Стивен Р. Сайзер

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ?
Израиль и библейские пророчества

Израиль - оккупированная Палестина

 

Постараюсь ответить на два вопроса — на политический и богословский. На два, потому что они многогранны и постоянно пересекаются друг с другом.

В чем состоит политический вопрос? Как сегодня должны мы, христиане, воспринимать ситуацию в Израиле/Палестине, где два народа претендуют на одну территорию? Израиль — это демократическое государство или страна националистического апартеида? В частности, полагаем ли мы, что израильские власти должны продолжать противостоять палестинскому стремлению к автономии и государственности? Должны ли израильтяне продолжать занимать земли, благоустраиваться и присоединять все больше и больше частей Восточного Иерусалима, Западного берега реки Иордан и Сектора Газа, создавать малые городские резервации-бантустаны для палестинцев, живущих в условиях военной оккупации в пределах исключительно еврейского государства.

Или мы верим, что палестинцы имеют все основные права и свободы человека, оговоренные во Всеобщей Декларации прав человека? Например, что они имеют право жить в стране по месту своего рождения, иметь свободу передвижения, работать, получать образование и заниматься религиозной практикой, иметь коллективное право самоопределения, политического самовыражения, автономии и государственности.

Позволю себе отметить сразу, что я против антисемитизма (не упуская из вида, что арабы — тоже представители семитской группы), и я не против права государства Израиль на существование в международно признанных границах. Это основной политический вопрос.

Центральный богословский вопрос таков: имеет ли богословскую значимость существование государства Израиль и владение евреями этой землей в рамках исполнения библейских пророчеств о Божьих планах? Или нам следует верить, что это понимание Земли несовместимо с Благой вестью, провозглашенной и объясненной Иисусом Христом? Вопрос в том, располагаем ли мы достаточными библейскими и богословскими основаниями, чтоб чистосердечно поддержать сионистское мировоззрение? Или мы всё-таки находим в Писании основания критиковать и отвергать сионистскую идеологию как псевдохристианскую и еретическую?

Прежде всего, я убежден, что это не спор между консервативными христианами и либералами. Как человек, критикующий христианский сионизм, я, тем не менее, утверждаю полную богодухновенность и авторитет Писания. Может быть, толкование нами Писания и отличается от толкования его другими, но богодухновенность самого Писания неоспорима. Легко навесить на нас, критиков сионизма, какой-либо ярлык и прекратить общение. Я считаю, что такая точка зрения неверна.

Я основываю наше исследование против христианского сионизма на семи пунктах из Священного Писания. И каждый из них может быть самодостаточным, но может также составлять жизненно важное звено в логическом последовательном доказательстве, основанном на библейской истории и откровении. За главные идеи своей статьи я обязан Колину Чапману, а также Палмеру Робинсону, Наиму Атееку, Питеру Уокеру, Дону Вагнеру и многим другим.

1. Отношение Ветхого завета к Новому завету

Полагаю, что христианский сионизм наиболее глубоко заблуждается, потому что не в состоянии оценить соотношения между Ветхим и Новым заветом и способы, которыми Новый дополняет, исполняет и аннулирует Ветхий. Очень важно читать Писание с христианской точки зрения и толковать Ветхий завет в свете Нового, а не наоборот. Вот лишь несколько стихов, которые помогут нам ориентироваться в нашем герменевтическом подходе к Ветхому Завету.

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Колоссянам 2:16-17).

«Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евреям 8:1-6).

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними] (Евреям 10:1).

Божье откровение в Ветхом Завете было дано в пророчествах как тень, образ, намёк на будущее. В Новом Завете мы имеем реализацию предсказанного, осуществление, исполнение. Вопрос в том, буквально или духовно понимать обетования Ветхого Завета, через призму тени Ветхого или через призму реальности Нового. Какой способ мы избираем, такова будет и наша герменевтика, понимание Писания.

Так, например, существуют жертвенные животные и продукты питания, которые предвосхищают приношение тела Христа. Есть переносная Скиния, предзнаменующая постоянное Божье присутствие в лице Иисуса Христа. Есть израильтяне, блуждающие в пустыне, и Бог ниспосылает им манну с неба, воду из скалы и змея на шесте. Все эти образы нашли исполнение не в еще большем количестве манны и воды или в более высоком шесте для христиан, но в искупительном деле Иисуса Христа, Которого Ветхий завет мог только образно предсказывать. По самой своей природе следует рассматривать постулаты Ветхого Завета как теневые очертания, а не как существенную реальность.

Тот же принцип применим и к обетованиям относительно земельных владений, которые находятся также в качестве пророческой тени, образа, пророчества, предвкушая будущие Божьи цели не только для одного небольшого иудейского народа, но и для всего верующего мира, раскрывающиеся полностью и окончательно в Иисусе Христе. Эту мысль резюмирует послание к Евреям.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евреям 1:1-2)

2. Смысл Авраамова завета

Нам следует рассматривать Авраамов завет не в Бытие 12, а в Бытие 2. Начался Завет с создания Богом Рая, олицетворенного садом Эдем. Это было место, где можно было получить все Божьи благословения и общаться с Ним. Вот здесь в Библии и начинается образ земли. Эта райская земля при грехопадении была утрачена, но дается предвкушение небес в образе обетования, данного Аврааму.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1).

В Бытии 15:18 Бог более конкретно указывает на протяженность этой земли:

«В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата».

(До этих пределов пророчество было исполнено, когда потомки Измаила действительно распространились на всем Ближнем Востоке. Ни Измаил, ни Исаак еще не родились, когда было дано это обетование). Обетование повторяется и подчеркивается в Бытие 17.

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт.17:1-8).

Моисею снова подтверждается обетование дать доступ к земле, а в книге Исход 3:8 и ряде других отрывков Пятикнижия земля описывается, как текущая молоком и медом.

«Иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев» (Исход 3:8).

Эти метафоры поэтичны. На Библейской Земле никогда не текли буквально молоко и мед. Это прекрасная страна, но библейский образ указывает на восстановленный в будущем Рай. С самого начала этой тени Ветхого завета придется ждать Нового завета для фактического исполнения обетования. Земля в Ветхом завете не была самоцелью.

Месту поклонения в Ветхом Завете Скинии никогда не предназначалось иметь постоянный адрес в Божьем плане искупления. Она указывала на Христа, который временно пребывал среди Своего народа, будучи воплощенным на земле, а после Пятидесятницы — в постоянном присутствии Духа Святого. Система жертвоприношений не могла искупить грехи, но только предзнаменовывала безгрешную жертву совершенного Сына Божьего. Патриарху Аврааму обещали землю, а сам он никогда не обладал ею. Это не духовное обетование. Оно окончательно физически исполнится в Раю. Это было обетование завета, а не постоянное и вечное владение Ближним Востоком.

В послании к Евреям, 11 гл., мы узнаем, что, не овладев ею, патриарх научился ждать города, основатель и архитектор которого Бог. Это единственное логическое толкование завета Авраама.

«Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евреям 11:10-16).

Важно еще раз подчеркнуть, что небесное в Послании к евреям не подразумевает аллегорическое, духовное и небуквальное. Как раз наоборот. Клайв Льюис пытался описать в «Большом разделе», что небесное является непревзойденным истинным положением вещей, оно превосходит действующую реальность. Таким же образом Небесный Иерусалим, небесный город, которого ждали патриархи, не является туманной неконкретной идеей. Это высшая реальность, которую мы можем лишь предчувствовать в своем нынешнем состоянии.

Важно отметить, насколько подчеркнута в книге Бытие центральна роль Иерусалима. Авраам заплатил десятину священнику Мелхиседеку, царю Салима (Иерусалима) (Бытие 14:20). Авраам предложил своего сына Исаака в жертву Богу (Бытие 22). Но в обоих этих образных событиях указано на высшую реальность Нового завета, реализованного в совершенстве в небесном священстве Христа по чину Мелхиседека (Евреям 7), и на единократную для всех жертву Сына Божьего на Голгофе.

Еще один пункт насчет Земли. Земля в Торе не принадлежит Израилю. Земля принадлежит Богу. Земля не может быть надолго куплена или продана. Она не может быть надолго отдана, тем более украдена или отобрана. Земля никогда не находится в распоряжении Израиля для своих национальных целей. Вместо этого, Израиль сам и находится в распоряжении Бога для Его целей. Евреи остаются арендаторами на Божьей земле.

«Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Левит 25:23).

Существует четыре стороны в завете Авраама. Любое истолкование аспекта земли в завете Авраама не может быть отделено от других звеньев Завета. Как христиане, мы не имеем никакого затруднения в том, чтобы видеть исполнение обетования в личности и деяниях Иисуса Христа. В Нем Бог, действительно, во-первых, благословил людей всех народов, во-вторых, вовлек их в отношения завета с Собой, в котором, в-третьих, теперь нет ни мужского пола, ни женского, ни иудея, ни язычника, все члены одного святого народа. Если эти три звена одного завета исполнились во Христе в Его Церкви, как мы можем относить обетование о земле в совершенно другую категорию?

Не будьте введены в заблуждение не правильным пониманием слов, данных Богом Аврааму, что страна будет его "вечным владением". Настаивание на буквальном исполнении — это обоюдоострый меч. В 1 Паралипоменон 15:2, например, Давид настаивает на том, что левиты будут нести ковчег Господа и всегда служить перед Ним. Буквально ли это исполняется на земле, или исполнилось образно во Христе? В 1 Паралипоменон 23:13 Бог обещает, что священство Аароново будет продолжаться "навсегда". Буквально ли это исполняется на земле в наше время, или исполнилось образно во Христе? Во 2 Паралипоменон 33:7 Бог говорит, что Он положил имя Свое в храме Иерусалимском навеки. Буквально ли это исполняется на земле сейчас, или исполнилось образно во Христе и Церкви? В 1 Паралипоменон 23:25 Бог обещает, что Он пришел, чтобы пребывать в Иерусалиме навеки. Буквально ли это исполняется на земле сейчас, или исполнилось образно во Христе и Церкви? Также во 2 Царств 7:12-16 Бог обещает, что потомок Давида воссядет на престол его навеки. Буквально ли это исполнилось на земле сейчас, или исполнилось образно во Христе?

Позвольте мне разобрать другой случай буквализма, к которому прибегают христианские сионисты.

Некоторые настаивают на том, что, поскольку евреи никогда буквально не занимали всю землю, обещанную Аврааму, от Нила до Евфрата, это обещание должно ждать своего будущего исполнения. Следовательно, земля у них должна быть не только для поселения на Западном берегу, но и на остальном Ближнем Востоке. Такой подход игнорирует то, как ветхозаветные писатели сами понимали обетование, данное Аврааму. Бог подтвердил то же обетование Иисусу Навину.

«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им» (Иисус Навин 1:6).

Тогда возникает вопрос, поступил ли так Израиль? Хотя это правда, что евреи никогда не осуществляли политический суверенитет по всей земле между Нилом и Евфратом, вопреки стремлению, изображенному на современном израильском национальном флаге. Тем не менее, книга Иисуса Навина говорит ясно, что заветное обещание действительно рассматривалось исполненным ими в том поколении.

«Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны» (Иисус Навин 11:23).

«Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Иисус Навин 21:43-45).

Подчеркнем, что указано, что Иисус взял "всю землю", потому что Господь дал «Израилю всю землю, которую он клялся отцам их дать им». На заявления, что некоторым обещаниям еще предстоит исполниться, Иисус Навин категоричен: «Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; всё сбылось».

Аналогично Неемия, работая над книгой после второго изгнания Израиля, посмотрел на первое изгнание и мог засвидетельствовать во славу Божию исполнение обетований, данных Аврааму:

«И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского. И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные, и ввел их в землю, о которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть [ею]» (Неемия 9:22-23).

Эти отрывки описывают первое (после изгнания) восстановление израильтян в Обетованной Земле. Неемия даже отзывается в прошедшем времени на выполнение метафорического обетования, что потомки Авраама "так многочисленны, как звезды в небе" (сравните Бытие 22:17). Поскольку обещание, данное Аврааму о Земле, следует понимать тесно связанным с отношениями в завете и благословениями для всех народов мира, тогда настаивать на толковании, дающем евреям Палестину в эксклюзивную собственность, противоречит как самому обетованию в контексте Ветхого завета, так и выполнению его в Новом. Четыре составных части завета Авраама представляют собой комплексный договор, переплетены между собой образно и осуществлены во Христе и через Него.

3. Обещание изгнания и возвращения

Владение землей никогда не было совершенным. Владычество над землей остается борьбой и мучениями, которые никогда не доходят до своей полной реализации. Соломон в зените своего правления и власти разрушает для Израиля хорошую перспективу из-за своего принятия культа чужеземных богов, допуская шумные и отвратительные собрания поклонения своих языческих жен и их священников в долине Храмовой горы. В этот период за осквернение Земли посланные Господом захватнические армии наказывают израильтян. Во исполнение обетования, данного через Моисея и пророков, они лишили их владений и изгнали их из обетованной Земли, данной предкам. Иерусалим был в безопасности от чужестранных армий, пока пребывала среди него Божья слава Шехина. Таково значение видения Иезекииля, в котором шаг за шагом он видит отход Божьей славы от города.

После того, как отошла Божья слава, Иерусалим стал таким же уязвимым, как и любое другое место на земле. Он больше не был освященным городом с гарантированной Божьей защитой. Изгнание и рассеяние иерусалимских жителей не могло быть предотвращено.

Но история еврейского народа в Ветхом Завете не закончилась изгнанием. В назначенное Богом время примерно 49 000 человек вернулось — сравните с приблизительно тремя миллионами, вышедшими из Египта за тысячи лет до этого. Вернулись они на небольшую часть первоначальной территории и построили всего лишь маленькую копию храма Соломонова. Но Божьи пророки не упускали из виду величие Божьей искупительной работы. Они рисуют картину восстановления так славно, что она не может быть ограничена только Ветхим заветом. Аггей и Захария, например, изображают нечто, что должно прийти к Божьему народу и нарушить все узы теневых форм Ветхого завета. В Захарии гл. 2 сказано, что Иерусалим будет городом без стен на такой обширной территории, что не подлежит измерению. Вместо обычной, вокруг него будет огненная стена. В воссозданном Храме проявится больше славы, чем в величественном сооружении Соломона.

«Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:9).

Речи пророков о восстановлении воодушевляющи, но реальность, пережитая при Ветхом завете, была гораздо менее впечатляющей. В действительности эта потрясающая картина великого города без стен, с огненною стеною вокруг него, в который идут потоком язычники, полностью нарушает рамки Ветхого завета. Это видение нашло свое воплощение только во времена Нового завета с тех пор, как люди стали поклоняться не в Иерусалиме и Самарии, но и везде, так как Божья слава пребывает с каждым дитем Божьим. Так, в соответствии с ценностью Нового завета, матерь всем нам — вышний Иерусалим, а не Иерусалим земной.

«А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Галатам 4:26).

Здесь не идет речь о некоей эзотерической нирване. Этот Иерусалим не духовное понятие или явление. Согласно Евреям 12:22, когда мы собираемся для поклонения, мы встречаемся в присутствии ангелов в Иерусалиме.

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евреям 12:22).

Как только достигается это совершенство, откровение от Бога не допустит, чтоб Его люди снова стремились к установлениям Ветхого завета. Возвращение к старым образам Ветхого завета запрещено. Дети Божьи стали храмом, в котором обитает Его слава. Поэтому предположить, что слава Божья стремится вернуться к локально географически расположенный Храм, куда всем надо идти на поклонение, означает регрессию от реальности к тени, соединение разорванной завесы Храма, отступление от Нового к Ветхому завету, куда невозможно вписать совершённые искупительную жертву Христа.

4. Этические требования завета

Обетование земли всегда было условным даром, и отнюдь не безусловным.

Во время скитания по пустыне Бог вразумлял Свой народ этими обетованиями:

«Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Левит 18:24-28).

На основании этого отрывка в настоящее время жестокая, репрессивная и расистская политика государства Израиль ведёт скорее не к восстановлению, а к еще одному будущему изгнанию. Один мой знакомый еврей на прошлой неделе высказал мысль, что насколько же греховным надо быть, чтобы попасть в черный список Бога!

По поводу отношения к чужестранцам, евреи были предупреждены в Писании 36 раз, как надо проявлять милосердие к инородцам и пришельцам, ведь они знали, каково быть пришельцем в земле Египетской.

«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 22:21).

«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19:33-34).

Рассказываемая на каждую Пасху история Исхода имела целью напоминать еврейскому народу, что он должен быть свободен от желания угнетать и притеснять кого-то. В Псалмах наследование земель отмечается как одно из величайших благословений искупления. Псалом 36, например, призывает евреев не отчаиваться из-за благоденствия нечестивых. Им говорится верить в обетования Господа о том, что они наследуют землю. В контексте других обетований о Земле это всегда следует рассматривать с точки зрения не постоянного владения, а условного вида на жительство. В данном Псалме эта практически та же самая фраза используется свыше 6 раз.

1-3 «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину».

8-9 «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю».

18 «Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек».

27-29 «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек».

34 «Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь».

Этот Псалом в собрании Божьего народа регулярно зачитывался, и поэтому он, стало быть, был эффективен для укрепления идеи в сознании, что эта земля — дар Божий для них. Заверение, что выкупленная земля дана им, относилось не к нечестивым и не к неверующим израильтянам, а только к праведным и верным.

Великое пророчество Исайи начинается с аналогичного предупреждения:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исаия 1:16-17).

«Сион спасется правосудием, и обратившиеся [сыны] его — правдою; всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся» (Исаия 1:27-28).

Иеремия подчеркивает последствия:

«И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки» (Иеремия 17:4).

Даниил и Неемия — это те, кто олицетворяет индивидуальное необходимое и коллективное покаяние перед Богом, способное вернуть его остаток (Даниил 9:1-19; Неемия 1:4-11). Таким образом, когда Бог возвращает остаток в Землю, Он делает это в соответствии с условиями, описанными в книге Второзаконие 30:1-5.

«Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь [их] к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, — тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих» (Втор. 30:1-5).

Значит, покаяние является всегда условием возвращения. Утверждение, что события после основания государства Израиль в 1948 году указывают на якобы «Божье благословение еврейскому народу», совершенно не имеет библейского основания.

Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году и евреев изгнали из земли, как учил Иисус Христос, в наказание за отказ признать Его как Мессию (Луки 19:41-44), поэтому покаяние, необходимое по условиям Второзакония, гл. 30, с точки зрения Нового завета, требует признания Иисуса Мессией как условие возвращения. Следовательно, обладать землей никогда не могут рассчитывать те, кто не в состоянии явить истинную веру и преданность Искупителю, предусмотренную Господом в Завете. Земля Израилю никогда отдельно от его веры и послушания Богу не обещана.

Утверждать, что Земля принадлежит Израилю, исключая дела справедливости и милосердия, — противоречит основному пророческому уроку истории спасения в Писании.

Возникает вопрос к христианским сионистам. Если вы обращаетесь к книге Бытие, чтобы обосновать претензии на обетование Земли, то как насчет Исхода и заповедей не украсть, не убить и не лжесвидетельствовать? Если вы верите в предсказательную часть пророчеств, то как насчет пророческого требования справедливости? Разве политику нынешнего израильского правительства, политику принудительной оккупации Восточного Иерусалима ХХ века, нельзя сопоставить с Ахавом, похищающим виноградник Навуфея? Где среди христианских сионистов сегодня Илии, которые из-за любви к еврейскому народу готовы были бы говорить пророческое предупреждение Ахавам в правительстве нынешнего Израиля?

Я считаю, что мы имеем полное право указывать, что чем сильнее предъявляются сионистами притязания на Землю, якобы на библейских основаниях, тем больше весь мир должен судить о том, что соответствуют ли нынешние евреи на этой Земле моральным нормам того же Писания.

5. Земля в учении Иисуса Христа

Парадоксально, что учение об израильском владении землей отмечено своим полным отсутствием в учении Иисуса Христа.

В Евангелиях имеется менее пяти точных упоминаний о Земле, и то косвенных. Самое яркое упоминание находится в Заповедях блаженств. В Евангелии от Матфея, 5:5 Иисус Христос цитирует Псалом 37:11. Благословение кротких и наследование земли, как описано в псалмах, отдается эхом в Нагорной Проповеди. Но есть нюанс: блаженные наследуют просто землю, а не Землю обетованную. Греческий термин «земля» совпадает со словом «земля» в Септуагинте, но контекст заповедей блаженств требует расширения смысла, чем просто владение Палестиной. Христиане, которые живут по Нагорной Проповеди, наследуют землю Библии, благодаря своей кротости. Поскольку Земля была важнейшей частью религии иудаизма во время Иисуса Христа, Его молчание по этому вопросу могло быть только преднамеренным.

«Иисус из Назарета провозгласил лето Господне, а Сам умер ужасной смертью на кресте, и таким образом была запятнана земля, и от этого деяния и его последствий разрушен географический аспект религии Его отцов. Как и всё остальное, Земля и в Новом Завете заставляет нас задуматься над тайной Иисуса Христа, который крестом и воскресением разорвал не только узы смерти для ранних христиан, но и облигации на владение этой землёй» (В.Д. Дэвис).

Подобно пророкам, Иисус Христос предсказал разрушение Иерусалима как суд над еврейским народом (Луки 19:41-44). Но в отличие от них, Он не обещал еще раз вернуть их в эту страну. Вместо этого Он предсказал пришествие Божьего Царства в терминах из видения Даниила про Сына Человеческого, грядущего в Дни Древние, чтобы получить царскую власть (Матфея 24:30-31; Луки 21:25-28; ср. Даниила 7:13-14). Только преднамеренно Иисусу Христу было так мало что сказать конкретно о земле-стране и так много о Земле-мире (78 раз в одних Евангелиях).

6. Земля в учении Апостолов

Со времени встречи с Воскресшим Господом и Пятидесятницы, наступает для учеников поворотный момент. До этого момента казалось, что они разделяют понимание земли, как и другие иудеи в I веке. Они ожидали, что Бог решительно вмешается в историю, восстановит политический суверенитет евреев в Обетованной Земле. Это ожидание нашло отражение в словах учеников по дороге в Эммаус:

«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:21).

Та же мысль пришла ученикам, когда они спросили Иисуса перед Его вознесением: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1:6). Жан Кальвин комментировал: "В этом вопросе столько ошибок, сколько слов". Ответ Иисуса Христа корректирует не только их представление о временах и сроках, но также их видение служения.

«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:7-8).

Природа Царства Божьего теперь по-новому определяет смысл избранности. Распространение Царства Божьего по всему миру предполагает изгнание верующих из земли и отвращение от Иерусалима навсегда. Они были посланы в мир, но никогда не было сказано, что они вернутся туда, откуда вышли. После Пятидесятницы апостолы использовали ветхозаветные понятия о Земле по-новому.

Так, например, Петр говорит о наследовании, которое, в отличие от Земли, наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас (1 Петра 1:4). Павел также утверждает: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деяния 20:32).

В своем Послании к преимущественно языческой церкви в Ефесе Павел применяет обетование наследования земли в частности для языческих детей верующих христиан, которые будут послушны.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Ефесянам 6:1-3).

Пятая заповедь обещает, что послушные дети будут жить долго на земле, которую дал им Господь Бог. Теперь Павел применяет то же обещание детям родителей-христиан, живущих на расстоянии 700-800 миль от Библейской земли. Павел обещает этим детям язычников и евреям-христианам, которые охотно подчиняются авторитету родителей, долгую жизнь на земле.

В новозаветном контексте Земля нашла исполнение в Божьих планах. Границы земли в Ветхом завете были разрушены, так что она, земля, простирается так далеко, как Великое поручение — «до края земли».

В своем Послании в преимущественно языческую церковь в Галатии Павел говорит:

«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам... Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Галатам 4:21-31).

Довольно-таки шокирующим способом Павел сравнивает Иерусалим и его рабство с Агарью и ее детьми-рабами, и сравнивает Галатийских верующих из язычников с Исааком, с детьми обетования. Это сравнение, несомненно, относится и к современному городу Иерусалиму, и древнему во дни апостолов. Настоящий Иерусалим с детьми находится в законном рабстве, пленником политических партий религиозных меньшинств. Не следует полагать, что живущие в Иерусалиме без веры в Иисуса как в Мессию избраны Богом ко спасению. Повторюсь, не следует полагать, что они таковы.

Конечно, среди тех, кто сейчас не верует, могут быть те, которые в будущем будут верить. Но мы не можем предполагать, что они избранные Богом, пока они не докажут это через исповедание Иисуса Мессией. Без обращения и покаяния в вере, которое является неизменным требованием во всем мире, жители нынешнего Иерусалима продолжают быть в рабстве без Бога и без надежды в мире. Предложить что-либо еще — значит приуменьшить статус Иисуса Христа и умалить Его жертву, и в то же время поставить под угрозу человеческие души, поощряя ложную теорию. Крис Райт удачно резюмирует основные аргументы из Евреям:

«Утверждение в Послании к Евреям, что "у нас есть", на удивление всеобъемлюще. У нас есть земля, в которую мы вошли через Христа и которой даже Иисус Навин для Израиля не добился (3:12-4:11), мы имеем Первосвященника (4:14, 8:1, 10:21) и Жертвенник (13:10); у нас появилась надежда, которая в данном контексте относится к реальности завета, заключенного с Авраамом (6:13-20). Мы входим в святилище, так что мы имеем реальность Скинии и Храма (10:9). Мы приблизились к горе Сион (12:22), и мы получаем Царство в соответствии с Аггея 2:6 (12:28). Действительно, согласно Евреям (13:14), единственное, чего у нас нет, — это земного, территориального города. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евреям 13:14)».

Нет ни малейшего намека на то, что апостолы считали, что еврейский народ по-прежнему пользуется Божественным правом на землю, или что еврейское наследие на Землю станет важным, а тем более «центральным аспектом Божьего плана для всего мира». В христологической логике Павла Земля, как и Закон, и конкретные, и временные, теперь стали совершенно неуместны.

7. Будущее еврейского народа

Для еврейского народа апостол Павел ожидает более славного будущего (Римлянам 9-11).

В Послании к Римлянам 9 гл., где он подчеркивает, что Господь не забыл еврейский народ и что их ожесточение к Евангелию временное, Павел перечисляет благословения, которые они получили.

«...Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Римлянам 9:4-5).

Только одно благословение Павел пропускает — Землю. Не существует предположения, что будущее спасение евреев имеет отношение к Земле. Молчание Павла о Земле предполагает не то, что он по-прежнему придерживался еврейского богословия о Земле, а то, что он значительно его изменил. Так, в своем толковании обетования, данного Аврааму в Бытии, Павел утверждает:

«Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры» (Римлянам 4:13).

Потомки Авраама унаследуют не Землю-страну, но мир, или всю окружающую среду обитания. Павел считает детьми Авраама евреев и язычников, которые оправданы через веру во Христа. Обетование Земли-страны преобразовалось в обещание Земли-мира.

Теперь образ земли есть изображение восстановленного Рая, наконец-то пришедшего к завершению. Это, однако, не просто возвращение в Рай, в Землю, где течет молоко и мед, которые никогда буквально не текли, но воссозданная Вселенная с воскресшими людьми. Это обещанная Земля, новые небеса и новая земля, нечто, что, по крайней мере, равняется или превосходит состояние человека, когда он был первоначально создан и помещен в Райском саду. Завершение дела Божьего искупления падшего мира — не просто участок земли, но вся Вселенная. В Ефесянам 3 гл. Павел отмечает тень Ветхого завета как тайну, которая наконец открылась:

«Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Ефесянам 3:4-6).

Выводы

Христианским сионистам стоит задать себе такой основополагающий вопрос. Какие перемены для традиционной иудейской надежды и ожидания Земли принесло наступление Божьего Царства в лице Иисуса Христа?

Мы не можем толковать Ветхий завет так, будто приход Иисуса Христа не делает разницы в этих конкретных аспектах надежды иудаизма I века. Похоже, что христианские сионисты читают Ветхий завет в очках, которые первые ученики носили до встречи с воскресшим Христом и до Пятидесятницы.

Они, похоже, верят, что пришествие Царства Иисуса Христа означает отсрочку иудейских надежд на восстановление, а не на выполнение этих надежд в Мессии и мессианских общинах (церквях).

В процессе Библейской искупительной истории было сделано резкое движение от подобия к реальности, от тени к материи. Земля, которая когда-то была локальным местом Божьей искупительной работы, служила под видом Ветхого завета иллюстрацией "потерянного и обетованного Рая", потерянного, потом обещанного, но при исполнении Нового завета эта Земля расширила границы и охватила Вселенную. Возвеличенный Христос правит из Небесного Иерусалима, демонстрируя Свою власть над всеми народами. Нельзя поощрять возврат к ограниченным формам Ветхого завета. Реальность не должна уступать тени. Зачем тень, когда есть реальность?

Перед нами выбор, в конечном счете, между двумя богословиями. Одно основано прежде всего на тени Ветхого завета, а другое основано на реальности Нового завета. Монопольная теология, фокусирующаяся на евреях в «эрец-Израиле», и открытая для всех теология, фокусирующаяся на Иисусе Христе, Спасителе мира. Это выбор между эксклюзивной теологией Армагеддона, расовой сегрегации и войны с одной стороны, и инклюзивной теологией справедливости, мира и примирения — с другой.

Чтобы ответить на политический вопрос, поставленный нами в начале статьи, Израиль в состоянии поддерживать свою власть над оккупированными территориями только с продолжением массированного финансирования из Америки и посредством своих огромных вооруженных сил. Он никогда не сможет наслаждаться миром с соседями, пока не станет действовать по принципу справедливости и взаимопомощи в отношении палестинцев.

До этого никогда не будет мирного сосуществования. Задержка правосудия означает отказ в правосудии. Израиль — материалистическое общество, государство апартеида, практикующее репрессивные и бесчеловечные меры против палестинцев с вопиющим пренебрежением к резолюциям Организации Объединенных Наций и Декларации ООН по правам человека. С богословской точки зрения, христианским сионистам, которые поддерживают такую практику, лучше прислушаться к последним словам Иисуса Навина:

«Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь]» (Иисус Навин 23:14-16).

Как детям Исаака (Иакову и Исаву), евреям и палестинцам пришло время прекратить борьбу за право первородства и начать делиться благословениями.

Доктор богословских наук Стивен Сайзер является пастором церкви Христа в Сарри, Virginia Water (США). Он является исполняющим обязанности председателя «Living Stones», председателем Международного Библейского Общества (Великобритания), а также областным преподавателем Школы теологии в Вестминстерском колледже, Оксфорд. Он написал три книги: «Обозрение библейских земель», «По стопам Иисуса и апостолов», и «Христианский сионизм — дорога к Армагеддону?»

 

Оригинал на англ. яз.: Whose Promised Land: Israel and Biblical Prophecy


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки