Часть 8. Учение Апостола Павла

Подобно Иисусу, Павел даёт несколько весьма полезных советов относительно церковного наказания. Он признаёт те же существенные меры, что и Иисус (Матф. 18:15-17), и сообщает некоторые дополнительные детали, касающиеся последней ступени наказания - отлучение от церкви.

Предварительные действия

В отличие от Иисуса, Ап. Павел не даёт систематической, шаг за шагом разработанной процедуры установления церковного наказания. Тем не менее, он ясно высказывается, что предварительные меры, предшествующие окончательному наказанию (отлучение) существуют.

Личное (конфиденциальное) увещевание - Павел обращает внимание юного Тимофея на то, что даже если есть основания для строгого порицания, лучшим методом, порой, является просто личное увещевание (2 Тим. 4:2). Он пишет: 1 Тим. 5:1-2 - "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою".

Личное увещевание помогает избежать противодействия, часто возникающего при использовании более сильных форм наказания. Оно создаёт атмосферу дружеского расположения, предлагая исправление в мягкой любящей манере. Личное увещевание - наиболее подходящая форма обличения по отношению к людям старше себя Библейские тексты подчёркивают особую важность уважительного отношения к старшим (Исх. 20:22; Втор. 5:16; Ефес. 6:2). Те же указания должны быть применимы и по отношению к пожилым женщинам.

Павел подчёркивает, что личное увещевание стоит ближе к чисто семейным отношениям, в которых состоят все члены Тела Христова.

Это видно из сравнений: "как отец, братья, как матери, как сестры" (1 Тим. 5:1-2). Кроткое поведение часто склоняет нарушителя к тому, чтобы выслушать и внять предупреждению.

Резкое порицание - В Послании к Титу, совершавшему служение на Крите, Павел отмечает. что на словах критяне "знают Бога; а делами отрекаются от Него" (Тит. 1:16). Многие из них были лжецами, бесчинствовали, приводя целые семьи в расстройство и участвуя в богослужениях из выгоды. Павел приводит слова широко известного критского поэта Эпименида (родился примерно в 600 году до Р.Х.): "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Он считал это нелестное определение справедливым. Что же делать с такими людьми в церкви? Павел советует Титу: Тит. 1:13 - "По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере".

Слово "обличай" - то же самое, которое Иисус употребляет, указывая, каким должен быть первый шаг в поведении с согрешившим братом (Матф. 18:15). Это сильное слово, которое переводится, как "осветить", "разоблачить", "осудить" или "убедить". Появляется оно и в других местах со схожим текстом (например, 2 Тим. 4:2; Тит. 2:15).

Внушая Титу мысль о необходимости подобного порицания, Павел употребляет слово, происходящее от глагола "отрезать". Оно означает "кратко и круто", а в данном контексте "резко и сурово". Павел объясняет где и когда следует употреблять строгие слова порицания по отношению к нераскаявшимся грешникам-христианам. Подобный выговор должен сделать ясным, что именно он или она неправильно совершили. Это помогает довести порицание и до сознания, и до чувства согрешившего, в результате чего произойдут изменения и не только внешние. Затем следует предупредить нарушителя о грядущих последствиях, в случае продолжения им неправильного поведения. Нужно подчеркнуть и то, как высоко вы цените его, заботитесь о нём и не хотите поэтому, чтобы он страдал.

Необходимость в свидетелях - Касаясь церковного наказания, Иисус учил, что если согрешивший не будет реагировать на увещевание наедине, то необходимо сделать то же, но с привлечением двух-трёх свидетелей (Матф. 18:15-16; Втор. 17:6), чья основная задача будет не в установлении вины, а в усилении порицания самим фактом своего присутствия, что должно помочь грешнику быстрее прийти к раскаянию. В соответствии с замечаниями, сделанными Христом, апостол Павел также признаёт необходимость свидетелей для обвинения пресвитеров. Он пишет молодому Тимофею: 1 Тим. 15:19 - "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях".

Ап. Павел предлагает также принять меры, чтобы пресвитер не подвергался клевете или личным нападкам. Требование присутствия свидетелей должно было служить мерой предосторожности против непроверенных или несправедливых обвинений.

Хотя Павел давал свои советы Тимофею в связи с взаимоотношениями последнего с церковными служителями, слова апостола применимы и к проблеме церковных взысканий вообще. Без всякого сомнения, он делает упор на применении принципов учения Иисуса о церковных взысканиях к пресвитерам. Он целиком заимствует всё, что относится к необходимости участия свидетелей в процессе обсуждения, а также исправления согрешившего христианина. Однако цель такого участия - не выступление на публичном судебном процессе, а призыв к грешнику проявить ответственность и поощрить истинное раскаяние.

Публичное порицание

Если предварительные меры церковного взыскания не достигают цели, нужно, считает Павел, в соответствии с учением Христа, передать вопрос на рассмотрение церкви (Матф. 18:17). Он пишет: 1 Тим. 5:20 - "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели".

Слово "обличай" - то же, что и употреблённое Иисусом (Матф. 18:15); и самим Павлом в другом месте (Тит. 1:13). Обличение предназначено для того, чтобы указать на грех, обсудить его и убедить грешника в необходимости раскаяния.

Цель публичного порицания - не в том, чтобы наложить на нарушителя тяжёлое бремя. Не предназначено оно и для того, чтобы устыдить, унизить или наказать грешного христианина. Правильнее считать, что порицание, сделанное перед всей паствой, должно показать членам церкви, что то, что совершил их отступившийся собрат во Христе, не встречает одобрения у Господа и Его церкви. Такое публичное обличение должно быть не просто изложением фактических подробностей греха, но выражением озабоченности о христианине, который настолько ослеплён и ожесточён грехом, что даже не раскаивается в нём.

Павел не просто пишет о публичном порицании. Он сам применял его будучи учителем в Антиохийской церкви. Когда он находился в Антиохии, туда с визитом прибыл апостол Пётр (Деян. 13:1). Апостол Пётр, будучи наученным ранее через видение, которое он имел перед посещением дома Корнилия, не почитав никого из людей нечистым или не святым (Деян. 10:28), а потому он свободно ел за одним столом с верующими язычниками. Однако, когда из Иерусалима пришли верующие иудеи, апостол Пётр "стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных" (Гал. 2:12). Это заставило других евреев также лицемерить и делать вид, что они не общаются с верующими язычниками.

Что же сделал апостол Павел, заметив это лицемерие? Хотя апостол Павел ничего не говорит о том, обличал ли он апостола Петра наедине, маловероятно, чтобы он не сделал этого предварительного шага дисциплинарного взыскания, хотя, возможно, он мог умышленно этого не делать, учитывая серьёзность сложившейся ситуации из-за того, что Пётр, благодаря своему высокому положению в церкви, оказывал на многих сильное влияние. В любом случае, апостол Павел "лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию" (Гал. 2:11). Апостол Пётр проявил непостоянство. Он знал, что Бог принимает и верующих язычников, но, поддавшись влиянию некоторых видных верующих евреев, стал выдавать себя за скрупулёзного иудея, избегающего любого контакта с язычниками.

В Гал. 2:14 апостол Павел говорит нам, что он публично обличил апостола Петра в том, что тот допустил грех.

Гал. 2:14 - "Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?".

Хотя апостол Пётр не учил словесно, что язычники должны исполнять иудейские обычаи, своими действиями он внушал эту мысль другим.

Хотя апостол Павел не пишет, как Пётр отнёсся к его обличению, можно предполагать, что его реакция была положительной. Позже, на Иерусалимском соборе он поддержал Павла в том, что язычникам не следует исполнять иудейские обряды и правила (см. Деян. 15:7-11).

Вполне очевидно, что публичное обличение Павла в том, что Пётр лицемерил, восстановило уклонившегося от истины апостола.

Отлучение от церкви

Мы уверены, что Ап. Павел был весьма удовлетворён позитивным отзывом Ап. Петра, но что было бы, если бы апостол Пётр прореагировал отрицательно? Что если бы Пётр отказался послушаться обличения? Иисус Христос указывал на последний шаг в процессе церковного дисциплинирования, который предназначен для восстановления святых.

И этот шаг - отлучение от церкви в результате чего согрешивший теряет право на членство в церкви, на общение с верующими и на участие в вечере Господней (Матф. 18:17). Апостол Павел в посланиях к филиппийской и коринфской церквям говорит то же самое по отношению к согрешающим святым.

Удаления от общения как средство дисциплинирования

Многие коринфские верующие очевидно находились под сильным влиянием древнегреческого дуализма, считавшего, что тело человека принадлежит к материальному миру, и что оно по своей природе испорчено и зло. Душа же человека принадлежит к нематериальному миру и по своей сути добрая, и в ней сокрыта сущность жизни. Веря в то, что только душа наследует бессмертие (1 Кор. 15), некоторые верующие коринфяне считали, что то, что они делают в своём теле, не будет иметь никаких последствий для жизни вечной. "То, чего желает тело, нужно ему дать" - утверждали такие верующие (1 Кор. 6:12). Апостол Павел отверг такие аргументы указав: "Тело же не для блуда, но для Господа..." (1 Кор. 6:13). Поскольку тела верующих воскреснут и будут находиться в вечности (6:14), христиане не должны совершать аморальных поступков или общаться с теми верующими, которые их совершают.

В 1 Кор. 5:9 апостол Павел напоминает коринфянам данное им ранее указание относительной церковной дисциплины: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками".

Однако, не желая, чтобы коринфяне поняли его неправильно, а именно: будто бы он призывает верующих избегать всяких контактов с неверующими, апостола Павел уточняет своё повеление словами: 1 Кор. 5:11 - "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе".

Другими словами, они должны были избегать только тех, кто называл себя христианами, но не жил по-христиански.

В Фессалоникийской церкви положение было иным. Там проблема была не в аморальности, а в церковном беспорядке. Очевидно, что некоторые лжеучители убеждали верующих, что "день Господень" уже наступает (2 Фес. 2:2). Веря в то, что Господь придёт с минуты на минуту, некоторые члены церкви впали в крайность, бросили работу и стали жить беспорядочной жизнью (2 Фес. 3:12).

Апостол Павел указал на то, что такое беспорядочное поведение не соответствует тому, чему он их учил, равно как и тому, что он показал им на личном примере (2 Фес. 3:6). Сам Павел во время своего служения в Фессалониках работал "день и ночь", не желая обременять членов церкви. В ответ на такое поведение некоторых членов церкви, апостол Павел пишет фессалоникийцам, призывая их удаляться...

2 Фес. 3:6 - "...от всякого брата, поступающего бесчинно".

А в стихе 14 он заявляет: "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его". Таким образом, всякий член церкви, не желающий придерживаться церковного порядка, должен быть подвержен дисциплинарному взысканию!

Выражение "не сообщайтесь с ним" встречается только в 1 Кор. 5:11 и 2 Фес. 3:14. Буквально оно означает "не смешивайтесь с такими". Очевидно, что апостол Павел запрещает общение с теми, кто на словах исповедует Иисуса Христа, а на деле отрекается от Него.

Это повеление не сообщаться в некоторых церквах понимают, как необходимость "избегать" таких верующих. В связи с этим возникает два вопроса. Во-первых, отличается ли эта форма церковного наказания от исключения из церкви (отлучения от церкви)? И во-вторых, в каких случаях это наказание должно применяться?

Некоторые считают, что в данном случае апостол Павел говорит о более мягком церковном наказании чем то, о котором говорил Иисус Христос в Матф. 18:17. Многие понимают это как предварительную внутрицерковную изоляцию, предшествующую полному исключению из церкви.

Такая точка зрения основана на некоторых других подобных местах в посланиях апостола Павла. Так например, в Послании к Римлянам он пишет: Рим. 16:17 - "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них".

А в Послании к Тимофею он пишет: 2 Тим. 3:5 - "Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, таковых удаляйся".

Однако, в контексте 1 Кор. 5 глава можно рассматривать разбираемое повеление апостола Павла, как окончательный шаг, о котором говорит Иисус Христос в Матф. 18:17. И это видно из 13 стиха: "Итак извергните развращённого из среды вас" (1 Кор. 5:13). "Не сообщаться" с непокаявшимися грешниками - это логическое следствие исключения человека из сообщества святых. Такое исключение согрешившего лишает его любого христианского общения или служения до тех пор, пока он должным образом рассчитается с своим грехом. Как кажется, просто невозможно. чтобы брат или сестра подвергшиеся изоляции, оставались в церкви. Это противоречило бы самим принципам общения и сущности внутрицерковной жизни (Деян. 2:42).

Но что же означает практически повеление "не сообщаться" с неправильно поступающими христианами? Некоторые настаивают на том, что в таком случае не должно быть абсолютно никаких контактов между верующими и согрешившим христианином. Ленно Симрис, например, распространяет это правило даже на семью и семейные взаимоотношения.

На ранней стадии меннонитского движения у жениха и невесты перед их бракосочетанием спрашивали, готовы ли они будут оставить своего супруга или супругу, если тот будет отлучен от церкви, и оба должны были дать положительный ответ. Другие верующие рассматривают это повеление как необходимость избегать ненужных социальных контактов с согрешившим святым. Другими словами, жена может общаться, если это необходимо, но они должны избегать дружеских, ободряющих бесед.

Вторая точка зрения не только более соответствует духу исправления, чем духу наказания, но и более подходит к тому. что говорит апостол Павел во 2 Фес. 3:14. Выражение "не сообщайтесь" в контексте ассоциируется с повелением иметь некоторые контакты с согрешившим.

Апостол пишет: 2 Кор. 3:14-15 - "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата".

Апостол Павел призывает "не сообщатся" с согрешившим, но в то же самое время "увещевать" его. Вполне очевидно, что в таком случае должны сохраниться определённые контакты. Общение не должно носить тёплый дружеский характер, но оно должно быть искренним. Оно должно выражать идею, что согрешивший находится вне церковного общения, и что церковь хочет, чтобы он покаялся. Библейское уклонение от общения должно заставить или поощрить согрешившего вновь вернуться в число Христовых учеников. Но в то же самое время оно должно показывать согрешившему, что восстановление в церкви возможно только на основании исповедания и покаяния.

Апостол Павел призывает верующих не продолжать находиться в близких и дружественных отношениях с согрешившим, чтобы церковь не подумала, что церковное наказание не влечёт за собою никаких неприятных последствий, а согрешивший не подумал, что церковь относится несерьёзно к исключению из числа членов.

Отдать в руки сатане

В 1 Коринфянам, в 5-ой главе апостол Павел упрекает верующих в том, что они не выполнили его указаний (1 Кор. 5:9) по отношению к человеку, вступившему в брак со своею сводною матерью. Поэтому он берёт это дело в свои руки, пользуясь данной ему апостольской властью.

В пятом стихе он пишет о согрешившем и о своём решении: 1 Кор. 5:5 - "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа".

Многие верующие на протяжении всей церковной истории считали, что в данном случае речь идёт о более суровом наказании, чем исключение из церкви, о котором говорил Иисус Христос в Матф. 18:17. В данном стихе из послания апостола Павла ключевые две фразы: "предать сатане" и "во измождение плоти".

Что имел в виду апостол, призывая "предать сатане"? Подобное выражение встречается ещё только в 1 Тим. 1:20, где Павел пишет, что он предал сатане Именея и Александра, чтобы они научились не богохульствовать. Выражение, сказанное в 1 Кор. 5:9, по-видимому, ответ на слова, сказанные во 2 стихе: "...дабы изъят был из среды вас, сделавший такое дело". Предать сатане - это значит отлучить от церкви.

Сатана "мироправитель тьмы века сего" (Иоан. 12:32) и "князь мира сего" (2 Кор. 4:4). Апостол Иоанн говорит: "Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле" (1 Иоан. 5:19). Отлучить от церкви - это значит предать в "царство тьмы" (Кол. 1:13), где правит сатана. Быть в царстве сатаны - это значит, быть более уязвимым по отношению к нападкам сатаны, от которых христиане защищены силой Бога.

Измождение плоти

Наиболее трудно объяснить значение слов "во измождение плоти".

Многие богословы считают, что апостол Павел имел в виду физические страдания. Слово "плоть" можно отнести к человеческому телу. "Измождение плоти" в этом случае можно понимать, как телесные страдания (а, может, даже смерть), которые должны были бы привести согрешившего к покаянию. В самом деле, связь между телесными страданиями и грехом можно видеть из таких мест, как: Иоан. 5:14; 1 Кор. 11:30 и Иак. 5:13-16. Однако, трудно понять, как исключение из церкви может способствовать возникновению физических страданий и даже причинить смерть.

Другие богословы считают, что слово "плоть" нужно понимать не в физическом смысле, а как ветхую природу, находящуюся внутри человека. Слова апостола Павла об измождении плоти, в таком случае, могут означать уничтожение греховных похотей. Трудность, возникающая в данном случае, заключается, однако, в том, как объяснить то, что в царстве сатаны плотские похоти будут угасать, вместо того, чтобы ещё больше разжигаться.

Один греческий богослов предложил объяснение, что под словом "плоть" (саркс) нужно понимать чувство "самоудовлетворения". Он говорит, что ст. 5 нужно рассматривать в свете предыдущего употребления слова "плоть" в 1 Кор. 3:1-3. Апостол Павел рассматривал коринфян как возгордившихся и хвалящихся самими собою (5:2, 6), и в таком случае слово "плоть" в 1 Кор. 5:5 может означать их самомнение. Такое самомнение, гордость и самодовольство толкают людей на многие грехи.

Как контекст, в котором находится ст. 5, так и случаи другого употребления слова "плоть" убедительно говорят о том, что апостол Павел говорил об уничтожении самомнения, плотского самоудовлетворения и гордости некающегося грешника. Цель дисциплинарного взыскания, наложенного на такого грешника, изложена в заключительной фразе этого стиха: "...чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа". В данном случае слово "дух", возможно, относится не к человеческому духу, а к его внутреннему "я" или к его личности (ср. 2 Кор. 2:13). Человек, встретившись с Господом и имея такую греховную жизнь, мало чем сможет похвалиться (1 Кор. 3:10-15; 2 Кор. 5:10). Однако, если дисциплинарное воздействие будет успешным, то раскаявшийся грешник снова сможет получить высокую оценку, когда предстанет пред судилище Христово.

Учёт обстоятельств при дисциплинировании

Поскольку меры церковного дисциплинарного воздействия рассчитаны на исправление, а не наказание, то всегда должны приниматься во внимание обстоятельства, в которых находится согрешивший, его духовная чувствительность и форма покаяния. Это, конечно, не означает, что в некоторых случаях мы можем "закрывать глаза" на совершенный грех, тогда, как в других - нет. Верующие и церковное руководство всегда должны рассматривать грех, как грех и стараться исправлять согрешающих святых. Однако, дисциплинарные меры, применяемые мною по отношению к моим детям, зависят от их отношения к моим попыткам помочь им исправиться. Я имею в виду, что тот же самый принцип должен применяться и в случае поддержания церковной дисциплины.

Из посланий апостола Павла можно заключить, что он сам проявлял чуткость, когда речь шла о поддержании церковной дисциплины и никогда не подходил к данному конкретному случаю с предвзятым мнением и шаблонными мерками. Имея дело с недисциплинированными фессалоникийцами, которые оставили свои работы и суетились по-пустому, Павел пишет: "...кто не хочет трудиться, то и не ешь" (2 Фес. 3:10). Конечно, апостол не включал в это число тех, кто не мог работать и обеспечивать самого себя всем необходимым для жизни. Однако, осуждая тех, кто не хотел работать, он призвал не злоупотреблять принципом благотворительности. Те, кто просто отказывается работать, не должны, в таком случае, и есть. Чувства, с которыми голодный человек ложится спать, побуждают большинство людей возвратиться на работу!

Отказ кормить лодырей, способных обеспечивать самих себя, представляется творческим подходом к вопросу церковной дисциплины. Скорее всего, этой акции предшествовала личная беседа и увещевание. Однако, этот пример можно рассматривать и как позволение к принятию более решительных мер, если в отдельных особых случаях того требует ситуация.

Вполне возможно, что в некоторых случаях дисциплинарные меры, однако, не требующие отлучения от церкви. Это может относиться к алкоголикам и наркоманам. Такие люди могут оставаться членами церкви, но должны начать лечение. Еретику же, возможно, следует предложить пройти заочный курс обучения по богословию. Отказ от этих предложений должен повлечь за собою принятие окончательной меры - исключение из церкви.

Один пастор, касаясь вопроса церковной дисциплины, пишет: "Мне часто приходится делать не то, что я делал раньше, и это говорит об уникальности каждого отдельного случая". Можно предложить некоторые общие указания, однако разработать детали поведения в каждом конкретном случае - это очень сложная задача. Мы уже рассмотрели важные вопросы. Шаги по поддержанию церковной дисциплины, рассмотренные выше, нужно воспринимать, как общее руководство.

Нужно всегда оставлять место для действия Духа Святого. Пытаясь поддерживать Библейскую церковную дисциплину, никогда не игнорируйте конкретные обстоятельства, не теряйте духовной чувствительности и не забывайте о нуждах братьев и сестёр, нуждающихся в исправлении.

Часть 9. Цели церковной дисциплины

Прежде всего, сделаем разграничение между наказанием и церковным дисциплинированием или епитимией. Наказание предназначено для того, чтобы покарать за неправедные деяния. Цель дисциплинарного взыскания - способствовать духовному очищению сбившегося с праведного пути.

Основной смысл наказания - отмщение за грехи и восстановление справедливости.

Дисциплинарное взыскание призвано способствовать исправлению того, кто не живёт в соответствии с церковными или общественными стандартами. Дисциплинирование на стремится наказать согрешающего, но сделать его восприимчивым к осознанию собственной греховности.

Епитимью накладывают, руководствуясь не чувством жестокости - оно разрушает, но чувством любви, которое пробуждает сознание греховности и вызывает чувство печали, искреннее покаяние и, как результат, очищение. Миссия покарания заблудших верующих не была возложена Богом на церковь. Это - Его дело.

Рим. 12:19 - "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь".

Евр. 13:4 - "...блудников и прелюбодеев судит Бог".

Но Бог возложил на Церковь полномочия и ответственность за соблюдение дисциплины. Будучи необходимой частью ученического служения, она всегда предназначена исцелять, помогать и очищать своенравного верующего. Несколько Библейских текстов пояснят нам это.

Вызывать покаяние

Заканчивая своё 2-ое Послание к Фессалоникийцам, апостол Павел говорит о послушании: 2 Фес. 3:14 - "Ежели кто не послушается слова нашего в сём послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его".

Из последней части стиха становится ясно, что епитимья, в виде разрыва отношений, имеет вполне определённую цель. Греческое слово "ентерепо", переведенное как "устыдить", произошло от слова означающего "поворачивать или управлять кем-то или чем-то". С предлогом "еп" оно означает "повернуться" или "повернуть что-либо". Это слово может обозначать и чувство стыда, возникающее при духовном порицании, когда кто-то ведёт себя предосудительно. В определённом контексте "ентерепо" принимает значение "устыдиться" (см. 1 Кор. 4:14). В рассматриваемом отрывке оно выявляет отношение Павла - его стремление вызвать раскаяние, подлинный переворот в характере и поведении человека. По-видимому, это центральный вопрос для Павла и в его Послании к Титу (2:8), где вновь встречается упомянутое слово. Если главной целью порицания (по мнению Павла) было устыдить сошедшего с верного пути, то он удачно использовал глагол "айшуно" или другой, близкий по смыслу, означающий "быть пристыженным". Это не оставляет сомнений в намерениях Павла.

Вот почему мы понимаем, что взыскание, которое апостол рекомендует применить, предназначено вовсе не для того, чтобы унизить или опозорить падшего христианина, а чтобы побудить конкретного брата или сестру совершить некоторую духовную работу и отвернуться от греха.

Восстановление в здравой вере

В 1-ой главе Послания к Титу Павел даёт своему ученику и соработнику на Крите мудрый совет - как вести себя по отношению к распущенным учителям местной церкви. Описав истинный характер и поведение критян (Титу 1:10-12), он рекомендует: Тит. 1:13 - "По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере".

Настоящее время глагола "обличать" указывает, что одного лишь противостояния злу, возможно, не будет достаточно. Павел говорит буквально следующее: "продолжай обличать". Для успеха в трудном деле исправления требуется настойчивость. Слово "строго" или "резко" означает "режь, как ножом". В суровом порицании иногда может возникнуть необходимость, но делать это нужно в духе кротости (Гал. 6:1).

Цель порицания заключается в том, "чтобы они были здравы в вере".

Выражение "здравы", понимаемое как "иметь хорошее здоровье" (3 Иоан. 2), употреблено здесь в переносном смысле и обозначает "здоровую веру". Павел стремился к тому, чтобы недостойные учителя исправились, а их учение стало правильным, устойчивым, крепким ("здоровым"). Он не отторгает от церкви "трудных" людей, требуя в то же время от Тита принятия жёстких мер для восстановления их способности совершать церковное служение, не изменяя духу и букве учения Христа.

Поощрять духовное исцеление

В Послании к Евреям (12:4-13) Павел поясняет, к каким благотворным результатам приводит взыскующая Божья любовь. Автор послания раскрывает смысл наказания - оно предназначено для того, чтобы нам "иметь участие в святости Его" (12:10), оно доставляет нам "мирный плод праведности" (12:11).

В стихах 12 и 13 подчёркивается мысль о том, что наказание должно принести духовное исцеление и восстановление (тогда евреи-христиане находились в смятении из-за испытаний, которыми Бог наполнил их жизнь).

Поминая сильных и выносливых верующих (12:1-2), апостол призывает последователей Христа не терять мужество, не опускать рук (что явилось бы нежелательным и вредным результатом наказания). Наоборот, они должны изменить свою жизнь таким образом, "дабы хромающие не совратились, а лучше исправились". Божье наказание не направлено на то, чтобы хромающего от греха сделать калекой, цель Его - восстановление и исцеление.

Часть 10. Восстановление в прежнее состояние

Бог хочет, чтобы верующие были святы, то есть, отделены от мира и всё более уподоблялись образу Христа (1 Фес. 4:3; Рим. 6:12-13; Кол. 3:10). Однако, апостол Павел признаёт, что верующие могут согрешать, и об этом он пишет церквям (см. также 1 Иоан. 2:1).

Гал. 6:1 - "Братия! Если впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости; наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым".

Согрешение

Ап. Павел рисует наглядную картину, когда верующий буквально "побеждён" грехом или впал в прегрешение. Существуют разные мнения по поводу того, как именно верующий впадает в грех, а именно: или он, неожиданно, к своему собственному изумлению обнаруживает, что он уже совершил грех, или же побеждается грехом, будучи обманутым его кажущейся безобидностью. Ленский считает, что Павел не имеет ввиду сознательно сделанный грех и говорит только о тех, которые согрешают в результате своего незнания, слабости, из-за обманчивой силы греха, а также по настоянию или по примеру других. Последняя фраза - "чтобы не быть искушённым" - заставляет предполагать, что апостол Павел имел в виду такую ситуацию, в которой могла совершить грех даже самая духовно сильная личность.

Некоторые возражают против такого подхода и предлагают следующее объяснение: "Строго говоря, можно поддаться соблазну, но не согрешить (параптомати), т.к. это потребует сознательного действия". В контексте, действительно, есть слова "захваченный согрешением". Принимая эту позицию, мы понимаем, однако, что каждый верующий может избежать соблазна (1 Кор. 10:13); понимаем мы и то, что каждый человек полностью несёт ответственность за собственные прегрешения (Деян. 2:23).

Слова "преступление закона" буквально означают "упасть рядом" и несут в себе идею падения в пути. Как альпинист-любитель я знаю, что тот, кто взбирается на высокую гору, должен тщательно следить за каждым своим шагом - ведь одно неверное движение может привести к падению и катастрофе. В контексте Послания к Галатам (6:1) выражение "преступить закон" относится к нарушению этики или к моральной слепоте. Этот грех - начало отхода от прямого и узкого Божьего пути.

Что же необходимо делать, когда брат или сестра во Христе попадают в когтистые лапы греха? Обычно мы переживаем потрясение ("Я не могу поверить, что Дима мог сделать что-либо подобное!") и, возможно, ужас ("Куда смотрит церковь?"), потом рассказываем кому-нибудь об этом ("Вы слышали, что случилось с тем или другим). Но разве такой реакции ожидал бы от нас Павел?

Он говорит галатам: "вы, духовные, исправляйте такого..." Заметьте, что апостол призывает к действию "духовных" христиан, т.е. тех, кого ведёт Св. Дух, и кто ясно показывает плоды своей духовности (Гал. 5:16, 22-24). Уоррен Уирзби, бывший пастор церкви "Мооди Мемориал" предлагает для рассуждения следующую мысль: "То, как мы с вами реагируем на чьё-либо согрешение, указывает, "духовные" мы или нет". Итак, Павел подчёркивает, что только духовно зрелые люди, а не любой христианин, должен иметь дело с грехами других. Не каждый годится для этого. Тот, кто слаб, кто легко соблазняется, кто не способен прощать - не должен молиться о грешнике (1 Иоан. 5:16), а оставить дело исправления другим.

Исправление

"Духовные" несут ответственность за исправление впавших в грех христиан. Это концепция исправления - ключ к пониманию цитированного выше места из Послания к Галатам. Это также - краеугольный камень данной книги.

Давайте рассмотрим проблему исправления на примере вашего обращения с автомобилем. Если он застрял в снегу, потерял управление или опрокинулся в кювет - бросаете ли вы его? Оставляете ли на дороге, чтобы машину разграбили бродяги, или чтобы она заржавела? Конечно же, нет. Вы вызываете техпомощь, машину вытаскивают из кювета и перевозят в ремонтную мастерскую. Механик выправляет вмятины, чинит мотор, проверяет колёса - полностью восстанавливает машину. Так и Господь относится к падшему грешнику".

8 мая 1981 года альпинисты Джим Уиквайр и Крис Керреброк взбирались в Аляске на гору Маккенли, неожиданно оба провалились в трещину в леднике. Крис упал первым, потянув на себя сани, гружённые провизией и снаряжением. Джим упал на сани. После сорокаминутного осторожного карабкания, Джим выбрался из расселины. Однако, его товарищ лежал лицом вниз "как бревно" на дне двенадцатиметровой расселины. И хотя Джим привязал верёвку к Крису, он не мог вытащить его из расселины.

Крис начал замерзать по мере приближения ночи. Пытаясь помочь своему другу, Джим совершенно выбился из сил, выбравшись сам из расселины примерно в 9 часов утра. Он находился в состоянии крайнего эмоционального возбуждения. Крис уже наверное к утру замёрз. Джим оставался у расселины восемь дней и только тогда, когда окончились съестные припасы, он пошёл назад. Он сделал всё, что мог, чтобы помочь своему упавшему товарищу, но он так и не смог вытащить его из глубокой расселины.

А мы? Как часто мы, верующие, оставляем оступившихся в пропасть греха, не предпринимая никаких усилий для того, чтобы вывести их на свет из моральной слепоты. Конечно, не всех возможно исправить.

Некоторые могут настолько погрязнуть в грехах, что и не захотят раскаяться и повернуться лицом к Христу. Некоторые сопротивляются усилиям церкви вернуть их на прямой и узкий путь. Но можем ли мы, как христиане, оправдываться этим и не считать себя виновными - если бросили верующего, когда он или она утопали в трясине греха и нуждались, быть может, лишь в минимальной помощи, чтобы выбраться оттуда?!

В жизни верующих Бог вносит очень важный вклад. Пётр пишет, что христиане "не тленным серебром или золотом искуплены от суетной жизни… но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого агнца" (1 Пет. 1:18-19). Павел называет веру в Христа "наследием" (Ефес. 1:18). Бог делает вклад в жизнь каждого человека, и это обнадёживает, т.к. Он никогда не делает рискованного вклада! Концепция вклада Божьего в жизнь верующего должна побуждать каждого участвовать в процессе исправления.

Значение исправления

Зрелые христиане должны восстановить человека, впавшего в грех.

Что это значит - восстановить? В классическом греческом языке глагол "катаризо" имел много значений, которые можно разбить на две основные группы. Одна означает: приспособить, привести в порядок, исправить. Вторая - снабдить или полностью обеспечить всем необходимым для достижения поставленной цели. В Новом Завете этот глагол употребляется 13 раз, причём дважды - в цитатах из Ветхого Завета (Матф. 21:16; Евр. 10:15). Основное его значение - восстановление прежнего состояния.

Именно в таком смысле употребляется оно в Евангелии от Матфея (4:21) и Марка (1:19), где упоминаются Иоанн и Иаков, занятые починкой порванных рыболовных сетей. Слово "катаризо" употребляется и Лукой (6:40) - в значении "обучать кого-либо методам достижения определённой цели". Он приводит слова Иисуса о том, что ученик не бывает выше своего учителя. В мирском обиходе этот термин применялся также для обозначения процесса снаряжения корабля всем необходимым для плавания. В военном лексиконе он обозначал полное вооружение и снаряжение армии, готовой к сражению. Невозможно представить себе корабль, плывущий по Средиземному морю без запасных мачт, парусов и канатов (Деян. 27:19). Немыслим солдат, идущий в битву без меча, щита и шлема (Ефес. 6:13). Как ученик Христа должен иметь всё необходимое для совершения богослужения, корабль - для плавания, а солдат - для сражения, так и падший христианин должен быть вновь снаряжён, обучен, снабжен всем необходимым для борьбы с соблазнами, которые он (она) наверняка снова встретит.

Слово "катаризо" использовалось нерелигиозными греческими авторами для обозначения соединения, вправки сломанной кости. Когда мой брат сломал себе руку. врач не отослал его домой, дав лишь обезболившие таблетки. Он также не ампутировал ему конечность. Он осторожно закрепил кости в нужном положении и наложил гипсовую повязку - до момента выздоровления. Павел использует принцип именно такого "соединения", когда призывает коринфян избегать разделения в церкви (1 Кор. 1:10).

Что же нам даёт понимание слова "катаризо" в нашем исследовании епитимьи? Во-первых, становится ясно, что епигимья не предназначена для наказания и разрушения, а для улучшения и исправления того, кто ранен или повреждён на поле житейских сражений со грехом. Во-вторых, восстановление включает в себя снаряжение христианина необходимыми духовными принципами, которые помогут избежать дальнейшего падения и жить в соответствии с требованиями христианской морали. Втретьих, восстановление - это вовсе не объявление прощения грешнику, а процесс возвращения его к прежнему состоянию. Употребление в настоящем времени глагола "катаризо" (Гал. 6:12 показывает нам, что процесс восстановления предполагает необходимость терпения и настойчивости. Богатство значения этого слова привело Уоррена Уирзби к такой мысли: "Когда брат или сестра грешат, первая реакция духовно мыслящего верующего - как восстановить его/её. Он говорит себе: "Я хочу, чтобы эта часть тела Христового была сильной и здоровой. Я хочу, чтобы эта сеть ловила рыбу. Я хочу, чтобы этот корабль вёз груз".

Соответствует ли наш образ действий по отношению к тем, кто грешит, такому подходу. Мы частенько радуемся втайне, когда видим, что другой христианин споткнулся, думая, что выглядим лучше на фоне чужого греха. Или же мы оповещаем всю христианскую общину об ошибках заблудшего, делая тем самым более трудным его восстановление на пути праведности. Или же мы с пренебрежением отворачиваемся от грешного брата или сестры и отвергаем их. Павел говорит: "Нет, христианин! Не стреляй в раненого солдата! Окажи ему первую помощь снабди его всем необходимым и устрани противоречие между ним и христианской моралью!"

Способ действий при восстановлении

Павел даёт два совета (Гал. 6:1) для тех духовных лиц, кто придёт на помощь поверженному христианину. Во-первых апостол говорит, что обличение должно производиться "в духе кротости". Слово "кротость" или "мягкость" это то же самое греческое слово "праутес", употребляемое в перечне духовных ценностей, приводимом им в Послании к Галатам (5:22). В то время, как русское слово "мягкость" часто отождествляется со слабостью, греческое слово "праутес" такого значения не имеет. Оно не употребляется для обозначения слабости, колебаний, компромиссов.

В классическом греческом языке глагольная форма этого слова употреблялось, когда речь шла о приручении диких животных. Следовательно, это слово означает "сила под контролем".

Для христианина "праутес" - это такое состояние духа, которое проявляется в вежливом, уважительном, заботливом и смиренном обращении с другими. Оно противоположно гордости, самоуверенности и эгоизму.

Мягкий, кроткий христианин не будет шокирован или до неприличия удивлён падением других - ведь он никогда не делает никаких сравнений.

Церковное порицание, епитимья, говорит Павел, должно быть для помощи грешнику, будет твёрд и бескомпромиссен. Он никогда не станет отрицать ужас греха. Но он выскажет также христианское сострадание к падшему. В христианском гимне, написанном Кэти Упакинсон хорошо показаны источник и результаты христианской кротости: "Пусть разумение Христово живёт во мне и пусть Его любовь и сила контролируют все мои поступки и словам.

Второе, что апостол Павел рекомендует тем, кто способствует исправлению других - следить за собой, чтобы не впасть в соблазн самим.

Апостол предупреждает: "Исправляй такого в духе кротости, наблюдая за собой, чтоб самому не соблазниться". Слово "наблюдая" означает нечто большее, нежели просто "видеть факт". Оно говорит о мысленном обдумывании. Мы заимствовали слова "микроскоп" и "телескоп" от греческого "скопел", что означало "смотреть, обдумывая".

Павел указывает на то, что отношение к себе с пристальным вниманием даёт возможность избежать множества соблазнов. Но разве мы говорим не о "духовных" христианах? Уж они-то, конечно, достигшие духовной зрелости и проницательности, не уступят тому же греху, что и падший брат! "Не полагайся на это", - говорит Павел. Он предупреждает духовных христиан остерегаться обманчивости греха, чтобы они не были застигнуты им врасплох. В процессе восстановления и исправления других мы должны следить за каждым своим шагом, чтобы не попасть в сети сатаны!

Даже самые опытные люди могут оказаться обманутыми. В ночь на 6 декабря 1942 года адмирал Киммель, командующий Тихоокеанским американским флотом, присутствовал на вечеринке вместе с некоторыми высокопоставленными морскими офицерами и их жёнами. Одна женщина, жена адмирала Хелсея утверждала, что японцы собираются напасть на американский флот. Через двенадцать часов японцы действительно подвергли бомбардировке Пирл-Харбор и уничтожили большую половину американского тихоокеанского флота.

В 1944 году адмирал Лери, отвечая на вопросы военно-морской комиссии, рассматривавшей события, связанные с нападением на ПирлХарбор, рассказал о той вечеринке и о пресс-конференциях, проводимых адмиралом Киммелем в течение нескольких недель, предшествовавших японскому нападению. Когда его спросили, было ли уделено достаточное внимание вопросу возможного нападения японцев он ответил: "Все мы тогда думали, что возможность нападения очень незначительна...".

Другие морские офицеры говорили нечто подобное: "Мы все считали, что такого просто не могло случиться". Советники адмирала Киммеля согласились с тем, что все они действовали на основе "простого чувства, что нападения не может быть". Отсутствие осторожности и предусмотрительности привело к страшной катастрофе.

Апостол Павел предупреждает каждого, кто придёт на помощь раненому солдату: "Не заблуждайтесь относительно того. что вы надёжно защищены от нападения!" А. Т. Робертсон. известный знаток греческой грамматики, так переводит это предупреждение: "Опытные духовные верующие, особенно проповедники, нуждаются в этом предупреждении. Сатана любит яркую мишень".

Носить бремена друг друга

Поощряя участие зрелых христиан в исправлении согрешивших, Павел добавляет: Гал. 6:2 - "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов".

Между стихами Гал. 6:2 и 6:5 нет противоречия. Нести своё бремя - долг каждого христианина (6:5), но кто должен нести груз непосильный должен получить помощь (6:2). Относя этот стих (и правильно!) ко многим разнообразным ситуациям, где речь идёт о христианской любви, в данном контексте мы должны признать, что этот стих говорит как раз о церковной дисциплине: верующие должны заботиться о помощи другим христианам, чтобы те смогли подняться после морального падения. Вот почему апостол призывает верующих в Галатии "носить бремена друг друга".

Какие же бремена имел в виду Павел? Было ли это бремя стыда, горя. депрессии, угрызений совести - т.е. то, что составляет результат обличения греха? А может быть, это - церковное взыскание, потеря морального авторитета, трудности, которые испытывает христианин в результате моральной катастрофы? Но каково бы ни было оно, это бремя.

Павел призывает верующих не допустить того, чтобы брат или сестра несли его в одиночку. Другие должны идти рядом и помогать, если необходимо.

Основание для оказания такой помощи - закон Христовой любви.

"Закон Христа" относится к принципам любви к Богу и друг к другу (Втор. 6:5; Лев. 19:18; Иоан. 13:34-35), то есть, к принципам, изложенным в законе и пророках (Матф. 22:34-40).

Из изучения Послания к Галатам (6:1-2) и других подобных мест становится совершенно ясно, что епитимью Господь предназначал для исправления падших христиан. Эта цель должна главенствовать в любом дисциплинарном воздействии церкви, т.к. участие в восстановлении хотя бы одного из паствы Божьей - драгоценная привилегия и серьёзная ответственность. Дисциплинарное взыскание должно быть достаточно ощутимым, но наложенным в духе кротости и любви. Те, кто участвует в этом процессе, испытывают впоследствии радость при виде того, как согрешивший святой снова восстановлен. И разве не радуется Отец наш Небесный, видя то, как одна из заблудших овец снова возвращается в стадо? И эта радость об этой одной, больше, чем о девяносто девяти других, не имеющих нужды в покаянии (Матф. 18:13).

Восстановление после церковного взыскания

Дисциплина должна быть наивысшим приоритетом и наиболее серьёзной ответственностью Христовой церкви. Конечная цель дисциплинирования - восстановление согрешившего. Если грех признан и согрешивший принёс достойный плод покаяния, что церковная семья должна делать дальше? Я боюсь, что в церквах существует тенденция держаться подальше от кающегося грешника. Нам кажется, что ему нельзя больше доверять. Он испортил свою репутацию. К сожалению, полное восстановление в христианской семье (в церкви) часто не имеет места. Что же церковь должна сделать после того, как церковное взыскание привело согрешившего к искреннему покаянию?

Шаги к полному восстановлению (2 Кор. 2:5-9)

В 5-ой главе 1-го Послания к Коринфянам апостол Павел призывает коринфских верующих наложить церковное взыскание на брата, вступившего в половую связь со своей сводной матерью. Апостол упрекает церковь также за то, что она возгордилась и не печалится о проникшем в её среду грехе. Он предупреждает церковь в том, что "малая закваска квасит всё тесто". Последние слова по этому делу звучат так: 1 Кор. 5:13 - "...извергните развращённого из среды вас".

Церковь послушалась апостола. Нераскаявшийся грешник был отлучен от церкви. Восемь месяцев спустя апостол Павел пишет коринфянам 2-ое Послание (таким образом, с момента отлучения согрешившего прошло примерно восемь месяцев) и в нём вспоминает (2 Кор. 2:5-11) о своём велении наказать согрешившего брата (1 Кор., 5-ая глава). Какой же результат принесло серьёзное дисциплинарное взыскание, наложенное на согрешившего? Благодарение Богу, грешник покаялся! Однако, коринфская церковь не обратила должное внимание на это покаяние и не спешила восстановить в церковных правах раскаявшегося грешника.

Болезненные шаги дисциплинарного взыскания, наложенного коринфскою церковью по совету апостола Павла, принесли свои положительные результаты. Согрешивший брат искренне покаялся. По этой причине апостол Павел посчитал, что в данном случае "довольно сего наказания" (2 Кор. 2). Дисциплинарное взыскание достигло своей цели, Теперь наступило время, когда церковь, наложившая взыскание должна предпринять шаги к ободрению покаявшегося, а также к примирению и восстановлению общения.

Важность таких шагов подчёркивает Ходжес следующими словами: "Дисциплинирование, которое настолько негибкое, что не оставляет места для покаяния и примирения, не есть истинно христианским; поскольку лишить допустившего грех члена церкви надежды на возможность возвращения в сферу уютного и безопасного внутрицерковного общения не менее плохо, чем позволить возникшему греху оставаться ненаказанным в Теле Христовом". Заметьте, что дисциплинирование не составляет прерогативу отдельных личностей. Оно должно осуществляться "многими" (2:6).

Мы не хотим сказать, что во всех случаях нужно собирать формальное членское собрание или ставить вопрос на общецерковное голосование. Однако, не хотим сказать, что во всех случаях нужно собирать формальное членское собрание или ставить вопрос на общецерковное голосование. Однако, в некоторых случаях необходимо участие "всей группы" или "большинства членов церкви" ("гое плейонес") в процессе принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания. В данном случае по призыву апостола Павла вся церковная семья участвовала в таком процессе. Теперь же апостол призывает коринфян соединиться вместе в деле, которое нужно совершить после того, как дисциплинарное взыскание достигло своей цели.

Простить

Коринфяне в точности исполнили то, что велел им апостол Павел.

Однако, они оказались неготовыми правильно отреагировать на покаяние согрешившего и простить ему. Теперь же апостол Павел настаивает на том, что после покаяния, поведение церкви должно измениться: 2 Кор. 2:7 - "так что вам лучше уже простить его...".

Согласно Иисусу есть одно и только одно условие для прощения - это покаяние. "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему". Греческое слово переведенное, "покаяться" ("метанои") буквально означает "изменить мнение". Тот, кто кается, меняет своё мнение относительно греха, соглашаясь с Богом, что это зло.

Однако, при покаянии происходит нечто большее. Концепция покаяния хорошо показана в 1 Фес. 1:9. где апостол Павел пишет: "...как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному".

Покаяние означает перемену действий, обусловленную переменой убеждения. Оно означает поворот на 180 градусов от греха к праведности.

Те, кто желает поддерживать церковную дисциплину, часто задают вопрос: "Как можно узнать, истинно ли покаяние?" Иоанн Креститель говорил народу: "...сотворите же достойный плод покаяния" (Лук. 3:8).

Апостол Павел говорил язычникам, "чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деян. 26:20), Становится вполне очевидно, что истинное покаяние покажет само себя соответствующими делами. Истинно покаявшийся открыто признаёт свой грех (1 Иоан. 1:9).

Истинно покаявшийся постарается компенсировать причинённую им утрату, особенно когда речь идёт о нанесённом им кому-то материальном ущербе (Филим. 18-19). Истинно покаявшийся будет проявлять искреннее сожаление о соделанном им грехе (2 Кор. 7:8-10). В жизни истинно покаявшегося будут проявляться свойства плода Св. Духа: Гал. 5:22-23 - "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. кротость, воздержание".

Конечно, искусный лицемер может внешне всё это показать людям, но не иметь ничего этого внутри. Но если он обманет людей, он не может обмануть Бога, Который всё знает. Он не будет "исполнен" делами "праведности", которые истекали бы из сердца. Данная Богом способность распознания может помочь руководящим братьям познать такого лицемера.

Есть, однако, одна опасность в вопросе распознания "плодов покаяния", а именно: тенденция пересуживать, которая говорит: "Этого ещё недостаточно. Он не пошёл достаточно далеко. Он просто переживает от того. что его поймали. Я ещё не готов простить ему его вину. Если согрешившие брат или сестра исповедуют свой грех (соглашаясь с Богом, что они поступили неправильно), отвращаются от греха и стремятся к восстановлению, мы не имеем права не простить кающемуся грешнику.

Лучше ошибочно простить тому, кто не заслуживает прощения, чем не простить тому, кто его достоин.

Что же означает прощение? В Новом Завете два слова подчёркивают его значение. В 2 Кор. 2:7 апостол Павел употребляет слово "харизоман", имеющее общий корень со словом "милость". Этим словом подчёркнуто то, что прощение является ничем не обусловленным даром, который даётся по расположению, а не по заслугам. Наиболее часто в Новом Завете встречается слово "афиеми" (переводимое "прощение"), которое буквально означает "отосланным или "высланный". А это слово подразумевает погашение долга, т.е. долга греха (Матф. 6:12). Прощение можно определить как акт милосердия, отпускающего грех и никогда более о нём не вспоминающего. Истинное прощение означает, что о грехе не остаётся даже воспоминания. Насколько это только людям возможно, о прощённом грехе нужно забыть. Сам Бог говорит Своему кающемуся народу: Иер. 31:34 - "...Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (ср. Ис. 43:25).

Подруга Клары Бартон, основательницы организации "Красный Крест", однажды напомнила ей о том, что когда-то её сильно обидели и унизили. Но сестра Бартон как будто не помнила об этом. "Разве ты не помнишь этого?" - настаивала её подруга. "Нет, - снова ответила Бартон, - я помню только то, что я простила им". Это и есть истинное прощение.

Прощение можно уподобить тому, когда я при работе с калькулятором ошибочно нажал неверную кнопку. Всё то, что я посчитал раньше, окажется бесполезным и стёртым с памяти компьютера. Вся записанная ранее информация исчезла. Я должен начинать всё сначала. Именно это происходит, когда прощает Бог. И Его прощение служит примером для нашего подражания.

Но что делать если прощённый снова впал в грех? Как много раз мы должны прощать нашему брату? Есть ли какое-то ограничение? Апостол Пётр именно когда-то не понимал, а потому и спросил у Христа: Матф. 18:21 - "Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?".

Пётр знал, что фарисеи считали, что достаточно всего трёх раз. Он сомневался, что это верно и потому увеличил число. Он думал, что семи раз будет вполне достаточно. Ведь более частое прощение может послужить поощрением делать грех и злоупотреблением милостью! Ответ Господа послужил как бы вызовом вере учеников: Матф. 18:22 - "...не говорю тебе: "до семи", но до семижды семидесяти раз".

Другими словами ответ Иисуса Христа можно выразить так: "Истинное прощение не знает границ. Оно исходит от внутреннего состояния (18:35) и не поддаётся математическому калькуляции. Если ты, Пётр, занимаешься подсчётами, то уже неправильно". В другом случае Иисус Христос говорит: Лук. 17:4 - "И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: "каюсь", - прости ему".

Даже апостолам было трудно понять мысль о "неограниченном" прощении. Вот почему они сказали Иисусу: "Умножь в нас веру!" (Лук. 17:5).

Леон Морис пишет: "С мирской точки зрения семикратное в день повторение греха свидетельствует о неискренности покаяния грешника. Однако, верующие не могут придерживаться такой точки зрения. Их задача - прощать".

0дин пастор нечаянно обидел своего члена церкви на членском собрании. Когда пастор узнал, что брат на него обиделся, он попросил у него прощения. Семь месяцев спустя пастор обнаружил, что этот брат всё ещё обижается на него, поскольку он считал, что пастор неискренне попросил прощения.

Что же нужно сделать, чтобы показать искренность, если мы просим Прощения. Бить себя в грудь и разорвать на себе одежду? Ответственность христиан заключается в том, чтобы самим идти навстречу кающемуся грешнику. Только Бог может судить является ли покаяние истинным.

Прощение должно быть видимым для кающегося грешника. Этого никогда нельзя преуменьшать говоря: "Всё хорошо. Просто забудем об этом". Напротив мы должны сказать что-то наподобие: "Я знаю, что ты согрешил, но я хвалю тебя за то, что ты нашёл силы в себе, чтобы покаяться. И я искренне тебе прощаю". В одной церкви, после исповедания и покаяния одного согрешившего члена церкви, пастор предложил встать тем, кто желает видимым образом выразить своё прощение. К удивлению пастора, все встали со своих мест. Это было видимым и искренним прощением, а также чудесным восстановлением кающегося грешника.

Утешение

Церковная семья не только должна простить согрешившего святого, но также, как повелел апостол Павел "утешить его". Греческое слово "паракалео", переведенное "утешить", буквально означает "идти бок о бок". В древнегреческой литературе это слово означает оказать ободряющую помощь тому, кто в ней нуждается. В военной терминологии это слово означало оказать ободряющее воздействие на солдат, участвующих в битве. В форме существенного это слово означает того, кто "призван помочь другому". В Новом Завете это слово встречается часто и переводится как "ободрить, утешить, поощрить, побудить".

Апостол Павел говорит, что верующие должны "идти рядом" со святым, подвергшимся дисциплинарному взысканию с тем, чтобы они могли его утешать и поощрять идти в вере вперёд. Указана необходимость такого служения: 2 Кор. 2:7 - "Так что вам лучше уже простить его и утешить, чтобы он не был поглощён чрезмерною печалью".

Апостол знал, что дисциплинарное взыскание может быть очень болезненным и об этом он говорит в (2 Кор. 7:8-10). "Печаль ради Бога" может быть очень полезною и она подготавливает душу согрешившего к покаянию. Однако, скорбь не может быть бесконечною. Если она будет продолжаться слишком долго, может наступить разочарование и даже наступить депрессия. Апостол Павел предупреждает коринфян, что они должны поддержать кающегося грешника, чтобы он не был "поглощён" печалью и, чтобы его скорбь не стала чрезмерною. Таскер по этому поводу пишет: "...если такая печаль длится слишком долго или становится слишком сильною, она может привести к обратному результату и привести жертву в состояние изоляции и отчаяния.

Многие искренние христиане, к сожалению, забывают о своей важной обязанности стать рядом со своим братом или сестрой, впавшими в грех. Согрешивший покаялся и церковь ему простила. На этом обычно всё и кончается. Христиане очень заняты своими делами или служением, а "раненный" воин армии Христовой продолжает страдать от раны, нанесённой ему врагом. Его личная жизнь нарушена грехом, а его душа травмирована публичным признанием греха. Но где же те святые, которые должны утешить его и помочь ему?

Некоторые слишком заняты и слишком забывчивы. Они сочувственны, но они просто не замечают нужду своего ближнего. Другие искренне озабочены, однако, они застенчивы, и им трудно наладить личный контакт и, в данном случае, они не могут подойти к согрешившему и лично поговорить с ним наподобие того, как им трудно сделать то же самое по отношению к тому, кто недавно потерял кого-то из своих ближних. Должны ли они заговорить о случившейся трагедии или о ней нужно промолчать?

Такие люди должны понять, что просто своим присутствием они могут сделать больше доброго, чем словами утешения. Вступая в любой контакт с раненным грехом братом, мы тем самым говорим ему: "Я забочусь о тебе. Твоё падение не нарушило нашего общения. Ты остаёшься моим другом".

Есть и такие, кто не хочет поддержать кающегося грешника потому, что или не хочет ему простить, или считают его покаяние неискренним.

Они не хотят восстанавливать полных братских отношений до тех пор, пока не пришло, по их мнению, достаточно много времени для того, чтобы убедиться, что грешник научился побеждать искушение и грех. Но соответствует ли такая позиция истинному прощению и христианской любви? Кающийся грешник нуждается в немедленной помощи и поддержке. Вот почему апостол Павел призывал коринфских христиан помочь их брату, покаявшемуся в грехе, и ободрить его.

Любовь

Во 2 Кор. 2:8 апостол Павел заявляет: "И потому (это наиболее сильное вступительное слово в греческом языке), прошу вас оказать ему любовь". Ходжес комментирует: "На покаяние следует ответить полной ободряющей любовью". Греческое слово, переведенное как "оказать", имеет более глубокое значение, чем русский перевод, и оно часто употреблялось в первом столетии в официальных документах в связи с их утверждением. Утвержденный определённым образом документ имел официальную силу наподобие официально заверенного завещания (см. Гал. 3:15). Апостол Павел таким образом побуждает коринфских верующих показать кающемуся грешнику истинность их любви к нему. Не было достаточным сказать ему на словах: "Мы любим тебя". Апостол призывает их представить доказательства их любви к кающемуся грешнику.

"Агапе" (одна из разновидностей любви), о которой говорит Павел - это не просто чувства или отношение. Эта любовь происходит от Бога (1 Иоан. 4:7). В верующих она производится Духом Святым (Гал. 5:22).

Христос говорит об этой любви, как о признаке истинных христиан (Иоан. 13:34-35). О ней сказано в Иоан. 3:16, как о любви верной и жертвенной.

Эта любовь должна стать христианской любовью в нас. Апостол Павел говорит: "...живите в любви" (Ефес. 5:2). И ещё: 1 Кор. 16:14 - "Всё у вас да будет с любовью".

И ещё: "А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью..." (1 Фес. 3:12). Эта любовь жертвенна и она изливается в сердце христианина Духом Святым и возгревается тем, что христианин стремится делать что-то доброе другим.

Апостол Павел ожидает, что коринфяне победят любые негативные чувства, которые могли возникнуть у них и покажут видимые доказательства того, что они желают добра кающемуся грешнику. Такую любовь можно показать в личном контакте, посылкою открытки или вручением букета цветов. Одного преподавателя в христианской школе уволили с работы за сод сланный им личный грех. После того как он сознался в грехе и со слезами покаялся, все его бывшие сотрудники показали свою любовь к нему тем, что начали собирать деньги для того, чтобы он мог покрыть все свои расходы, пока он нашёл новую работу. Это было нечто большее, чем просто сказать: "Мы любим тебя". Они показали видимые доказательства своей христианской любви и то, что они желают истинного добра раскаявшемуся грешнику.

Опасность иметь дух непрощения

Кто-то когда-то сказал Джону Уэсли: "Я никогда не прошу". На это Уэсли мудро ответил: "Я надеюсь, что вы никогда сами не грешили". Те, кто не хочет прощать других, сами себя подвергают большой опасности.

Как Иисус Христос, так и апостол Павел предупреждают об опасности иметь дух непрощения.

Ущерб от сатаны (2 Кор. 2:9-11)

Апостол Павел говорит коринфянам, что их отклик на его призыв как поступить с кающимся грешником будет своеобразным испытанием послушны ли они ему во всём (см. 2 Кор. 2:9). Любовь, проявившаяся в прощении и утешении согрешившего, должна была показать, что они повиновались указаниям апостола. Но если бы они не отнеслись к дисциплинарному воздействию должным образом, то это было бы серьёзным нарушением велений апостола. Он ссылается на собственный пример в стихе 10, информируя коринфян, что он сам уже простил согрешившего и покаявшегося брата. Слова: "если я в чём простил кого..." подчёркивают мнение апостола Павла относительно греха, высказанное им в 1 Кор. 5 главе: "...малая закваска квасит всё тесто". А слова "...простил для вас от лица Христова" говорят о том, что апостол делал это от имени Христова и по Его одобрению (см. Матф. 18:18-35). В стихе 10 Павел более подробно объясняет, что означают его слова "для вас" 2 Кор. 2:10 - "А кого вы в чём прощаете, того и я; ибо и я, если в чём простил кого, простил для вас от лица Христова".

Если кающийся грешник не будет прощён и восстановлен в общении с церковью, сатана использует создавшееся положение в своих собственных целях. Если после покаяния согрешивший не будет полностью восстановлен в церкви, то это будет играть на руку сатане, который и так уже успел посеять разногласия и разделения в коринфской церкви (см. 1 Кор. 1:11-12). Выражение "чтобы не сделал нам ущерба сатана" в греческом тексте звучит несколько иначе: "чтобы не сделал нам ещё больше ущерба сатана". Если кающийся грешник не будет прощён, то сатана сделает ещё больше зла в церкви, чем он уже сделал. Он окажется в таком случае в более преимущественном положении.

Апостол Павел объясняет свою озабоченность словами: "...ибо нам небезызвестны его умыслы". Сатана преследует различные злые цели и строит различные планы с тем, чтобы привести церкви к моральной катастрофе и сделать верующих мёртвыми духовно. Поскольку коринфяне были хорошо осведомлены о замыслах сатаны, они должны были простить кающегося грешника и оказать ему поддержку и любовь. Если бы они этого не сделали, то сатана одержал бы над ними победу. И это было бы подобно тому, как игрок Рой Рейджелс своим историческим броском принёс победу своей команде на чемпионате 1929 года по американскому футболу!

Отсутствие благословения

В Своей Нагорной проповеди Иисус Христос учил, что нам самим будет прощено в той мере, в какой мы прощаем другим: Матф. 6:14 - "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный".

Далее Иисус открыл важную истину: если мы желаем простить ближнего, то и наше собственное прощение оказывается под угрозою: Матф. 6:15 - "А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

Иисус Христос, конечно, не имел в виду, что наше спасение зависит от наших добрых дел, а не от милости и благодати Божьей (см. Лук. 18:13; Ефес. 2:8; Тит. 3:50). Поэтому в данном случае речь идёт не о спасении от греха, а об общении с Богом. Иисус говорил, что показатель близости общения с Господом - это наша способность прощать другим.

Луис Барбиери объясняет это так: "Тот, кто не хочет простить своего ближнего, не может быть в общении с Богом".

Те, кто сознает свои собственные грехи и от всего сердца прощает грехи своих ближних, находятся в правильном отношении с Христом и наслаждаются Его благословениями. Иисус хотел сказать только то, что Бог не благословляет тех, кто не хочет прощать ближних. Это место Св. Писания призывает нас от всего сердца прощать грехи наших ближних.

Наше отношение к кающемуся грешнику указывает на то, какое наше собственное взаимоотношение с Христом. И, как указывает апостол Павел, прощение должно быть взаимным и отражающим тот факт, что "Бог во Христе простил вас" (Ефес. 4:32).

Потеря милости

После того, как Иисус Христос объяснил Петру, что истинное прощение не имеет границ (Матф. 18:21-22), Он рассказал притчу, объясняющую сущность прощения в Царстве Христа (Матф. 18:23-25). Иисус Христос привёл в пример слугу одного царя, который задолжал ему огромную сумму денег, и царь уже решил продать в рабство его самого и всю его семью. Однако, движимый милостью и состраданием, царь простил ему этот долг. Затем слуга царя стал требовать у своего должника, чтобы тот отдал ему долг, и когда тот не смог этого сделать, он посадил его в темницу. Когда царь узнал об этом поступке своего слуги, он призвал этого слугу и сказал ему: Матф. 18:33 - "Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" После этого царь переменил своё решение и потребовал возвращения долга. Иисус Христос подвёл итог этой притче словами: Матф. 18:35 - "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего обрату своему согрешений его".

Это великий урок для Христовой Церкви. Имея в виду то, что Бог простил нас самих (Рим. 5:8; 1 Кор. 6:9-11), вовсе не будет несправедливым или чем-то слишком великим, если и мы будем прощать согрешения друг другу. Если же мы не будем этого делать, то это может лишить нас самих милости Божьей.

Пример восстановления

В 15-ой главе Евангелия от Луки приведено три притчи Иисуса Христа, в которых Он показывает каким должно быть наше отношение к грешникам. Веря в то, что Бог ненавидит грешников, фарисеи отказывались от любого общения с теми, кто в чём-то нарушал закон. Иисус Христос показал в этих притчах, что у Бога особое отношение к грешникам! Бог постоянно стремится к тому, чтобы грешника привести к Себе, и Он радуется великою радостью, когда потерянная душа возвращается к Нему.

Притча о блудном сыне (сыне, который привык к беспутной жизни) может быть с полным основанием названа притчей о любящем Отце, поскольку о нём упоминается в этой притче восемь раз. Всем нам хорошо известна эта трогательная история. Взяв у отца своё наследство, младший (из двух) сын промотал всё это богатство, живя распутной жизнью. Потеряв всё, он опустился на самое дно в обществе, и ему пришлось пасти свиней, но даже и это не могло обеспечить ему хотя бы пропитание. В конце концов, сын пришёл в сознание и возвратился домой, надеясь на то, что отец примет его в число своих слуг.

Когда сын был ещё далеко от своего дома, сострадающий и прощающий отец увидел его и побежал ему навстречу. Блудный сын исповедался перед отцом: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим" (Лук. 15:21). К великому удивлению сына, отец повелел слугам одеть его в лучшие одежды, одеть на руку ему перстень и обуть ноги его. Затем он повелел заколоть откормленного телёнка и приготовить обед, объяснив его причину: Лук. 15:24 - "Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться".

Любящий отец полностью простил сына и восстановил полное общение с ним. Он не стал выжидать какое-то время для того, чтобы убедиться, что покаяние сына было искренним. И он не просто простил блудного сына, но выразил к нему любовь и дал ему богатые подарки. Однако старший сын стал полным контрастом по отношению к своему отцу и не только не обрадовался возвращению своего брата, но и очень обиделся на своего отца.

В каком состоянии мы можем найти самих себя в нашем отношении к кающимся грешникам? Осуждаем ли мы их подобно старшему сыну?

Или же мы прощаем их подобно отцу и восстанавливаем с ними полное общение?

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки