесь, то молись и сделай все возможное, чтобы жертвенник Богу находился в центре твоей семьи. Чтобы иметь достойную помощницу, надо самому быть достойным. Принесите вместе очаг свой Господу. Очиститесь и освятитесь, соделайте целью своей — искать прежде Царства Божия и правды Его.

Решительная.

“И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду” (Быт.24:56). Она не медлила. В ней была готовность идти, не жалея о родном доме и не зная, что ждет ее в доме жениха. Путь был труден, нужно было, как когда-то Сарре, пройти через реки и пустыни. Но Ревекка дала согласие, не задумываясь.

Когда ты, дорогая сестра, даешь слово быть спутницей жизни другу, избранному для тебя Господом, какие соображения руководят тобою? Согласна ли ты пройти через жгучие пески испытаний, при палящем солнце путником и странником в этой жизни? А возможно, ты желаешь, по обычаю всей земли, поудобнее устроиться в этом мире, остановиться, как жена Лота в Содоме, крепко держать в нем своего мужа и детей? Ревекка готова была ко всяким трудностям и ясно представляла их себе.

Решительная Ревекка!

Скромная и почтительная.

“Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась”. (Быт. 24:64-65).

В наше время в мире стало принято женщинам обнажать себя взору каждого. Нескромность одеяний стала отвратительной доже для мирских людей, в которых еще теплится совесть.

Ревекка не выставила напоказ лица своего, хотя знала о своей красоте. Что побудило Ревекку закрыть покрывалом себя, когда она была так прекрасна? Скромность.

Сколько усилий нужно предпринять, чтобы скромность вернулась миру!

“Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет. 3:3).

Сегодня преобладает стремление внешностью выделиться среди людей. Но это ничего доброго не дает для жизни. Кроткий и молчаливый дух! Вот сокровище в женщине!

“Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее” (Притчи, 31:10, 26).

Вот в чем нуждается современный мир. Не уподобляемся ли мы миру в своей одежде, разговорах, обычаях? Есть ли в тебе, сестра, дух кротости в семье твоей? Кротости в обращении со старшими по возрасту, с родителями, с мужем, с детьми, с другими людьми? Поистине, многие могут только воздыхать о таком украшении для наших женщин. Не напрасно Слово Божие называет эту красоту нетленной. Приобресть ее дороже приобретения жемчугов. Но Господь дает ее даром! “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Матф. 11:29). Если твое сердце занято Христом, ты будешь кроткой и смиренной.

Кто хозяин твоего сердца?

Ревекка сошла с верблюда, увидев идущего навстречу им Исаака. Этим она проявила почтительность, так как, находясь на верблюде, она должна была смотреть на него сверху вниз. Когда мы проявляем почтительность к человеку, мы встаем при встрече с ним. Так поступила Ревекка. Как прекрасен этот поступок! А как ты, сестра, встречаешь отца, мужа, мать? Есть ли у тебя радостное приветствие для них? Или ты безразлична и холодна, когда твой муж приходит с труда? Научись у Ревекки с радостью и почтительностью встречать тружеников семьи.

Способная заменить мать.

“И ввел Исаак в шатер Сарры, матери своей; и утешился Исаак в печали по матери своей” (Быт.24:67).

Два года прошло со дня смерти матери Исаака — Сарры. Какой же она была для него прекрасной матерью, если он не мог утешиться и забыть ее в течение двух лет! Он был сыном ее старости — единственный сын, сын обетования, кроткий Исаак! Вся материнская нежность, любовь и забота окружали его

до самой ее смерти. Сердца их были соединены воедино любовью. Заметьте, что шатер Сарры не был убран после ее смерти в течение двух лет, пока Ревекка не вошла в него! Здесь, в шатре сохранялось присутствие Сарры, ее наставления, ее любовь. Ревекка не потребовала себе нового шатра — она смиренно вошла в шатер любимой матери Исаака и заменила ее ему. Мать замечает, когда дитя устало, когда скорбит, когда страдает душой. Мать нежно предупреждает своей лаской все огорчения, утешает и поддерживает ослабевающее сердце и руки. Такой же для Исаака стала и Ревекка.

Так ли ты входишь в жизнь друга твоей души? Или ты входишь как разрушительная, строптивая Иезавель? Став женою, заменяешь ли ты своему мужу нежную мать, сохраняешь ли материнский шатер заботы и защиты или жестоко и грубо разрушаешь его?

3. Обетование Божие Ревекке.

“Больший будет служить меньшему” (Быт.25:23).

Для Ревекки настал трудный момент в жизни — беременности, наступившей после долгих лет бесплодия, грозила опасность: “сыновья в утробе ее стали биться”. Обратите внимание, к кому обратилась Ревекка за помощью. Она не пошла к соседкам или к друзьям, но “пошла вопросить Господа.” Ревекка получила обетование об Иакове, и, поистине, он был кротким сыном. Иакав — младший, но ему принадлежало благословение первородства.

4. Последствия грехопадения Евы в жизни Ревекки (Быт. 27:8-29).

Нетерпение Ревекки в ожидании исполнения обетования.

Взаимопонимание и любовь Исаака и Ревекки прошли через всю жизнь. в течение 40 лет Ревекка утешалась Иаковом, Но вот настал ответственный момент — благословение детей.

Уже назначен день благословения, уже приближались шаги Исава, чтобы получить первородство, а Господь не проявляет Себя. Это был жгучий момент испытания веры Ревекки и она не выдержала его и проявила недоверие Госпаду. Для нас осталось тайной, каким путем Господь выполнил бы Свое обетование, но Слово Его никогда не остается бессильным, О, Ревекка, почему ты не пошла спросить Господа, как пошла в день рождения детей? НО Ревекка проявила нетерпение и решила, отстранив Господа, взять своими усилиям благословение Иакову.

Результат своеволия и обмана.

Благословение получено, но результат плачевный — любимому сыну надо бежать, спасаться в Харране, оставив родной дом, любящих отца и мать, шатры покоя и мира.

Рабский труд (Быт. 31:6-7,40-42).

Двадцать лет рабского труда пастухом чужих стад. Днем томила Иакава жара, ночью — стужа. Сон убегал от его глаз, чтобы звери пустыни не расхитили стад.

Страх перед обманутым братом Исавом (Быт.31:3).

Этот страх преследовал Иакова 20 лет. Наконец, он, как блудный сын, встал и пошел к отцу своему. Таким, как есть, в своем рубище прожитого, пошел навстречу брату.

Борьба с Богом за благословение (Быт.32:24-29).

Иаков думал вернуться к отцу своему, надеясь спрятать свой грех внутри себя и пользоваться благословением, полученным обманным путем. И только тогда, когда Господь встал на пути его и преградил дальнейшее продвижение, он понял, что его благословение не имело силы. Узаконить это благословение Иакову пришлось тяжкой борьбой. Даже бедро его было поражено. Господь только тогда благословил Иакова, когда увидел его огромную жажду получить это благословение. Но чтобы Иаков всегда помнил урок Божий, он понес в себе самом наказание Его — жало в плоть.

Опасный это путь — обманывать Бога и людей, не раскаиваясь в упорствовании своем. Обязательно придет возмездие.

5. Милость Божия.

Господь не оставил Иакова. Он видел его, одинокого беглеца в пустыне, когда он положил себе под голову камень, видел его, когда он пас стада в жару и в холод, когда проводил бессонные ночи. Видел идущего к нему навстречу с жаждой мести брата Исава — и смирил сердце последнего (Быт. 33:4).

О, как велика бесконечная милость Божия! “И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали оба”.

Выводы

Результатом всего одного самовольного решения благоразумной, добродетельной, боящейся Бога Ревекки стала несчастная жизнь любимого сына (Быт. 47:7-9).

С день расставания Ревекка думала вскоре увидеть сына, но не увидела его более до самой своей смерти.

Диавол, когда предлагал Еве вкусить от запрещенного плода, сказал ей: “Будете как боги”. Но вместо этого она получила изгнание из рая, скитание и скорбь. Ревекка хотела земных благ любимому сыну любой ценой и получила то, что он сказал в конце дней своих: “Несчастные дни странствования моего”. Бог поругаем не бывает!

Проверьте, нет ли в вашей жизни этого момента, как говорит апостол Павел Галатам: “Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?” (Гал. 3:3).

Отдавши себя в распоряжение Господу, пройдя жизненный путь из Харрана в Ханаан, доверившись Господу в избрании Его Женихом души своей, вы в трудный момент жизни проявляете недоверие Ему и своими руками созидаете благополучие в этой земной жизни своим детям, считая, что все средства хороши — обман, приспособление к мирским обычаям — лишь бы дети имели успех в этой жизни. Не то же ли хотела Ревекка? Не те же ли причины слез и сетований, когда дети ваши вырастают в нечестии и неверии? В какую пустыню духовную вы бросаете их! Просмотрите пути свои. Принесите Господу своих любимых. Его путь — путь благословений, пути диавола — пути, ведущие в ад. На какой путь направишь ты детей своих? И, когда будут кончаться дни жизни их, не скажут ли они: “несчастны дни странствования моего!”

Ревекка — прообраз Церкви.

“Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин.20:29).

Ревекка доверилась словам Елиезера и пошла к Исааку, никогда не видя его. Так и Церковь Христова под водительством Святого Духа доверчиво отдалась в руки Христа и уже 2000 лет следует за Ним. Жгучая пустыня мира, мрак греха, стоны мучеников, молитвы их, стойкость в страданиях и гонениях — это путь Церкви.

“Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”.

“Блаженны не видевшие и уверовавшие”.

 

ЖЕНА ИОВА

“Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду” (Иер. 29:11).

“Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой” (Иер. 31:16).

“Вот мы ублажаем тех, которые терпели” (Иак. 5:11).

Условия жизни жены Иова (Иов 1:3). Она была богата. Большое скотоводческое имение и весьма много слуг. Муж ее был знаменитее всех сынов Востока. Семеро сыновей имели каждый свой дом, где они пиршествовали.

Характер жены Иова. “И сказал Господь сатане: “Откуда ты пришел?” И отвечал сатана Господу и сказал: “Я ходил по земле и обошел ее.” И сказал Господь сатане: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет на земле такого, как он: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.” (Иов 1:7 – 8). Сказал ли то же самое Господь о жене Иова? Нет. Вместе с мужем она пользовалась благословениями Божьими но о ней Господь умалчивает. Не такова была жена Иова. Она принимала все блага жизни, как собственные, достигнутые своим трудом. Привязанность к земному заполняла все ее сердце. Богобоязненность отсутствовала. Обнаруживалось ли это, когда ее жизнь протекала в благополучии, достатке и радости? Нет, но когда испытания настигли ее одно за другим, стало видно все ее жалкое состояние.

Когда она лишилась материальных благ и любимых детей, она не сказала вместе с Иовом: “Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно.” (Иов 1:27).

Но в жизни ее еще осталась главная опора – муж. Когда же его коснулось поражение, и он, пораженный, вышел за стан, душа ее обнажилась совершенно. “Похули Бога, – сказала она ему, – и умри.” “Ты еще тверд в непорочности своей?”

Иными словами, она не разделяла с ним непорочности. Какой совет подала она мужу в часы тягчайшего испытания? В великой горечи он говорит ей: “Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” Она ушла, а он остался один, покинутый всеми, даже самым близким другом своей жизни; остался с черепицей, чтобы скоблить свои гноящиеся раны и день и ночь проводить под открытым небом. Постелью его был пепел.

“Похули Бога и умри” – совет жены при всем этом. На земле Иова стало все пусто. “К Богу слезит око мое.” (Иов 16:20) – вот все, что осталось в жизни Иова.

Обычно принято считать, что в горе изменяют друзья, но жена должна быть первым другом в радости и в горе. Жена Иова хотела принять только доброе из рук Бога через своего мужа.

Когда мы читаем о жене Иова, мы осуждаем ее и удивляемся ее нежеланию терпеть и нести кротко все посланное рукою Бога в ее жизни.

А пришла ли кому-нибудь из вас мысль сличить себя с нею? Вот так взять и проверить всю свою жизнь: как вы вели себя, когда жизнь протекала спокойно без изменений, какие в это время были у нас взаимоотношения в семье.

А как мы относились к различным недугам, лишениям и несчастьям в семье? Был ли взор ясен и светел, а сердце радостно? Когда муж страдал, утешала ли ты его? Или растравляла раны, как жена Иова? Не говоришь ли ты: “Похули Бога, зачем тебе быть верующим? Откажись от верности Ему и будет все в нашей жизни. Приспосабливайся, как прочие, зачем тебе быть твердым в непорочности?”

Может быть, мы увидим в жене Иова себя? Бог оставил нам, живущим в последние времена, образы, чтобы нам не быть похотливыми на злое.

“О, женщина, велика вера твоя”, - так сказал Иисус Христос. Пади на колени пред Ним и излей покаяние твое. Через бури жизни, через лишения и страдания пусть звучит голос Христа: “О, женщина, велика вера твоя.”

Долготерпение Иова и воздаяние.

И дал Господ вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его и ели с ним хлеб в доме его и тужили с ним и утешали его за все зло, которое Господь навел на него.” (Иов 42:10 – 11).

Из пепла поношения и унижения Господь воздвигает воздаяние Иову. Иов снова в своем доме. Он среди братьев и сестер своих, среди друзей. Жена его не вспоминается. Есть основание предполагать, что не удостоил ее Господь разделить радость воздаяния за терпение.

Мы поем: “Радость за горем, луч за дождем… Вот что дарует верным Христос.”

Верным дарует. Ты хочешь быть участником вечного блаженства на пире Иисуса Христа? Согласна ли ты терпеливо нести все испытания, посылаемые нам, Его Церкви?

К неземной стране путь указан мне,
И меня влечет что-то все вперед.
Не растут цветы на пути моем,
Лишь шипов кусты вижу я кругом.

Соловьи зарей не ласкают слух,
Лишь шакалов вой слышу я вокруг…
И встречаю я всюду крови след,
Кто-то шел, скорбя, средь борьбы и бед…

Это путь Церкви! Таков ли твой путь? Верная ли ты помощница, как давала обет своему мужу делить с ним и горе, и радость? Верна ли ты обещанию, данному Жениху души твоей Господу Иисусу Христу в день крещения? Дай ответ Богу.

Аминь.

 

МАТЬ МОИСЕЯ

“Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние” (Евр. 11:24-26).

Моисей — самая величественная и славная личность Ветхого Завета.

“Поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища”.

Как могла в тесноте, в рабстве, в тяжести работ, в порабощении, задолго до пришествия Христова, возникнуть такая величавая, благородная личность, которая добровольно избрала путь скитаний, лишений, отказавшись от роскоши, богатства, царского дворца?

Мало того, о нем Господь сказал, что “устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит” (Чис.12:8).

Случайно ли это явление? Нет, оно не случайно.

Изучая 2-ю книгу Паралипоменон, мы видим, что Духу Святому угодно было отмечать имя матерей израильских и иудейских царей, правителей народов:

“Семи лет был Иоас, когда воцарился, ...имя матери его Цивья из Вирсавии и делал Иоас угодное в очах Господних” (2 Пар. 24:1-2).

“Двадцати пяти лет воцарился Амасия, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иегоаддань, из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних” (2 Пар. 25:1-2).

“Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних” (2Пар.26:3-4).

Так сказано о Езекии, имя матери которого было Авия, и о других.

Зная, что у Господа не бывает ни одного праздного слова, вдумываясь в это, мы поймем, что формирование личности человека, направление его мыслей и путей жизни, чистота жизни, величие души, благородство, честность, искренность главным образом закладываются в детстве, причем, в раннем детстве, и, даже более того, еще до рождения матерью его.

1. В далекие времена рабства Израильского народа в Египте, народ Божий, угнетаемый, стонущий от тяжести работ — умножался. “И потому египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою” (Исх. 1:13-14).

Фараон приказал повивальным бабкам Шифра и Фуа уничтожать рождавшихся у евреев младенцев мужского пола. Но они боялись Бога и не делали этого (Исх. 1:12-22).

Как мужественны были эти женщины—рабыни! Они не боялись гнева царского, противостали его нечестивому желанию уничтожать народ, избранный Богом чрез Авраама, Исаака и Иакова. Страх Божий был у них превыше страха человеческого. “Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного евреем сына бросайте в реку”.

C cамого момента грехопадения человечества, когда Бог дал обетование, что “семя жены” поразит змея, все усилия диавола были направлены на уничтожение людей, чтущих живого Бога и стремящихся к святости, чтобы исключить возможность произойти Мессии из чресл детей Божиих.

Не те же ли приемы до наших дней? Сначала стеснить возможность добывать хлеб насущный - лишить работы, любой веной сделать горькой жизнь детей Божиих. Затем попытаться уничтожить морально - сделать их духовно мертвыми для Бога, и, если возможно, уничтожить физически.

2. Как поступила мать Моисея?

“Жена зачала и родила сына и, видя, что он красив, скрывала его три месяца” (Исх.2:2). Мать Моисея имела пламенное, всепоглощающее желание спасти дитя. Возможно ли грудное дитя хранить от чужого глаза и уха в течение трех месяцев? Сколько трудностей, бессонных ночей, утомления перенесла она! Ни на минуту нельзя было отойти от сына, при малейшем его движении нужно было сделать все возможное, что известно только матери, чтобы ребенок не плакал. В часы его сна мать склонялась пере6д всемогущим живым Богом, прося Его помощи, Его благословения, Его охраны. Мариамь, дочь ее, была ей доброй помощницей в деле сохранения жизни ребенка.

Так ли, сестры-матери, вы принимаете дитя свое, данное вам Богом? Делаете ли вы все возможное и невозможное для всех других, кроме матери, чтобы дитя ваше было чисто, сыто, присмотрено? Проявляете ли вы терпение Божие в уходе за этим беззащитным существом, отданным Богом в ваши руки? О, как часто усталая мать с раздражением и ропотом, как великое наказание, принимает новорожденное дитя!

А как вы заботитесь о духовном здоровье и росте ребенка? Прилагаете ли все усилия, забывая себя, свой сон, свою усталость, чтобы дитя с младенчества оградить от мира? Часто ли ты говоришь с Господом о младенце с первого его дня рождения и даже до рождения? Или ты говоришь так, как теперь принято:” вырастет, сам изберет”? Молишься ли ты над дитем, когда пеленаешь, когда кормишь, когда кладешь в кроватку? Уложив детей спать, становишься ли ты у их постели на колени, чтобы сказать Господу о каждом в отдельности? Или ты стремишься скорее к отдыху? Посмотри на мать Моисея, на ее терпение и умение сохранить младенца в течение трех месяцев! Она не думала о себе, а только о новорожденном.

3. Изобретательность матери Моисея.

“ Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет”(Исх.2:3-4).

Наступил момент, когда нужно было выпустить младенца из родительского дома - “не могли более скрывать”. Сколько ночей и дней думала об этом мать Моисея, сколько молитв вознесла она к Богу, спрашивая Его, что делать дальше! И Бог посылает ей удивительный план спасения дитяти - осмолить корзинку с крышкой и пустить его в ту же реку, которая должна была стать его погибелью по повелению фараона!

Река Нил была полна крокодилов, которые считались в Египте священными, им в жертву и должны были быть приносимы еврейские младенцы. Но мать Моисея сделала крышку на корзинке.

О, дорогие сестры - матери, думаете ли вы о том моменте, когда вашему ребенку надо будет переступить порог вашего дома и выйти в жизнь? “Осмолите” ли, оградите ли вы молитвами его ум и сердце, чтобы по возможности предотвратить проникновение в него всякого рода нечестия, которым наполнен греховный мир?

Когда ваше дитя идет в школу, чем заняты вы? Молитесь ли вы о том, что будет с ним? Знаете ли вы, с кем он идет в школу и с кем возвращается? О чем они беседуют дорогой и как ведут себя в пути? Не участвовал ли ваш ребенок в негодных делах? Как встречаете его вы, когда он возвращается домой? Горе вам, если, встретив его, вы даете ему поесть, а душа ребенка от вас далека! Некоторые матери не считают нужным поинтересоваться его успехами, проверить его дневники и тетради. Может быть, вы начинаете “смолить корзинку”, когда дитя уже спущено на воду? Но не будет ли слишком поздно? О, если бы вы были поглощены спасением вашего ребенка, как мать Моисея!

4. Предусмотрительность матери Моисея.

Она заранее изучила нравы и привычки дочери фараоновой. “ И вышла дочь фараонова на реку мыться, и прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее” (Исх.2:6).

Мать Моисея, рабыня, не имевшая права приближаться ко дворцу царя, много усилий и труда употребила, чтобы узнать, в какое время выходит дочь фараона на реку мыться и в каком месте. Она изучала характер ее и убедилась, что дочь фараона не жестока и способна к жалости. “Открыла и увидела младенца и вот дитя плачет - и сжалилась над ним” (Исх.2:6).

Мало, оказывается, только осмолить корзинку, нужно еще знать, куда поставить ее. Если она попадет к человеку жестокому, то погибнет твое дитя. Не может матери быть все равно, куда идет ее дитя и с кем проводит время. Не посылаешь ли ты сама его, дорогая сестра, в то место, где враг душ человеческих не пощадит твое дитя? А места, которые опустошают душу и сердце ребенка, тебе хорошо известны. Проверь, где и с кем проводит время твое дитя, когда уходит из дому. “Худые сообщества развращают добрые нравы” (1Кор.15:33). Знаешь ли ты, что читает твой ребенок? О чем думает? Беседуешь ли ты с ним об этом?

“О,- скажешь ты,- а когда же мне отдохнуть?” Спроси об этом у Господа и посмотри на мать Моисея. Она, молясь, изучала, куда поставить осмоленную корзину со своим младенцем.

5. Почему мать Моисея решила отдать дитя дочери фараоновой?

Потому, что она убедилась, что дочь фараона не жестока, доверяя Господу, верила, что она сжалится над ребенком и сохранит ему жизнь. К делу спасения младенца мать Моисея привлекла и всю свою семью: дочь Мариамь была ее соучастницей. “А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет” (Исх.2:4). В этом деле Мариамь проявила немалую смелость: “И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца?” (Исх.2:7). Каким же было счастье матери Моисея, когда она “взяла младенца и кормила его” (Исх.2:9)!

“Кормила его...” А как кормим мы наших детей? Может, они сами едят всякую пищу, и физическую и духовную, где хотят и что хотят с утра и до вечера?

Мать Моисея вскормила его так, что он, пришед в возраст, “поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища”.

Дальше

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки