Х. И. К.

ХРИСТИАНИН И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Сегодня мы хотим рассмотреть тему, тесно связанную с тем, каково наше отношение к окружающему нас миру. Эта тема: верующий и телевидение.

Я прекрасно знаю, что предлагаемая тема является одной из самых спорных и тяжёлых. Некоторые считают, что она слишком сложна и потому нет смысла её обсуждать. Но правильно ли это? Разумно ли спрашивать, на сколько сложна тема для обсуждения, зная, что для Слова Бога нет слишком сложных тем? Думаю, уместнее задать себе другой вопрос: "Нужно ли эту тему обсуждать?" Для меня ясно, что обсудить её является большой необходимостью.

Наше общее мнение по этому вопросу известно. У нас в домах можно увидеть, как мы относимся к телевидению. Но молодые, то есть недавно обращённые братья и сёстры, а также братья и сёстры, по иному смотрящие на многие веши, имеют право узнать, почему мы думаем именно так. Наша точка зрения должна быть разъяснена. Мы просто обязаны это сделать. Однако будем помнить, что, рассуждая на выбранную нами тему, можно впасть в две крайности: либо установить закон, а мы не имеем права этого делать, либо недооценить ту опасность, которую действительно несёт телевидение. И, да сохранит нас Господь как от первого так от второго!

С самого начала я хотел бы прочесть некоторые места Писания, в которых говорится о зрении и о слухе, потому что телевидение, выражаясь технически, объединённый продукт радио и кино. Очень часто, глядя на название "телевидение", забывают о том, что телевидение не только показывает, но ещё и рассказывает, а между тем предлагаемые телезрителю передачи слишком часто сопровождаются не лучшими комментариями.

Исайя 33,15: "...кто ...затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах ..."

Лука 2,20: "И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было".

1Коринфянам 2,9: "...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его".

2Петра 2,7.8: "...а праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша [дословно: через видение и слышание] дела беззаконные)..."

Итак, мы должны хорошенько поразмыслить, прежде чем по собственной воле наполнить чем-либо свои глаза и уши.

Прежде чем ближе подойти к нашей теме, необходимо заметить ещё кое-что о мире и телевидении.

Когда мы говорим о телевидении, мы имеем в виду не само техническое достижение. Само по себе это удивительное открытие вовсе не является злым. Оно, как и многие другие изобретения, в зависимости от применения, может стать источником проклятия или благословения (как, например, самолётом можно перевозить и Библии и бомбы). Без сомнения телевидение нужно, например, когда в больнице наблюдение за многими тяжело больными пациентами осуществляется дежурной медсестрой из центральной комнаты. Таким образом, говоря о телевидении, мы, как и в обычном разговоре, будем подразумевать под этим словом программы, транслируемые теле станцией.

Под словом "мир", здесь, как и в Новом Завете, подразумевается система, чуждая Богу (Ефесянам 4,17-19), враждебно противостоящая Ему, система, князем которой является сатана. Таким мир был уже с момента грехопадения. Последние доказательства этого уже получены, решающая проверка уже проведена. Этой проверкой стало явление в мир Господа Иисуса Христа, Сына Божьего.

Иоанна 3,19: "Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы".

Итак, Бог действительно отвержен! Мир враждебен Богу! Его отвергли не только те люди, которые Его не знали. Об этом мы читаем в Иоанна 15,24: "Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего".

Бога возненавидели и отвергли! Из Писания мы знаем, что вскоре мир ещё раз докажет это, охотно приняв антихриста. Итак, именно эта система подразумевается под словом "мир". Но вернёмся к нашей теме.

Сегодня в Германии каждый взрослый проводит, в среднем, два с половиной часа в день (или десятую часть своей жизни) перед телевизором. Однако я не хотел бы сейчас останавливаться на том, сколько при этом теряется денег и времени, так как существуют ещё многие другие вещи, отнимающие у христиан примерно столько же денег и времени. Но не будем забывать, что и за то, как мы проводим время, мы ответственны перед Господом. Сколько времени мы уделяем ежедневному чтению Библии и молитве? Однако телевидение несёт в себе ещё одну серьёзную опасность, и, я надеюсь, что мы её действительно осознаем. Но хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что мы вовсе не собираемся в заключении нашего размышления, установить какой-либо закон. В Слове Бога нет закона о телевидении, да и самого слова "телевидение" в Библии тоже нет.

Но, несмотря на это, можем ли мы говорить о том, что нам не открыто воля Бога по этому вопросу? Мы не имеем ясно выраженного закона для множества ситуаций и в этих ситуациях всегда не легко найти конкретный ответ. Когда речь идёт об употреблении в пищу крови или о блуде, то мы имеем ясное постановление ("Ибо угодно Святому Духу и нам ..." Деяния 15,28). Взгляд Бога на эти вещи абсолютно ясен. Но наш небесный Отец желает видеть в нас сердце полное любви к Нему. Сын, хорошо относящийся к своему отцу, и без конкретного указания знает, как нужно поступить. Однако устанавливать свой образ действий как закон для остальных братьев он не имеет права. Это относится не только к обсуждаемой нами теме, но и ко всем другим вопросам практической христианской жизни. Так как Бог знал, что телевидение однажды появится, мы вправе ожидать, что в Его слове есть указания на это. Мы не можем просто сказать: "Если слово "телевидение" отсутствует в симфонии к Библии, значит, Писание ничего об этом не говорит, и я свободен, делать что захочу". На тот случай, если кто-то думает, что Писание не совершено и не может помочь нам решить некоторые наши современные проблемы, я хочу сказать, что это глубокое заблуждение. Прочтём пророка Исаию 4б,10: "Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю".

Исходя из этого стиха, становится ясно, что полагать, будто Бога застанет врасплох нечто, что появилось в двадцатом столетии, просто было бы абсурдом. В послании к Евреям 4,12, сказано, что слово Божие живо, а значит, может быть использовано во всех наших актуальных проблемах. Мы должны быть уверены в том, что слово Бога способно осветить и нашу сегодняшнюю тему.

Я не стремлюсь перечислить все точки зрения о предмете нашего обсуждения. Хотелось бы показать только некоторые и побудить вас самих к исследованию Писания. Ничто другое не сможет нам помочь.

Когда около 40 лет назад появилось телевидение, то его "врождённые недостатки", унаследованные им от кино, привели к тому, что это новшество было вскоре интенсивно отвержено основной массой верующих. Но так продолжалось недолго. На сегодняшний день это средство коммуникации нашло такое распространение среди христиан, что уже считают чем-то необычным, если какой-то христианин не имеет телевизора. Давайте спросим себя: "Что привело к такой перемене?" Существует два возможных объяснения:

1. Страх, появившийся после первого знакомства с телевизором, был сильно преувеличен и безоснователен. Выяснилось, что телевидение не имеет отрицательного влияния на жизнь верующего.

2. Наши христианские критерии стали так далеки от стандарта Бога, что телевидение теперь с радостью принято широкими кругами христиан.

Не будем указывать на то, какое из этих двух объяснений соответствует действительности; и я не собираюсь никого осуждать. Но не плохо было бы, если каждый из нас самостоятельно и честно проанализирует этот вопрос.

Если мы говорим о христианах, то их, наверное, можно разделить на несколько групп (Мы делаем это не для того, чтобы осудить одну из них).

Итак, есть верующие: смотрящие телевизор с чистой совестью; смотрящие телевизор с совестью, которая их осуждает; те, кто не прочь посмотреть телевизор, но не осмеливается делать это ради немощных братьев и сестёр; те, кто не прочь посмотреть телевизор, но не осмеливается делать это из-за любви к Господу; те, кому телевизор просто не нужен; и, наконец, те, кто по трём последним причинам его не смотрит.

Для чего мы приводим здесь эти размышления? Просто для того, чтобы показать, что, несмотря на почти 40-летнее существование и практически повсеместное распространение, телевидение не перестаёт быть среди христиан предметом, постоянно вызывающим споры. Поэтому каждому необходимо самому определить своё отношение к нему. Прошу вас, не пытайтесь пройти мимо этой проблемы! Каждый из нас должен самостоятельно, перед лицом нашего Господа, выяснить, что значит для него телевидение и каким должно быть отношение к нему у нас, как у детей Бога!

Для мира телевидение тоже создаёт немало проблем: врачам, криминалистам, политикам, да и многим другим людям оно приносит немало неприятностей. Мы, христиане, должны спросить себя: какое духовное воздействие оказывает на нас телевидение? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Телевидение, как средство массовой коммуникации, в идеальном случае, служит двум разным группам людей с различными интересами.

В первую группу входят те, кто готовит и транслирует телепрограммы. Им телевидение дало невиданную до нашего времени власть над душами телезрителей.

Ко второй группе относятся те, кто желает получить информацию и развлечения в максимально комфортных условиях. Телевидение успешно удовлетворяет потребности и тех и других, и это объясняет то, почему за жизнь всего одного поколения телевидение успело занять такое важное место в жизни большинства людей.

Если мы заговорили о владельцах и потребителях телепродукции, то абсолютно ясно, что и те и другие находятся в распоряжении власти, всю силу которой трудно даже представить. Появилась возможность управлять людьми практически незаметно, но вполне целенаправленно, навязывая им ту или иную точку зрения; это называют иностранным словом "манипуляция". Конечно, большинство телезрителей возмущённо оспаривают, что ими можно манипулировать или уже манипулируют. Однако общеизвестно, что именно средства информации являются сегодня той мошной силой, которая определяет, что в этом мире современно и модно, а что уже нет. Это касается одежды, музыки и многого другого. Ведущую роль в этом процессе играет именно телевидение, оно всему даёт оценку, всему привешивает свои ярлыки. Придя в понедельник на работу, ты сможешь убедиться, что твои коллеги думают о многих вещах, событиях, личностях или организациях одинаково. Конечно, ведь они видели одно и тоже. Нет ли в этом чрезвычайно большой опасности? Мышление и поведение людей нормируется, шаблонизируется. Даже если человек очень интеллигентен и развит, всё равно, в большей или меньшей степени, он будет находиться под влиянием этого продолжительного и целенаправленного воздействия.

Давайте немного поразмышляем о том, каким нормам соответствует жизнь общества и общественное мнение? Не думаю, что кто-то из христиан считает, что мир живёт согласно библейским истинам. Давайте пойдём дальше и спросим: кто стоит за средствами массовой информации? Кто хозяин хозяев средств массовой информации, мощно управляющих общественным мнением? Я думаю, что можно прийти только к одному выводу это "князь мира сего"; дух, "действующий ныне в сынах противления". (Сравни с посланием к Ефесянам 2,2).

Но кто-то может возразить: "Но голландские братья тоже сделали несколько телепередач, например: "Так появился мир", или "так появился Израиль". Да, это так. Мы должны быть благодарны нашему Господу за то, что оказалось возможным показать такие передачи в Нидерландах. Но если для проведения евангелизации арендуется помещение в кафе гостиницы, приходит ли верующим в голову регулярно собираться там, чтобы пить пиво? К сожалению, здесь мы вынуждены вернуться к тому, с чего начали: любое техническое достижение само по себе нейтрально, и может быть использовано как на благо, так и во вред.

Хочу только спросить: "Является ли то, что сделали братья в Нидерландах правилом?". Увы, это было редкое исключение. Меньше одного процента времени телепередач используется таким образом. Обычно телепрограммы носят совсем иной характер.

Если телевидение неизбежно вынуждено ориентироваться на потребности телезрителей, то что будет им управлять? Что определяет вкус, мораль и содержание телепередач, каким стандартам они должны соответствовать? Не может быть никаких сомнений в том, что они направлены на удовлетворение похотей ветхого человека! Иначе и быть не может. Если односторонне ориентированному большинству людей дано право решающего голоса, то необходимо соответствовать их ожиданиям. Естественно, точка зрения большинства всегда будет считаться правильной и мы, христиане, поступаем опрометчиво, думая, что наш новый человек найдёт там некую духовную пищу. Существует непреложный духовный закон: "рождённое от плоти есть плоть" (Иоанна 3,6). Это относится и к духовному характеру телевидения.

Часто в разговорах приводят ещё одно возражение, и мы его сейчас рассмотрим. Нас спрашивают: "Всё ли, что показывает телевидение действительно вредно? Ведь существуют прогноз погоды, сообщения о научных открытиях в области медицины, техники, есть фильмы о природе..." Да, не все эти передачи вредны для духовной жизни верующего, но: насколько они полезны? Можем ли мы забыть о множестве вредных передач на том основании, что некоторые передачи не так вредны? Можем ли мы сказать: "Это всё вовсе не так ужасно; в конце концов, у любого телевизора есть выключатель!?" Мы не должны поступать так легкомысленно.

Для лучшего понимания я хотел бы привести один пример несколько из другой области. Есть предписание, согласно которому вся электропроводка в жилых помещениях должна быть тщательно изолирована. Некто, предположим, вдруг начнёт против этого возражать и скажет, что это совсем не обязательно: участок проводки, идущий по потолку вовсе не нуждается в изоляции. Затем он продолжит рассуждение, глубокомысленно заметив, что в доме электрика и вовсе нет необходимости изолировать провода, так как электрики прекрасно знают, что будет, если коснуться проводника без изоляции. И вообще, как известно, не все удары электрическим током вредны для здоровья или смертельны. В конце концов, не так уж и страшно, если кого-то пару раз слегка "стукнет".

Однако надо помнить, что в дом могут войти старые или слепые люди, которые не так защищены и не видят, к чему они прикасаются. В этот дом могут прийти дети. Сегодня дом принадлежит электротехнику, завтра многодетной семье. Тогда всё будет выглядеть совсем по-другому. Но не будем фантазировать дальше. То, что написал законодатель верно. Чтобы устранить с пути всякий риск разумнее и дешевле всего использовать стопроцентную изоляцию.

Итак, если то, что приносит телевидение, на первый взгляд вовсе и не вредно, то можем ли мы по этой причине принять всё остальное, что оно несёт? Могу ли я как христианин, позволить себе это, даже если я убеждён в собственной духовной зрелости, у меня нет детей, и я имею абсолютную власть над кнопкой выключателя? Я не имею права так думать, так как все мы - одна семья. Я могу спокойно чем-то заниматься только в том случае, если моему примеру, не навредив себе, могут последовать все дети Бога. Конечно, это справедливо и для всего остального, я ни в коем случае не хочу ограничиваться телевидением. Как мы видим в послании к Римлянам (главы 14-15), этот принцип был очень важен для апостола Павла. Именно от тех, кто считает себя сильными, он ожидает особого внимания к немощным в вере. Рассуждая так, я должен думать не только о том, приносит ли телевидение вред мне лично. Я должен удостовериться, не является ли оно опасным для моих братьев и сестёр, их детей или для новообращённых. Впрочем, последние более ясно понимают, каким препятствием для духовной жизни является телевидение.

Теперь спросим себя, есть ли нейтральная зона между миром сим (выше мы говорили о том, что подразумеваем под этим словом) и миром веры? Есть ли духовное нейтральное место между светом и тьмой? Я думаю, нет! Я просто не верю, что враг упустит возможность повлиять на нас и повредить нам, когда мы без особой на то необходимости соприкасаемся с миром, князем которого он является. Я не хочу оспаривать, что некоторые программы имеют нейтральные темы, но я очень сомневаюсь, что эти нейтральные темы нейтрально преподносятся. Отфильтрованная и отретушированная картина действительности, предлагаемая телезрителю, само собой не имеет ничего христианского. Телевидение формирует мысли и чувства людей по вполне определённому, но вовсе не библейскому образцу. Даже абсолютно нейтральная передача "Прогноз погоды" не прочь использовать термины "Пётр, управляющий погодой" или "не благодатный бог погоды". Также и авторы фильмов о природе не против того, что бы нет-нет, да и вставить пару комментариев, основанных на эволюционной теории. В безобидных рекламных передачах мы сталкиваемся с тем, что положительные свойства описываются как "чертовские" и "адские". Возможно ли, даже при наличии искреннего желания, так часто включать и выключать телевизор? Возлюбленные братья и сестры, давайте поверим словам нашего Господа, который сказал, что с терновника смокв не собирают (Луки 6,44). Бокал с ядом может содержать много больше воды, чем яда, однако каждый глоток вреден, так как вода и яд слишком неразрывно соединены.

Наверное, закон о назорействе может нам многое прояснить. Откроем книгу Числа 6,2-4: "... объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то должен воздерживаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи". Итак, пить вино назорею не разрешалось. Также мы знаем, что виноградный сок может забродить. Но почему нельзя есть ягоды винограда, их кожу и семена? Почему и это было связано с запретом пить вино? Для назорея эти заповеди были равнозначны и понятны. Обо всём, что произошло от виноградной лозы, он знал вполне определённо: "это не для меня". Я думаю, что это место Библии параллельно с темой нашего размышления.

Опыт показывает, что основной сложностью, мешающей детям Бога увидеть духовный характер телевидения является то, что прежде необходимо посмотреть на этот мир в истинном, то есть библейском свете и понять положение христианина в нём. Давайте попробуем найти в Писании ответы на некоторые важные вопросы:

- Каково положение в мире тех, кто освобождён, благодаря жертве Христовой?

Иоанна 17,16: "Они не от мира, как и Я не от мира".

Колоссянам 1,13: "Благодаря Бога и Отца ... избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ...".

Галатам 1,4: "... Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ...".

- Существует ли нейтральная область между нами и миром?

1Иоанна 2,16: "Ибо всё, что в мире ..., не есть от Отца, но от мира сего".

1Иоанна 5,19: "Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле".

Галатам 6,14: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира".

Крест Христа является тонкой, - как лезвие бритвы, - но в то же время ясной и отчётливо видимой границей.

- Является ли наше практическое отделение от мира делом личного мнения или же это ясное повеление Господа?

Римлянам 12,2: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная".

2Коринфянам 6,14: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" Ефесянам 5,7: "... итак, не будьте сообщниками их".

1Фессалоникийцам 5,22: "Удерживайтесь от всякого рода зла".

(В греческом оригинале слово "род" может быть переведено, как "образ" или "внешняя форма").

- Итак, действительно ли Библия ничего не говорит о телевидении?

Теперь, конечно, многие спросят: "Зачем же Бог оставил нас на этой земле, какой смысл нашего пребывания здесь?" У нас здесь два важных задания. В удалённом от Бога мире мы должны быть небесными светильниками, сияя среди строптивого и развращённого рода (Филиппийцам 2,15). Глядя на то, как этот мир враждует с Богом, мы, как посланники Христа, просим от Его имени: "Примиритесь с Богом!" (2Коринфянам 5,20). Но для того, чтобы быть небесными светильниками и посланниками Христа необходимо полностью раз и навсегда отделиться от мира сего. (Отделение от мира вовсе не означает отделение от конкретных потерянных грешников).

Смотри: Иоанна 3,36. Ефесянам 5,6. Колосянам 3,6. (не любовь, а гнев Бога пребывает на них).

Не обязательно любая телепередача, видеофильм или плохой роман приводит к тяжкому падению. Это происходит очень похоже на действие долговременных перегрузок в технике: слабое, само по себе, воздействие приводит к появлению трещин, а затем к полному разрушению детали и всей конструкции в целом. Мы слишком часто себя переоцениваем. И это настолько же опасно, если мы живём по принципу: "Я должен быть внимателен, удаляясь от того, что может вызвать незамедлительное падение, но если телепередача или журнал "только" на два три часа лишат меня общения с Богом, то таких огромных потерь, как себе некоторые представляют, это с собой не принесёт".

Теперь я хочу рассмотреть ещё кое-что, относящееся к телевидению, а именно то, каким образом наши глаза могут стать причиной духовного падения. Эту опасность мы, к сожалению, часто недооцениваем, несмотря на то, что Господь Сам указывает на неё. Прочитаем из, так называемой, "Нагорной проповеди" (Матфей 5,29): "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его, и брось от себя ...". Итак, глаз может соблазнить нас, а значит привести к серьёзному падению. Глаза могут стать как бы стартовой кнопкой, приводящей в движение весь механизм, результатом действия которого будет совершённый нами грех. О том, как срабатывает этот механизм, каждый из нас знает по собственному опыту: зрение порождает желание, питает его и, в конце концов, мы забываем о послушании Богу, грешим и становимся виновны перед Ним. С самых древних времён этот процесс протекает одинаково, и сатана снова и снова им успешно достигает своей цели. Никогда не было так важно, как в век телевидения, видео и магазинов, полных непотребными товарами, задуматься о предостережениях Слова Бога против похоти очей.

Уже в законе мы можем найти правило, данное для того, чтобы защитить глаза израильтян. Мы все слышали о кисточках на краях их одежды. Знаем ли мы, зачем они были нужны? Прочтём об этом в книге Числа 15,39: "... и будут они в кистях у вас для того чтобы вы, смотря на них, вспоминали заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству ..." Итак, у израильтянина было четыре кисточки на краях одежды и они должны были постоянно им напоминать, что их сердца и глаза могут привести на неверный путь.

Иов постиг это ещё до того, как был дан закон. В книге Иова 31,1 мы читаем: "Завет положил я с глазами моими (дословно: "предписал завет моим глазам"), чтобы не помышлять мне о девице". В стихе 7 он мог сказать: "Если стопы мои уклонялись от пути, и сердце моё следовало за глазами моими ...". Иов понял, насколько опасно, если сердце следует за глазами и к каким недобрым последствиям это может привести. Итак, он заключил завет со своими глазами, нет, лучше предписал завет своим глазам; для него глаза не были полноправными партнёрами по договору. Как часто наши глаза хотят вовсе не того, чего желаем мы! Мы можем многому поучиться у Иова.

Давайте теперь посмотрим, когда глаза впервые послужили причиной падения. Уже в Бытие 3,6 сказано: "И увидела жена, что дерево хорошо для пиши, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала мужу своему, и он ел". Вот, когда появилась цепочка: зрение - похоть - грех. В интерпретации сатаны, Ева увидела всё совсем в ином свете. Как легко сатана внушил ей, что дела обстоят совсем по-другому, нежели говорит Бог! Через телевидение сатана многое "разъясняет" тебе по своему, а если ты, как некогда и Адам, отсутствуешь, он берётся за твоих жену и детей. Что стало следствием искушения Евы? В результате первого греха, всё человечество оказалось во власти смерти.

Пролистаем несколько страниц и прочтём из книги Бытие 6,1: "Когда люди начали умножаться на земле и появились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал". Итак, даже ангелы (сравни: 2Петра 2,4; Иуды 6), подобно людям, не устояли против этого рокового механизма. Не должно ли это направить нас на постоянную и серьёзную молитву? Падение ангелов привело к всемирному потопу {Примечание: Эти стихи трактуются многими братьями по разному. Связь ангелов с дочерьми человеческими, - при учёте стихов из Марк 12,25; Матф.22,30; Лук.20,34-36, где Господь говорит о том, что ангелы не могут жениться, - несколько сомнительна; и подобная трактовка может привести к ненужным претыканиям, что почти произошло у нас в собрании. Само по себе это место не является догматически важным и, я думаю, этот абзац можно практически без вреда просто не печатать. Есть ещё один возможный вариант объяснения стихов в Быт.6,1: "сыны Божии" это - потомки Сифа, которые не были прокляты подобно потомкам Каина. Возможно, эти два народа жили раздельно, но начали смешиваться в последнее время. Если принять эту трактовку, абзац можно заменить на следующий:

Пролистаем несколько страниц и прочтём Быт.6,1: "Когда люди начали умножаться на земле и появились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал". Итак, уже потомки Сифа не устояли перед этим гибельным механизмом и, искусившись, предпочли дочерей Каина общению с Богом. Они смешались с представительницами проклятого рода. Последовавшее вслед за этим нечестие привело к всемирному потопу. Как часто сегодня мы становимся свидетелями того, как всё большее число чад Бога идёт на компромиссы с этим миром! Как и тогда, в наше время это начинается обычно с того, что дети Бога смотрят на мир сей, затем они пытаются найти в нём что-то "хорошее" и, в конце концов, смешиваются с ним, переставая быть свидетелями Христа для погибающих}.

Следующим, кто стал жертвой этого механизма, был Лот. В начале мы уже прочитали о нём, и позже снова вернёмся к его печальной истории. "Лот возвёл очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская" (Бытие 13,10). Так началось его катастрофическое падение. Он отделился от религиозного мира, вышел вместе с Авраамом из идолопоклоннического Ура в Халдее, но его сердце осталось привязанным к материальному миру. И вот, в его представлениях сад Господа смешался с землёй Египетской. Это может произойти и с нами, если мы перестанем бодрствовать. Тогда катастрофа, постигнувшая Лота постигнет и нас. Знаешь, кто впервые упомянул слово "мир"? Дочери Лота! В Бытие 19,31 они говорят: " ... по обычаю всей земли ..." (в немецком переводе сказано "по обычаю всего мира") Подумай над этим! Где они познакомились с обычаями мира сего? В Содоме! Наверное, вы тоже замечали, что плоды телевидения у христиан часто видны не столько в их жизни, сколько в жизни их детей. Сами они могут быть достаточно духовны, чтобы вред, приносимый телевидением не превышал некоторых, определённых границ.

В 34 главе Бытие мы встречаем ещё один печальный пример: Дину, дочь Иакова. "Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той" (стих 1). Не это ли желание часто заставляет нас смотреть телевизор? На самом деле, нам абсолютно не нравится, если мир нас считает хронически не информированными, но не является ли это частью поношения Христова!? Вернёмся же к Дине. Итак, она захотела обязательно персонально получить информацию о дочерях ханаана. Зачем ей это было нужно? Её дед и прадед уже достаточно хорошо узнали, что эти женщины из себя представляют (ср. Быт.26,34.35; 28,1.8). Но зачем слушать этих стариков? Авраам сказал некогда своему слуге: "Положи руку твою под стегно моё и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых я живу" (Быт.24,2.3). Мнение такого человека, как Авраам, должно было бы быть достаточно авторитетным для Дины. Но как обстоят дела у нас? Насколько часто мы прислушиваемся к советам Слова Бога? Как мы относимся к замечаниям старших братьев и сестёр во Христе? Дина, к сожалению, решила самостоятельно исследовать мир. Сегодня нам не надо даже выходить из дома, чтобы посмотреть на то, чем заняты дочери мира сего. Любопытство Дины принесло много горя целому городу и ей самой, да и вся семья Иакова уцелела только благодаря тому, что Бог, как и всегда, остался верен своим обетованиям.

Не менее печально и то, что произошло после этого с Аханом. Прочтем, как об этом написано в книге Иисуса Навина 7,21: "между добычею увидел я (механизм заработал!) одну прекрасную сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось (похоть растёт!) и я взял это (непослушание); и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним". Невиновные дети Ахана погибли вместе с ним; разве не так же (я имею в виду нашу жизнь в вере) бывает и с теми, кто увлекается телевидением?

В книге Судьи 14,1 мы встречаем такой же ход событий у Самсона: "И пошёл Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей филистимских". Он захотел во чтобы то ни стало её получить. Мы знаем, как закончилась эта история. Конечно, можно сказать: "Да, но в последствии он убил три тысячи врагов". Совершенно верно! Благодать Бога не имеет границ! Но давайте подумаем, сколько бы ещё подвигов мог совершить Самсон, если бы его падения не повторялись так часто!? Он начал с того, что "увидел" и закончил полной потерей зрения.

Возможно, кто-то подумает: "Ну да, Самсон был слабовольным человеком". Но даже царь Давид не устоял однажды против похоти очей. Даже такой человек, как Давид, о котором сказано, что он муж по сердцу Бога! Не должно ли это нас привести в ужас? Я прочту из 1 Царств 11,2: "Однажды под вечер Давид, встав с постели ..." - весь тот день он проспал "и прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину". Мы знаем, что произошло дальше. Зрение снова привело в движение механизм греха и последствия опять были ужасные. Давид не имел стопроцентной зашиты перед этим механизмом. Наверное, мы иногда легкомысленно думаем: "О, я верю, что телевидение не может повредить мне, Господь так близок мне, я имею слово Бога и крепко держусь за его наставления, со мной ничего не может случиться!" Давид, наученный горьким опытом, начал говорить совсем по-другому. Он молился так: "Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты" (Пс.119,37). Он со всей серьёзностью решил: "Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу перед очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращённое будет удалено от меня; злого (или зла) я не буду знать". Незадолго до этого, он праздно прогуливался по крыше своего дома, глядел по сторонам и в результате пал. Теперь он говорит: "Буду ходить посреди (в немецком переводе: внутри) дома моего". Там он защищён от искушений! "Не положу перед очами моими вещи непотребной". Обратим внимание на смысл этого стиха: Давид не хотел иметь в своём доме вещей, которые противны Богу и могут привести к падению его самого. Такой была реакция Давида, после того, как однажды он последовал за своими глазами; этот грех стоил ему четырёх детей.

Я хочу прочитать ещё одно место из Библии, которое, по моему глубокому убеждению, тесно связано с темой телевидения, - книга пророка Иезекииля 23,14.16. Здесь об Оголиве (под этим именем имеется в виду Иерусалим) говорится так: "Но эта ещё умножила блудодеяния свои", то есть своё уклонение от Бога "потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев, опоясанных по череслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников ... она влюбилась в них по одному взгляду очей своих и послала к ним в Халдею послов". Здесь мы видим ещё одно классическое проявление того злого механизма, который могут привести в движение наши глаза. Не лучше ли проявить осторожность?

Позвольте мне ещё раз ненадолго вернуться к истории Лота. В начале мы прочли, что он мучался в своей праведной душе из-за того, что видел и слышал беззаконные дела. В Содоме у него не было радости. Он потерял там свою жену, большую часть своей семьи и всё имущество. Давайте поразмышляем над ситуацией: Лот ушёл в Содом, Авраам остался на горе. У Авраама был шатёр и алтарь, то есть он жил как пришелец и странник, имея место для молитвы и близкого общения со своим Богом. Теперь давайте представим, что Авраам стал владельцем портативного телевизора. Тогда он тоже оказался бы в Содоме! Даже, оставаясь на своей горе, он был бы в Содоме и мучался бы в праведной душе, видя и слыша беззаконные дела. Исаак тоже смотря и слушая, подобно дочерям Лота, учился бы "обычаям всей земли". И, я почти уверен, что Бог прошёл бы мимо шатра Авраама (Бытие, главы 18 и 19; в дом Лота не хотели заходить даже ангелы). Авраам не был бы так благоразумен и не имел бы мужества ходатайствовать о Лоте. Но Авраам был так плохо информирован о Содоме, что думал найти в нём даже пятьдесят праведников! Если бы у него был телевизор, он бы знал, что думать так просто абсурдно. Он ходатайствовал, пока число праведников не снизилось до десяти, но и их там не было; но Авраам этого не знал. Не смотря ни на что, он продолжал молиться; он не знал точно, пуст ли Содом. Лот знал, насколько плохо обстоят дела в Содоме и это легло тяжёлым бременем на его совесть. Такая произвольная конструкция может отчётливо показать, какое влияние может иметь телевидение на жизнь верующего.

Должны ли мы знать всё, что происходит в мире или же наша обязанность быть здесь небесными светильниками и посланниками Христа? Господь уже не здесь, он превознесён, и мы должны показывать это людям, возвещая им необходимость покаяния. Если мы ежедневно отделяемся от мира, то в наших мыслях и действиях мы будем подобны Христу. Наши дети не будут воспринимать народ Бога, как нечто странное. Я вовсе не хочу сказать, - да не поймёт меня никто неправильно, - что все христиане, смотрящие телевизор, плохие евангелисты. Я так же далёк от мысли, что все христиане, не имеющие телевизора особенно духовны. Но Библейский принцип остаётся неизменным: если мы хотим быть благословением и свидетельством для мира, необходимо от него полностью отделиться. Я не могу, стоя в болоте, кого-то из него вытащить. Сначала мне самому надо встать на твёрдое основание. Для любого служения, которое поручает нам Господь, необходимы две вещи: решительное отделение от системы мира сего и постоянная молитва. Конечно, телевидение не является единственным звеном, которое может связать нас с этим миром; и до телевидения было достаточно много подобных вещей, есть они и сейчас.

Мы защищены от всевозможных соблазнов этого мира, если мы, вместе с Асафом можем воскликнуть: "Кто мне на небе? И с тобою ничего не хочу на земле". (Псалом 73,25). Разве та полнота, которую мы имеем во Христе, не может нас полностью удовлетворить? Иисус Христос захотел и смог в любых условиях быть радостью своего Отца. Если же Он не может наполнить наши сердца, то дело тут совсем не в нём. Если же Он совершенно наполнил наши сердца, значит, для телевидения там просто нет места, и мы принадлежим к тем, кому оно просто не нужно! Будем же постоянно взывать к нашему Господу за всех, искупленных им, и за нас самих, чтобы только Он всегда был нашей радостью и силой!

Издательство GBV

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки