Часть 4. Начало церковной дисциплины

В книге Екклесиаста сказано: "Всему своё время, и время всякой вещи под небом" (Екл. 3:1). Установлению эффективной церковной дисциплины мешают следующие пять основных причин:

1. Люди не знают того, что дисциплинирование приносит пользу.

2. Люди не знают, какие именно грехи должны наказываться.

3. Люди боятся его последствий.

4. Люди считают, что дисциплинирование - это изгнание из церкви, церковный суд и проявление нетерпимости.

5. Люди не знают хороших примеров, которым они могли бы подражать, не умеют "облачать в любовь" и "восстанавливать хромлющих".

6. Боязнь последствий. Многие пасторы не применяют дисциплинарных церковных мер из-за того, что боятся быть отверженными церковью, или что в церкви произойдёт разделение.

7. Игнорирование необходимых процедур.

8. Стремление уклониться от решения проблем. Трудности, связанные с проведением церковного дисциплинирования, очень часто кажутся несовместимыми с общими целями и задачами, стоящими перед церковью. Эти проблемы уводят нас в сторону и отнимают у нас столь ценные силы и время.

Конечно, проблемы можно стараться не замечать, но они от этого не исчезают. И если мы их стараемся не замечать, то они только накапливаются и усложняются. Некоторые проблемы могут даже показаться "исчезнувшими самими собою", но если они не были решёнными, они всё равно дадут о себе знать позже, нанеся вред как членам церкви, так и её руководству.

Приносят ли они пользу?

Во многих случаях в результате применения церковного наказания человек или люди, подвергнувшиеся ему, оставляют церковь и уходят из неё.

Церковное наказание только тогда достигает своих целей, когда члены церкви любят друг друга и привязаны к своему церковному руководству.

За какие грехи нужно наказывать?

В этом вопросе существуют две крайности. Одна из них: известен случай, когда членов церкви исключили только за то, что они посетили собрание не в своей церкви. Вторая: известен случай, когда пастор оставил свою жену и женился на своей секретарше и после этого с благословения членов церкви остался пастором в той же церкви.

Оба случая не соответствуют учению Библии. Библия говорит вполне определённо, что нужно было делать и в том, и в другом случаях, и мы немного позже обсудим соответствующие места.

Небиблейское отношение к церковной дисциплине

Некоторые люди рассматривают церковное дисциплинирование, как средневековую инквизицию, т.е. как церковный террор или религиозный экстремизм. Христиане, тем не менее, должны показать как церкви, так и миру, что дисциплинарные исправительные меры - это внутрицерковное семейное дело; они побуждаются и направляются любовью. Тело Христово - это духовная семья, все члены которой вошли в неё через духовное рождение.

Часть 5. Вопросы дисциплины в истории церкви

В первоапостольской Церкви дисциплинирование было признанной необходимостью; оно широко применялось на практике и служило признаком истинного, Библейского христианства.

В Новом Завете существует много доказательств того, что в первоапостольской Церкви применялись меры дисциплинарного взыскания (Матф. 18:15-20; Деян. 5:1-11; 1 Кор. 5:1-5; 2 Кор. 2:5-11; Гал. 2:2-14; 6:1; 2 Фес. 3:6-15).

Вопросы церковной дисциплины занимали важное место и в послеапостольский период, на протяжении двух или трёх столетий, и это видно из того, с какой серьёзностью обсуждались вопросы, какие грехи могут быть прощены, если они сделаны после обращения. Когда гонения на христиан усилились, возник вопрос, как относиться к тем, кто под давлением отрёкся от веры в Христа, но потом искренне покаялся. Можно ли было восстанавливать таких в церкви, и если да, то на каких условиях?

Апостольские постановления (252-270 гг.)

Эти и другие вопросы привели к тому, что была разработана система церковного наказания. В соответствии с так называемыми "Апостольскими Постановлениями", принятыми в Сирии в 252-270 гг. Р.Х., согрешивший должен был предстать перед церковью, где производилось тщательное расследование того, согрешил ли он на самом деле, и если он согрешил, то его отлучали от церкви на срок от двух до семи недель, в зависимости от тяжести соделанного им греха. Только после этого согрешивший восстанавливался в правах и мог иметь полное общение с церковью. Находившийся под таким церковным наказанием должен был доказать плоды искреннего раскаяния - сидеть возле церковных дверей в разодранной одежде и с посыпанной пеплом головой.

Четвертое столетие

К четвёртому столетию в церкви была разработана стройная система церковного наказания с подробным описанием необходимых действий для обсуждения согрешившего и его восстановления. В это время отношение к греху было очень серьёзным, и наказание, особенно за такие тяжкие грехи, как убийство, прелюбодеяние и блуд, было очень строгим.

Средние века

В средние века, благодаря быстрому росту числа монахов, всё большее влияние стала завоёвывать точка зрения, что грех должен быть обсуждён между согрешившим и его священником. Церковное разбирательство больше не требовалось, и публичное исповедание больше не допускалось. Согрешившему не нужно было показывать плоды истинного покаяния. Исповедь происходила тайно перед одним священником. И только в особых случаях требовалось общественное разбирательство.

Четвертый вселенский собор (1215 год)

На этом соборе было принято решение, что члены церкви должны в обязательном порядке раз в год совершать исповедь. Тот, кто хотя бы раз в год не являлся на исповедь к священнику, изгонялся из церкви, и ему отказывали в праве быть похороненным по христианскому обряду.

Реформация

Хотя Мартин Лютер решительно отбросил такие церковные нелепости, как индульгенции (отпущение грехов, которые могли быть совершены в будущем), к вопросам церковной дисциплины он относился с определённой нерешительностью. Его "Кирхенорднунг" ("Церковный порядок") не содержит никаких конкретных указанию о покаянии, исповедании или наказании за нераскаянный грех, равно как и возможности исключения из церкви. Однако, сам Лютер применял меры церковного дисциплинарного воздействия и призывал к этому других. Он считал, что в вопросах обличения и исправления основную роль должно играть Слово Божье, а отлучение от церкви должно быть только крайней мерою наказания. В нескольких случаях он настаивал на том, что не подчинившиеся церковному запрещению участвовать в Вечере Господней были отданы под юрисдикцию гражданских властей и были высланы из города.

Швейцарский реформист Ульрих Цвингли был более агрессивным в вопросах церковной дисциплины. Он считал, что гражданская и церковная власть должны быть едины, и что вопросами церковной дисциплины должны заниматься не только церковные служители, но и городские власти. Городские же власти имели право выносить приговоры.

Один из самых видных реформаторов, Жан Кальвин, внёс очень большой вклад в развитие церковного порядка и дисциплины.

Вопросы церковной дисциплины для него были настолько важными, что условием для своего возвращения в Женеву в 1541 году он поставил принятие его точки зрения по этим вопросам. Он настаивал на независимости церкви от гражданских властей, однако, искал у них поддержки, когда речь шла о наказании тех, кто нарушил церковную дисциплину.

"Бельгийское исповедание" (1561 год) как движение выросло из Реформации и считало, что церковная дисциплина - признак истинности церкви: "Отличительные черты истинной церкви - следующие: истинной церковь есть лишь в том случае, если в ней проповедуются чистые евангельские доктрины; если она в точности исполняет заповеданные Господом святыни (например, хлебопреломление); если она соответственно наказывает согрешивших или, если вкратце, в ней всё совершается исключительно по Слову Божьему, всё еретическое отвергается, и Иисус Христос признаётся единственным Главою Церкви".

"Гейдельбергский Катехизис", написанный в 1563 году и принятый в церквях и школах города Гейдельберга в Германии, также настаивал на строгой необходимости соблюдения дисциплины в церквах.

В "Вестминстерском исповедании веры", написанном в 1646 году, была целая глава, озаглавленная "Церковные порицания". Среди мер церковного наказания перечислялись: лишение на определённое время права принимать участие в Вечере Господней и отлучение от церкви.

Как видно из "Шлейтгеймского Исповедания" (1527) анабаптистское движение придавало важное значение вопросам церковной дисциплины.

Анабаптист Менно Симонс, ставший основателем менонитского движения, написал на эту тему три трактата. Некоторые считают, что он занимал крайний позиции в этих вопросах, хотя на самом деле, это вовсе не так. Он настаивал на строгом соблюдении церковной дисциплины, но подчёркивал, что целью церковного наказания должно быть увещание, а не отвержение.

В 17-ом веке шотландские пресвитериане строго придерживались церковной дисциплины и старались приобрести поддержку гражданских властей в вопросах соблюдения дисциплины. Английские пуритане также настаивали на соблюдении церковной дисциплины, но разработали такую доктрину церковной дисциплины, которая была независимой от гражданских властей. Джон Веслей, основатель методистского движения, был ревностным сторонником церковной дисциплины в рамках религиозной общины.

Представители конгрегационистов в течение двух лет (с 1646 по 1648 годы) проводили совещания в Кембридже, штат Массачусетс, с целью выработки своего собственного исповедания веры. В основном они согласились с положениями, изложенными в "Вестминстерском исповедании", за исключением вопроса церковной дисциплины. В заключительном документе "Кембриджская платформа" они выделили целый раздел под названием "Отлучение от церкви и другие наказания", в котором подробно описали порядок соблюдения церковной дисциплины. Этот документ - самое подробное, основанное на Библии, постановление по данному вопросу. Дисциплинарные меры, применявшиеся конгрегационистскими церквями в Массачусетсе, отражают место церковной дисциплины в историческом развитии американских церквей.

Рассматривая вопрос церковной дисциплины в исторической перспективе вплоть до настоящего времени, мы приходим к неоспоримому заключению, что в христианских церквях всегда применялись исправительные дисциплинарные меры. То, что этот вопрос находится сегодня в пренебрежении, не может затмить того факта, что в прошлом Церковь старалась сохранять свою чистоту и исправлять согрешающих членов.

Френсис Шейфер в письме издателю журнала "Христианство сегодня" выразил озабоченность духом примиренчества к греху, овладевшим многих евангельских христиан: "Этот новый шаг примиренчества по отношению к мирскому духу переходит к нам из двух групп: от тех, кто сознательно желает занизить требования Св. Писания, и от тех, кто не желает придерживаться истинной церковной дисциплины".

Вместе с таким примиренчеством, по словам Шейфера, приходит равнодушие к Библейскому учению о чистоте видимой Церкви Христовой. В течение всей истории церковная дисциплина играла важную роль в церковной жизни. Пришло время, чтобы этим вопросам снова стали придавать столь же важное значение в церквях.

Часть 6. Грехи, требующие наказания

Какие же грехи церковь должна считать достойными наказания? Я не знаю ни одной деноминации и ни одного вероисповедания, которое перечислило бы грехи, заслуживающие церковного наказания. В Библии, однако, приведены несколько списков грехов, которые могут послужить основанием для нахождения ответа на этот вопрос. Некоторые верующие считают, что составление подобного списка грехов напоминает "охоту на ведьм". С другой стороны, обращение к указаниям, данным в Св. Писании, должно побудить тех, кто заинтересован в вопросе поддерживания церковной дисциплины, обратить внимание на конкретные случаи, а не на различие чисто личностного характера. Касаясь вопроса церковной дисциплины, Ап. Павел пишет: 1 Кор. 5:11 - "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе".

Немного дальше апостол Павел снова перечисляет некоторые из грехов и добавляет: 1 Кор. 6:9-10 - "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые - Царства Божия не наследуют".

Подобные поступки характерны для тех, кто не знает Господа Иисуса Христа. Верующие в Христа, допускающие такие поступки, должны подвергнуться обличению и церковному наказанию. В Гал. 5:19-21 Ап. Павел приводит список "дел плоти", уверяя, что таковые "не наследуют Царствия Божия".

Гал. 5:19-21 - "Дела плоти известны; они суть: прелюбодение, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют".

Выражение "и тому подобное" указывает на то, что этот список не полон. Вполне понятно, что такие поступки у верующих достойны церковного наказания. Подобный список грехов привёл и Иисус Христос: Марк 7:21-22 - "Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство".

Во 2-ом Послании к Тимофею Ап. Павел перечисляет основные характеристики людей, которые будут жить в последнее время. Вот они: 2 Тим. 3:2-4 - "Ибо будут люди самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, злоречивы, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы".

В Послании к Титу апостол говорит о еретиках (Тит. 3:10), от которых, если они не желают исправиться, нужно удаляться. В Послании к Римлянам он также пишет: Рим. 16:17 - "Умоляю вас. братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них".

Должна ли церковь на основании вышеперечисленных мест составить список грехов, требующих дисциплинарного взыскания? Должны ли такие меры применяться ко всем или только к некоторым? На эти вопросы отвечает Ап. Павел: Гал. 7:1 - "Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым".

Обратите особое внимание на слова "в какое согрешение". Ясно, что он не выделяет какие-то особенные грехи. Ту же самую мысль, по-видимому, выразил и Иисус Христос в Матф. 5:23-24, где Он повелевает Своим слушателям примириться со своим братом прежде, чем обращаться к Богу. Говоря о грехе, Он употребил слово "что-нибудь".

Из Гал 6:1 и Матф. 5:23-24 ясно вытекает, что любое согрешение должно привести к обличению и последующему исправлению. Дениэл Урей, пастор и автор книги "Библейская церковная дисциплина" пишет: "Библейские доктрины, определяющие поведение верующих, требуют определённой дисциплины". Дисциплинарные меры могут быть различными, в зависимости от конкретного согрешения, однако, любой известный грех должен повлечь за собою какое-то взыскание. Конечно, оно не означает, что верующие должны надеть на себя форму гестапо и внимательно следить друг за другом. Но, как члены семьи Христовой, они должны, руководствуясь любовью, исправлять друг друга.

Грехи, требующие церковного наказания можно разделить на четыре категории: нарушения Христовой любви, единства, законов истины. Нарушение любви - это личное согрешение против брата или сестры (см. Матф. 5:23-24). Нарушение христианского единства - это такие действия, которые нарушают мир в церкви (Рим. 16:17; Тит. 3:10). Нарушение христианского закона или христианской морали - это нарушение этических правил, установленных в Ветхом и Новом Заветах, и в данном случае перечисления грехов, которые мы находим в Св. Писании, помогают нам установить те действия и поступки, которые представляют собой грехи данной категории. Нарушение христианской истины - это отвержение важных Библейских доктрин, и Библия называет это ересями (1 Тим. 6:3-5; Тит. 3:10; 2 Иоан. 7-10).

Церковь нашего 20-го столетия должна обратить внимание на христианскую дисциплину. Она ключ к эффективным взаимоотношениям в семьях, в церквях и в мире, поскольку церковное дисциплинирование направлено на исправление, а не на осуждение. Дисциплинарное взыскание должно следовать сразу же после согрешения и тогда оно будет иметь самое сильное влияние на будущее поведение. Оно способствует тому, чтобы верующие имели истинную любовь (см. Ефес. 4:15).

Проявляет ли современная церковь заботу о соблюдении дисциплины? Иисус Христос заботился об этом. И Его последователи, как Его Невеста, должны заботиться о своей чистоте и готовности встретить Его, когда Он снова придёт на землю.

Часть 7. Учение Иисуса Христа

Иногда за церковною дисциплиною стараются следить те, кто даже не удосужился ознакомиться с тем, что по этому вопросу говорит Библия. Последствия в таком случае бывают катастрофичными. Процесс дисциплинирования становится не только более длительным и болезненным, но обычно не достигает своей цели. Наиболее разумно следовать указаниям, данным Иисусом Христом и записанным в Матф. 18:15-17.

Иисус отметил четыре основных шага в процессе исправления согрешающего (1) личное порицание; (2) встреча при свидетелях; (3) публичное объявление; (4) публичное отвержение.

Личное порицание

В Матф. 18:5-14 изложено предупреждение, сделанное Иисусом Христом Его ученикам об опасности ввести кого-либо в соблазн. В стихе 7 сказано: Матф. 18:7 - "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".

Верующие должны следить за тем, чтобы своим поведением они не толкнули кого-либо в грех. Горе тому, кто разрушит духовную жизнь другого человека!

Однако, что если согрешили не вы, а ваш брат? Как христианин должен поступить в таком случае? Выражая осуждение тем, кто вводит других людей в грех, Иисус Христос объясняет, что должен сделать верующий, если против него согрешил его брат. Первый шаг описан в стихе 15; Иисус говорит: Матф. 18:15 - "Если же согрешит против тебя брат твой, приди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего".

Верующий, против которого согрешил другой член церкви, должен встретиться лично с ним и обличить своего брата или сестру в грехе.

Существуют разногласия по поводу того, есть ли в греческом оригинале слова "против тебя". В нескольких древних рукописях они отсутствуют (Ватиканский Кодекс и Синайский Кодекс). Возможно, что слова "против меня", содержащиеся в 21 стихе, побудили переписчика добавить слова "против тебя" в 15-ом стихе. С другой стороны, эти слова могли быть пропущены другими переписчиками с той целью, чтобы придать этому стиху общий характер. Хотя некоторые настаивают на том, что слова "против тебя" дописаны позже, Гандри приводит доказательства в пользу того, что они есть в оригинальном тексте. Следующие несколько позже выражения "между тобою и им одним" и повеление примириться с кающимся братом (18:21-35) свидетельствуют в пользу того, что слова "против тебя" принадлежат первоначальному тексту.

Но независимо от того, составляют ли слова "против тебя" часть оригинального текста или нет, из Гал. 6:1 становится ясно, что верующие должны выступать против любого греха, а не только против греха, совершённого одним верующим против другого. Апостол Павел ясно говорит: Гал. 6:1 - "Братия! если впадает человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым".

Как Иисус Христос, так и Ап. Павел призывают верующих проявлять интерес к тому, какое у них отношение к греху своих братьев и сестёр. Они повелевают обличать тех братьев и сестёр, которые встали на опасный путь греха.

Иисус говорит, что согрешающего брата нужно обличить, обличить - это очень сильное слово, могущее означать "ввести в свет, обвинить или осудить кого-то в чём-то". В это понятие входит выговор, влекущий за собою обвинение. То же самое слово Иисус Христос употребляет и тогда. когда говорит о служении Духа Святого в среде верующих: Иоан. 16:8 - "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде".

В данном случае слово "обличит" означает, что кому-то будет указано на его вину. Обличить человека можно многими путями. Как учителю мне приходится сталкиваться со случаями, когда ученики не хотят учиться или ведут себя неподобающим образом. Будучи наделён определённой властью, я мог бы применить строгие меры взыскания к провинившимся ученикам. Но такой подход не соответствует учению Библии. Апостол Павел призывает действовать в таких случаях "в духе кротости" (Гал. 6:1). Указывать людям на их ошибки - это своеобразный риск. Вы никогда не знаете как обличаемый отнесётся к обличению. А поэтому обличать нужно в кротости с тем, чтобы поощрить человека признать свой грех, вместо того, чтобы он огорчился и озлобился. Обличение нужно делать с любовью.

Если я хочу кого-то обличить, я прежде всего напоминаю самому себе, что я когда-то согрешал и, возможно, таким же грехом, как этот брат или эта сестра. Я вспоминаю, как кто-то поправил меня, и думаю о том, как бы мне хотелось, чтобы поступили со мною, если бы я оказался на месте согрешившего. Мне хочется помочь молодому человеку или девушке возрастать духовно, а не охладить их энтузиазм или уничтожить их стремление к самовыражению. Моя цель заключается в том, чтобы исцелить рану, а не насыпать на неё соль.

Затем, прежде чем начать обличать я приношу это дело к Господу. Я следую примеру Самуила: когда Израиль потребовал себе царя, Самуил сначала помолился Господу и только потом обратился с речью к народу (1 Цар. 8:6). Молитва делает меня способным правильно отнестись к любой реакции обличаемого ещё до того, как я начну разговор.

И, наконец, когда я уже начал разговор, я прежде всего выражаю мою признательность за то доброе, что я вижу в этом человеке. Я делаю это с той целью, чтобы показать, что я лично глубоко заинтересован жизнью этого человека и его духовным благополучием. И только после этого я перехожу к тому, что меня беспокоит.

В некоторых случаях грех очевиден, и ни у кого нет сомнения в том, что брат или сестра согрешили. Но обычно нужно так начать разговор, чтобы оставалось место для признания с моей стороны, что я ошибаюсь.

Вполне возможно, что информация, которой я обладаю, в чём-то неверна. А поэтому разумно сначала объяснить то, чем вызвана моя озабоченность, и потом спросить: "Брат, я правильно понял твой поступок?", или: "Возможно, я в чём-то ошибаюсь, и ты хотел бы меня поправить?" Иногда я делал выводы и лишь после этого обнаруживал, что мною были беспорядочно изложены факты. Многие недоразумения можно легко устранить благодаря откровенному и спокойному обмену мнениями. Такая задушевная беседа обычно только укрепляет добрые взаимоотношения с обличаемым человеком. Даже если речь идёт о конкретном грехе, многие люди остаются признательными мне только за то, что я нахожу смелость открыто поговорить с ними об их грехе.

Конечно, первая беседа должна происходить наедине. Иисус Христос, говоря об этом, употребил слова "между тобою и им одним". Другими словами, я не имею права говорить об этом публично или с кем-нибудь другим, пока не поговорил лично с согрешившим. Только таким способом можно избежать недоразумений.

Подобное недоразумение случилось в моей практике несколько лет тому назад, когда я неправильно отозвался в моём классе о другом учителе. К сожалению, прежде, чем поговорить со мною наедине, учитель, о котором я отозвался нелестно, доложил об этом начальству, и у меня была большая неприятность. Всего этого можно было бы избежать, если бы я сначала поговорил с этим учителем наедине, прежде чем нелестно отзываться о нём.

В последнем предложении 15-го стиха 18-ой главы Евангелия от Матфея выражен желательный результат обличения: Матф. 18:15 - "...Если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего".

В данном случае слово "послушает" означает нечто большее, чем терпеливое выслушивание. Оно означает: "согласиться с обличением и послушаться совета" (Иоан. 5:15; 9:27; Деян. 28:28). Именно в таком смысле употреблено это слово здесь и в 16-ом стихе. Такое мнение подтверждается словами Иисуса Христа: Лук. 17:3 - "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему".

Если тот, кого вы обличаете внимательно вас выслушает, признает свой грех и покается в нём, вы приобрели этого верующего, и он снова может быть плодоносным на ниве Божьей.

Из данного места Св. Писания ясно вытекает, что в любой беседе с членом Тела Христова мы должны быть способны внимательно выслушать нашего собеседника. Но внимательно слушать - это нелёгкое дело.

Это требует того, чтобы мы забыли о нашей самозащите и постарались понять истину. Большинство же из нас вместо того, чтобы внимательно слушать, обдумываем то, что мы скажем в свою защиту или же о том, что нам следует сделать! В подобных случаях нам не следует забывать, что Сам Христос наш Защитник и Ходатай (1 Иоан. 2:1) и, что истина приносит духовную свободу (Иоан. 8:32). Дон Бабна даёт хороший совет тем, кто хочет научиться слушать: "Развить самодисциплину внимательного выслушивания собеседника мне лично помогло то, что я смог подводить итог тому. что говорит мой собеседник. После того, как он выскажется, я подвожу итог сказанному им. с тем, чтобы он узнал, что я внимательно его выслушал.

Из истории Церкви известно, что в церквях происходило немало споров о том, следует ли публично исповедовать грех, сделанный тайно.

Джешки утверждает, что в первые столетия церковь требовала, чтобы её члены совершали публичную исповедь. Однако, из разобранного нами места Св. Писания (18-ая глава Ев. Матфея) публичное исповедание не кажется обязательным. Напротив, исповедание или покаяние может быть публичным или совершённым наедине в зависимости от того, какой стадии достигло обличение.

Общее правило, которого следует придерживаться, заключается в том, что грех, сделанный наедине, требует и обличения наедине, а также и покаяния наедине. Исключение из этого правила составляет такой грех, который повлёк за собою публичные последствия. Было бы хорошо, если бы церковная община, узнав, что незамужняя девушка, член их церкви, забеременела и покаялась в своём грехе, оказала этой сестре любящую поддержку и ободрение, или же, если церковь узнала, что её член, бизнесмен, находится под следствием за совершённый обман и покаялся в своём грехе, оказала ему поддержку и ободрение как единая семья в трудное для него время суда и возможного тюремного заключения. Подобные случаи неизбежно станут известными широкой публике и они должны быть так представлены перед церковью, чтобы она, в случае если согрешивший член церкви покаялся, оказала ему любящую поддержку в тот момент, когда последуют серьёзные публичные последствия совершённого греха.

Беседа при свидетелях

Многие грехи могут быть обсуждены и устранены благодаря беседе один на один с согрешившим. Но как быть, если брат или сестра, которого вы хотите обличить, не хотят вас слушать? Как быть. если они не хотят признать своего греха и покаяться в нём? Иисус Христос предвидел, что такие случаи могут иметь место. Он говорит: Матф. 18:16 - "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы. если бы повесили мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской".

Возможно, Иисус Христос основывался на Ветхозаветном положении, что вина может быть признана только в случае двух или трёх свидетелей (Втор. 17:6; 19:15; Числ. 35:30; 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19). Для того, чтобы убедиться, что заключение о виновности сделано справедливо и непредвзято, необходимо присутствие нескольких свидетелей.

Какая же задача возлагается на присутствующих свидетелей? Возможно, они должны сами убедиться в том, что обвиняемый согрешил и присоединиться к обличающему. В судебных процессах отсутствие свидетелей или наличие только одного свидетеля делает задачу обвинителя очень трудной. Библейское требование о наличии нескольких свидетелей рассчитано на то, чтобы избежать ложных обвинений, сплетней и ложного осуждения. В дисциплинарном процессе, те, кто был свидетелями греха верующего, могут усилить обличение и сделать его более действенным. Свидетели могут также направить беседу по другому руслу, осветив более ярко относящиеся к данному делу факты, а также усилив ответственность обличаемого, поскольку они могут выступить свидетелями и перед церковью.

Гандри, однако, выражает иную точку зрения: "Евангелист Матфей не говорит о том, что один или два свидетеля, о которых идёт речь, должны быть свидетелями греха, который совершил обвиняемый. Цель их присутствия не заключается в том, чтобы усилить обвинение (в данном случае оно является истиной, не требующей доказательства) и не в том, чтобы они были свидетелями в случае разбирательства этого дела перед церковью, а в том, чтобы усилить воздействие обличения с тем, чтобы наступило исправление".

Хотя свидетели могут внести большую ступень объективности, Гандри считает, что их главная цель заключается в усилении действия обличения и, таким образом, в повышении вероятности покаяния. Хенриксон замечает по этому поводу: "В данном случае двоим или троим легче достичь желаемой цели. чем одному".

Если учесть, что в данном случае истинность обвинения подразумевается сама собою, нужно учесть, что сам термин "свидетель" относится к тому, кто что-то видел и слышал. Хотя свидетели в данном случае могли не присутствовать тогда, когда обвиняемый совершал грех, они должны быть в состоянии представить доказательства того, что данный грех всё-таки был совершен. Так, например, свидетели могли не видеть сам акт прелюбодеяния. Но если они видели, как замужняя женщина входила поздно вечером в дом к чужому мужчине, это наравне с другими фактами может послужить серьёзным доказательством её вины. Если свидетель или свидетели даже не видели самого факта греха, но обвиняемый сознаётся в нём в процессе беседы, свидетель сыграет свою положительную роль.

Привлечение свидетелей может показаться актом угрозы или запугивания. Однако покаяние не должно вызываться угрозами или запугиванием. Привлечение свидетелей рассчитано на то, чтобы виновный мог легче осознать серьёзность своего духовного положения. Бабна утверждает: "Хотя переход к открытому обличению на людях и кажется запугивающим, он способствует тому, что дело будет рассмотрено с большим вниманием".

Публичное объявление

Третий шаг в процессе дисциплинарного воздействия изложен Иисусом Христом в 17-ом стихе: "Если же не послушает их, скажи церкви...".

Отказ согрешившего брата или сестры признать свой грех и покаяться в нём требует представления этого дела перед церковью. До этого момента процесс происходил в личной обстановке. Однако, отсутствие покаяния должно привести к более серьёзным действиям.

Когда Иисус Христос говорил эти слова, Новозаветная церковь ещё не существовала, и Новый Завет не был написан (Матф. 16:18). Слово "церковь" (екклезиа) в данном случае означало группу верующих, собранных в одном месте. Обратите внимание на то, что Христос не говорит: "Скажи об этом папе, священнику или братскому совету". Но Он говорит: "скажи церкви...". Именно церковь - это последняя инстанция в процессе дисциплинарного воздействия.

Конечно, это не означает, что церковных руководителей (пресвитера, диаконов или руководящих братьев) не нужно информировать о своём намерении обратиться к церкви. Напротив, именно руководящие братья могут быть наилучшими свидетелями на второй стадии разбирательства, о которой мы говорили ранее. Однако принцип, которым, по-видимому, руководился Христос, повелевая представить это дело перед всей церковью, заключается в том, что все верующие составляют одно Тело (1 Кор. 12:14-20), и на всех возложена ответственность "заботиться друг о друге" (1 Кор. 12:25). Поддержание церковной дисциплины - это как раз и выражение подобной заботы.

Но каким же образом дело согрешившего святого должно быть представлено перед церковью? Нужно ли это напечатать в церковном бюллетене или об этом нужно объявить во время церковных объявлений? Или же для этого нужно собрать специальное членское собрание? Поскольку Иисус Христос не сказал ничего конкретно по этому поводу, у нас остаётся определённая гибкость в этом вопросе.

Один пастор предлагает, чтобы имя согрешившего не сообщалось церкви за исключением только случаев отлучения от церкви. Он понимает слова Христа "скажи церкви" как повеление сказать о сделанном грехе, но без сообщения имени согрешившего. По его мнению руководящие братья должны сказать церкви только сущность данного дела. Из заявления руководящих братьев членам церкви станет ясно, что кто-то из членов церкви сделал что-то, нарушающее принципы Св. Писания. Церкви также будет сообщено, что продолжающий согрешать таким образом, навлечёт на себя дисциплинарное воздействие со стороны руководящих братьев.

Вполне очевидно, что нет ничего плохого в том. чтобы поставить всю церковь в известность о необходимости воздержания от тех или иных поступков, которые руководящие братья считают греховными или вредными. Однако предложение заменить личное обличение общецерковным общим предупреждением не соответствует тому, что сказано в 18-ой главе Евангелия от Матфея. Общее содержание всей этой главы говорит о личном, конфиденциальном разбирательстве несовместимом с общим публичным объявлением.

Я считаю, что независимо от того, каким именно образом дело будет представлено церкви, оно должно быть представлено так, чтобы церковь смогла сыграть положительную роль и привести согрешившего брата или сестру к покаянию. Члены церкви должны молиться за согрешившего члена, не иметь духа критики и избегать предвзятого суждения. Такого не должно случиться со мною. В результате такого представления церковь должна лучше понять, что Бог ненавидит грех, но любит грешника. Именно такая точка зрения должна быть свойственна нам, христианам.

Однако церковь, в которой забеременела одна сестра-подросток, решила посвятить этому делу вечернее воскресное собрание. Пастор сказал проповедь на основании Матф. 18:21-35, подчеркнув милость Божью к грешникам и Его прощение, а также Его призыв к верующим прощать друг друга. После небольшой паузы, после окончания проповеди он предложил согрешившей признать свою вину и, таким образом, получить прощение от церкви. Девушка встала, рассказала о себе и сознала свой грех. После окончания собрания многие со слезами на глазах обнимали эту девушку.

Отлучение от церкви

Но как быть, если всё то, что сказано выше, не помогает? Что делать, если даже объявление перед церковью не приводит в сознание грешника? Остаётся последний шаг дисциплинарного воздействия на согрешающего: Матф. 18:17 - "...а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь".

Слова "не послушает" могут означать: "не обратит внимания" или "проигнорирует кого-либо или что-либо". Иногда согрешивший вообще отказывается придти на собрание, где разбирался бы его поступок. В таком случае разбирательство должно происходить и в его отсутствие.

В других случаях согрешивший "выслушает" обличения, предупреждения и наставления, но не прореагирует должным образом. В любом подобном случае, после того, как руководящие братья безуспешно пытались привести согрешившего к покаянию, такого члена церкви нужно отлучить от церкви.

Слова "язычник и мытарь" имели особое значение для евреев, живших во времена Иисуса Христа. Согласно широко распространенному в то время мнению, язычники не были участниками обещанных Богом Израилю благословений. Язычникам не разрешалось идти дальше внешнего двора храма и входить во святилище. Наказанием за нарушение этого запрета была неминуемая смертная казнь. Мытари же, подобно Матфею (Лук. 19:2-10) собирали с евреев подати для римского правительства. Евреи считали их предателями, служащими Риму и живущими за их счёт. Очень часто они брали с людей больше, чем это полагалось по закону. Они были представителями иностранного развращённого правительства. Их незавидная, но выгодная работа делала их отщепенцами в иудейском обществе (см. Матф. 9:10; 11:9; 12:31).

Что же Иисус Христос хочет сказать о непокаявшемся грешнике.

Он просто указал Своим ученикам на то, что такой человек становится на уровень язычников и мытарей. Лучше всего такое состояние можно описать латинским словом "экскоммуникация". Приставка "экс" означает "вне", а слово "коммуникация" - "общение". Другими словами: такой человек лишает сам себя права членства в церкви, общения с верующими и участия в хлебопреломлении. Такой человек не может исполнять никаких церковных обязанностей и не может пользоваться никакими церковными привилегиями.

Дон Бабна следующим образом описывает такое состояние: "Это означает, что к такому человеку нужно относиться как к неверующему, поскольку, он не живёт так, как должен жить верующий. Но такого человека нужно любить, поскольку Иисус Христос любит мытарей и грешников. А это значит, что такому человеку нужно свидетельствовать, но не относиться к нему как к члену Тела Христова".

Каким бы серьёзным не был этот шаг, я должен подчеркнуть, что его назначение состоит также в том, чтобы привести согрешившего к покаянию. Даже этот наиболее решительный шаг в процессе церковного дисциплинарного воздействия должен совершаться с любовью и таким образом, чтобы поощрить согрешившего к покаянию и последующему восстановлению.

Исключение из церкви должно говорить согрешившему: "Мы находим твоё поведение неприемлемым для Бога и для Церкви. Наша любовь к тебе заставляет нас предпринять этот шаг, и хотя он болезненный, мы надеемся, что милость Господня приведёт тебя к покаянию и последующему восстановлению".

Несколько лет тому назад мне сообщили, что один бывший студент богословской семинарии, где я преподавал, был подвергнут церковному наказанию за грех блуда, который он не хотел исповедать и в котором не хотел раскаяться. Он продолжал грешить, и, в конце концов, развёлся со своею женою и женился на любовнице. Несмотря на то, что эта история столь печальна и достойна сожаления, церковное наказание, в конце концов, подействовало, и тот брат покаялся. Тот брат и его вторая жена покаялись в их прошлых грехах и осознали, что они причинили острую боль как церкви, так и его бывшей жене.

Увидев плоды истинного покаяния у них обоих, церковь простила их грех и приняла их исповедание и покаяние как соответствующее Св. Писанию. Пастор церкви сообщил потом мне: "Их с радостью снова приняли в члены церкви". Нет нужды говорить о том, что все трудности в их жизни после этого исчезли. Никто не может, нарушив Божьи законы, ожидать, что это не принесёт никаких печальных последствий. Однако, церковь помогала этой паре своими духовными советами. Принятое церковью дисциплинарное воздействие принесло свои плоды, и Бог с его помощью восстановил согрешивших святых.

Я просто не могу подчеркнуть должным образом нужду в том, что церковь должна осуществлять позитивные меры в вопросе соблюдения церковной дисциплины. Осуществляя дисциплинарный процесс, церковь уникальным образом может показать силу и значение искупительной и восстанавливающей любви Христовой. Любовь и сочувствие, оказанное, церковью к падшим святым никогда не могут быть забыты. Но нам нужно помнить о том, что любовь и сочувствие, проявляемые к грешнику не должны делать нас "мягкими" по отношению ко греху.

Как же можно показать любовь на практике? Прежде всего нужно осознать то, что церковное дисциплинирование имеет отношение к личной, внутренней жизни верующих. Члены церкви не должны вникать в интимные подробности данного случая, которые уже были рассмотрены теми, кто занимался этим делом. Исповеданный и прощённый грех должен быть забытым. Нет никакой необходимости в каких-либо дальнейших разбирательствах. Верующие также должны остерегаться того, чтобы не делать в адрес согрешившего какие-либо необдуманные и оскорбительные замечания. Теперь наступило время оказать согрешившему гостеприимство и расположение, неплохо было бы послать ему открытки с выражением приветствия или позвонить ему по телефону. Верующие, подвергшиеся церковному обличению должны почувствовать расположение и любовь других членов церкви, как членов своей семьи. Всё это подготовит условия для духовного исцеления и восстановления в плодоносном служении Господу.

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки