Джеймс Уайт

ПРИНЦИП SOLA SCRIPTURA (ТОЛЬКО ПИСАНИЕ)

Достаточно ли Священного Писания как единственного правила веры для Церкви? Или необходимо еще и Предание?

Sola scriptura

«Ибо никакая Божественная и святая тайна веры, даже малейшая часть, не должна быть сообщаема без Божественного Писания. Не покупайся на красноречивые речи и умные аргументы. Даже мне не верь, когда я говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасение, в которое мы верим, зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями». (Кирилл Иерусалимский, 350 г. н.э., Огласительные поучения, 4:17).

Природа Библии

Давайте поговорим немного о природе Писания. Оно богодухновенно (от гр. theopneustos - вдохнуто Богом). Это единственный раз, когда этот термин употребляется в Новом Завете, и очень важно отметить следующее: Павел говорит, что именно «само Писание» богодухновенно. Мы часто легко относимся к таким понятиям, как «вдохновенный» и «вдохновение». Мы говорим, что Апостолы писали под вдохновением, но фактически, с точки зрения Библии, единственное, что поистине является вдохновенным – это само Писание: конечный продукт.

Павел не был единственным, кто говорил, что Писание является словами Бога. Господь Иисус Христос учил этому раньше:

Матфея 22:29-33: «Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых». И, слышав, народ дивился учению Его».

Обратите внимание на это особенное утверждение Господа: «не читали ли вы РЕЧЕННОГО ВАМ БОГОМ...» Сопоставление слов «читали» и «реченного» поразительно. Иисус спрашивает с Иудеев за то, что Бог сказал им в Писании. Это ясно подтверждается фразой «реченного ВАМ». Конечно же, эти слова были сказаны Моисею за несколько столетий до этого. И, тем не менее, с точки зрения Господа это - живые слова. Поэтому, когда мы читаем их, Бог также говорит и к нам.

Все это помогает нам понять то место Писания, которое часто цитируют евангельские христиане касательно принципа Sola Scriptura:

Матфея 15:3-9: Он же сказал им в ответ: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо заповедал Бог: «Почитай отца и мать», и «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: «Если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим». Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: ‘ПРИБЛИЖАЮТСЯ КО МНЕ ЛЮДИ СИИ УСТАМИ СВОИМИ И ЧТУТ МЕНЯ ЯЗЫКОМ; СЕРДЦЕ ЖЕ ИХ ДАЛЕКО ОТСТОИТ ОТ МЕНЯ. НО ТЩЕТНО ЧТУТ МЕНЯ, УЧА УЧЕНИЯМ, ЗАПОВЕДЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ’».

Иногда в православном и католическом предании эти отрывки отвергаются самым бесцеремонным образом, заявляя, что «речь здесь идет о «человеческих» преданиях, а не о божественных». Но при этом совершенно упускается самое главное:

1) Иудеи заявляли, что традиция Корвана была божественной в своем происхождении. Как правильно отметил Дэвид Палм, Трактат Абот Мишны ясно говорит о передаче устных преданий через лидеров Израильского народа. Именно об этом говорится в Марка 7:13: «преданием вашим, которое вы установили». И при этом Господь Иисус ‘отвергает’ правило Корвана, и на каком основании? Оно не согласуется с Писанием.

2) Суть отрывков в Матфея 15 и Марка 7 заключается вовсе не в том, что любое предание должно быть отвергнуто, а в том, чтобы всякое предание и традиция, даже которые представляются как «божественные», находились ниже Библии и были ПОДЧИНЕНЫ Писанию.

Следовательно:

1) Писание является Богодухновенным.

2) Так как Писание является Словом Бога, оно представляет собой мерило для всех «традиций».

Псалом 118:18: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».

Всегда были те, кто отказывался отдать Писанию должное место. Всегда были такие люди, которые хотели добавить к Писанию свой собственный авторитет и уникальные учения, которые бы их выделяли. Василий Кесарийский давно сталкивался с подобными проблемами, когда отвечал своим противникам, считавшим свои предания и традиции влиятельными и важными. Он говорил:

«Если брать предание как доказательство того, что есть истина, то я вполне вправе выдвинуть со своей стороны свое предание. Если они откажутся от этого, мы явно свободны от того, чтобы следовать их преданиям. Поэтому пусть богодухновенное Писание рассудит между нами, и на чьей стороне окажутся доктрины, согласующиеся со Словом Бога, на стороне того и будет истина».

Обратите внимание также и на слова Петра в II Петра 1:20-21: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Именно поэтому Писание может действовать в качестве правила веры для Церкви, так как оно богодухновенно. То, что сказал Бог, является высшим авторитетом для Церкви.

Отцы древней Церкви об авторитете и достаточности Священного Писания:

«Святого и вдохновенного Писания достаточно, чтобы проповедовать истину» (Афанасий Великий)

«Эти канонические книги являются основой спасения, так что всякий, кто испытывает жажду, может придти и напиться словами истины, содержащейся в них. В них одних школа благочестия проповедует Евангелие. Пусть никто не отнимает и не прибавляет к ним». (Афанасий Великий)

«Если брать предание как доказательство того, что есть истина, то я вполне вправе выдвинуть со своей стороны свое предание. Если они откажутся от этого, мы явно свободны от того, чтобы следовать их преданиям. Поэтому пусть богодухновенное Писание выбирает между нами, и на чьей стороне окажутся доктрины, которые согласуются со Словом Бога, на стороне того и будет истина». (Василий Кесарийский)

«Что бы они ни доказывали, и откуда бы ни цитировали, мы должны, если мы Его овцы, слушать голос нашего Пастыря. Поэтому давайте искать церковь в священном каноническом Писании». (Августин, О единстве Церкви (De unitate ecclesiae), 3).

«Доктрина церкви должна быть доказана, а не просто объявлена; поэтому покажите, что Писание учит этому» (Феодорит Кирский).

«Я преклоняюсь перед полнотой Писания» (Тертуллиан)

«Иисус Христос всем народам преподал точное и неизменное Правило веры, которому весь свет обязан верить»(Тертуллиан)

Что такое Sola Scriptura?

Является ли Библия единственным и непогрешимым правилом веры для Церкви? Или должны ли мы иметь другое откровение от Бога? Нужна ли нам Книга Мормонов, или учения Сторожевой Башни, или Мэри Бейкер-Эдди, или так называемые апостольские устные традиции Римо-Католической и Православной церкви? Учит ли Библия тому, что её одной достаточно, чтобы быть единственным правилом веры для Церкви?

Для начала необходимо определить, что подразумевает принцип Sola Scriptura. А для этого позвольте мне разъяснить, что Sola Scriptura не подразумевает.

Во-первых, принцип Sola Scriptura не говорит о том, что Библия содержит все знания. Библия не является исчерпывающим детализированным источником. В Иоанна 21:25 говорится о том, что Иисус сказал и мог бы сказать еще много, чего не записано в Евангелии от Иоанна, или вообще в любой книге мира, потому что все книги мира не могли бы вместить всего. Но Библии вовсе и не нужно быть исчерпывающей, чтобы служить единственным правилом веры для Церкви. Нам не нужно знать, какой цвет глаз был у Фомы. Нам не обязательно знать, что именно ели за обедом Апостолы для того, чтобы Писание было единственным правилом веры для Церкви.

Во-вторых, Sola Scriptura не является отрицанием авторитета и власти Церкви. 1 Тимофею 3:15 описывает Церковь, как «столп и утверждение истины». Истина заключается в Иисусе Христе и Его Слове. Церковь учит истине и призывает людей ко Христу, и, таким образом, является столпом и основанием. Она не добавляет к Писанию какое-либо откровение или правила, а, являясь невестой Христа, слушает Его Слово, которое содержится в богодухновенном Писании.

В-третьих, принцип Sola Scriptura – это не отвержение того факта, что Божье Слово было передаваемо устно и проповедовалось. Проповеди Апостолов были сами по себе авторитетными. И, все же, Апостолы доказывали свое послание Писанием, как мы видим в книге Деяния 17:2 и 18:28. А Иоанн рекомендовал Ефесской церкви испытывать тех, кто заявлял, что является Апостолом (Откровение 2:2). Апостолы не боялись показывать, что их учение согласуется с Ветхим Заветом.

И, наконец, принцип Sola Scriptura не отрицает роль Святого Духа в водительстве и назидании Церкви.

Так что же тогда такое Sola Scriptura?

Попросту говоря, этот принцип утверждает, что Писания и одного Писания достаточно, чтобы быть единственным regula fide, т.е. «правилом веры» для Церкви. Все, во что нужно верить, чтобы быть христианином, содержится в Писании и ни в каком другом источнике. А то, что не содержится в Писании, не связывает христианскую совесть. Sola Sriptura отрицает существование какого-либо другого правила веры, необходимого для Божьего человека.

Голос Божий

Библия учит своей достаточности, чтобы быть единственным правилом веры для Церкви.

Принцип Sola Scriptura основывается на богодухновенной природе Писания. Главное место, где говорится об этом – это послание Павла Тимофею. 2 Тимофею 3:16-17: «Все Писание боходухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Важно отметить, что Писание богодухновенно, т.е. «вдохнуто Богом». Это очень сильное слово. И означает оно, что все, являющееся Богодухновенным, имеет высшую власть, поскольку ничто не может быть авторитетнее Слово Бога.

Некоторые считают, что если этот стих доказывает достаточность Писания, то он доказывает слишком много, поскольку Павел говорит здесь только о Ветхом Завете, что делает Новый Завет ненужным приложением. Но Павел хочет показать здесь совершенно другое, а именно: Писание, если это вообще Писание, является богодухновенным. Павел говорит здесь не о границах канона, а о природе самого Писания, как источника, начало которому дал Бог. В таком случае все Писание, включая Новый Завет, является богодухновенным.

Так как Писание является богодухновенным, а, значит, представляет речь и голос Самого Бога, оно полезно для служения и научения Церкви Иисуса Христа. Нам говорится о том, что работа научения, обличения, исправления и наставления в праведности может совершаться благодаря природе Писания как богодухновенного источника. О чем хочет сказать Апостол Павел?

Бог не оставил Церковь без Своего голоса. Ибо, когда Церковь слушает голос Писания, она слышит голос Господа. И тогда авторитет Церкви, что касается научения, обличения и наставления, основывается на самом Писании (в отличие от заявлений Православной церкви).

Библия заявляет, что она является единственным и достаточным правилом веры для Христианской Церкви. Священное Писание не нуждается ни в каком дополнении. Его авторитет исходит из того, что оно является Богодухновенным Откровением. Писание является самостоятельным, самообъясняющим и самосвидетельствующим. Авторитет Писания не зависит от человека, Церкви или церковного собора. Христианская Церковь рассматривает Писание, как единственное и достаточное правило веры и всегда руководствуется Словом, постоянно реформируясь таким образом.

Где именно в Библии говорится о том, что Писания достаточно?

Стих 17 (2 Тимофею 3) продолжает мысль стиха 16. Тот факт, что Церковь слышит голос Бога, постоянно присутсвующий через богодухновенное Писание, означает, что человек Божий может быть «совершен, ко всякому доброму делу приготовлен».

Первое слово, которое важно рассмотреть, это имя прилагательное, переведенное здесь как «совершен» - греческое слово артиос (artios). Мы отмечаем, что в своем корне оно связано со вторым, используемым здесь словом, а именно глаголом екзартизо (гр.), который переведен, как «приготовлен». Павел использует здесь игру слов – глагол, который усложняет и усиливает значение слова «совершен».

Как утверждает Вайн слово артиос означает «подходящий, совершенный». Бауэр, Арндт, Гингрих и Данкер говорят, что это слово означает «совершенный, способный, подготовленный». То есть «способный соответствовать всем требованиям», что позволяет понимать это место (II Тимофею 3:17) по-особенному. В одном из новых словарей – греко-английском семантическом словаре под редакцией Лоу и Нида, также используется значение «компетентный». Известный греческий ученый Ричард Тренч в своей работе Синонимы Нового Завета, сказал относительно этого понятия: «Если мы спросим себя, с какой точки зрения рассматривается ‘завершенность’ в слове артиос, можно смело ответить, что это не только присутствие всех частей, которые необходимы для ‘завершенности’, но более того и приспособление и пригодность всех этих частей для выполнения той задачи, для которой они предназначены. Муж Божий святой Павел сказал бы, что он должен быть совершен и подготовлен всем, что необходимо для совершения дела, к которому он призван».

Обратите внимание: Павел утверждает здесь, что человек Божий может быть совершенным, способным, подготовленным и компетентным, так как у него всегда есть Божье вдохновенное Писание. Конечно же, здесь Павел мог бы указать и на другие правила веры, которые нам необходимы, чтобы быть совершенными, но он этого не делает.

Павел не остановился на заявлении о том, что человек Божий может быть «совершенным», но продолжает говорить дальше, объясняя, что он имеет в виду: «Ко всякому доброму делу приготовлен». Греческое слово екзартизо, используется здесь в форме перфектного причастия пассивного залога, префикс ‘екз-‘, имеет, по словам Робертсона, перфектное действие (т.е. совершенное). Вайн говорит, что здесь, во II Тимофею, это слово означает «оснащать, т.е. полностью снаряжать». Бауэр, Арндт, Гингрих и Данкер описывают это слово, как «экипировать». Хендриксон ссылается на родственное слово катартизо и его использование в Луки 6:40, где оно переводится как «усовершенствовавшись». Таким образом, мы видим, что Павел учит здесь тому, что человек Божий полностью приготовлен (оснащен) для совершения всякого доброго дела. Что же подразумевается, когда говорится, что кто-то полностью «подготовлен», как не то, что этот человек ИМЕЕТ ВСЕ для выполнения задачи?

Мы видим теперь, что Писание может дать Божьему человеку все необходимое для совершения им всякого доброго дела. Теперь, разве правосланые не верят в то, что молиться святой Марии есть добрым делом? Но Писание этому нигде не учит. Разве православные не верят в истинность учения об успении Марии? Но опять же, Писание этому не учит. Разве они не верят в то, что человек Божий должен почитать иконы? Но в Писании ничего об этом не сказано.

Таким образом, мы видим, что позиция Православной церкви противоречит тому, чему учил Апостол Павел. Он знал единственное правило веры, которое необходимо для того, чтобы человек Божий мог быть приготовлен ко всякому доброму делу. Нет другого правила веры кроме Писания.

Отсюда нам становиться очевидным следующее:

1. Павел учит здесь тому, что Библия является Правилом веры, поскольку он говорит, что научение, обличение и наставление Церкви должно основываться на богодухновенном Писании.

2. Мы видим, что это место учит нас тому, что Писание является достаточным.

3. Павел не только не указывает нам на другие правила веры, но абсолютно отрицает необходимость таких правил, уча, что Писание может полностью дать человеку Божьему все необходимое, т.е. подготовить его.

Поэтому, что в этом месте Писания ясно говорится о принципе Sola Scriptura.

Пример Господа

Но кто-то может спросить: «Это единственное место Писания, где говорится о Sola Scriptura?» Определенно нет, но этот отрывок наиболее понятен. Например, мы видим, что об этой идее ясно говорится в вышеприведенных словах Господа Иисуса Христа, когда Он высказывается против преданий Иудейских лидеров (Матфея, глава 15:1-6).

Господь дает нам здесь пример, которому мы должны начать следовать. Иудейские лидеры возражали против того, что ученики не следовали строгому ритуалу фарисеев, выражавшемуся в омовении рук перед едой. Они заявили, что это нарушение «предания старцев». Они твердо верили в то, что эта часть предания была очень важна, а некоторые даже верили, что она была передана им от самого Моисея (хотя это заявление не имеет никаких оснований).

Но принял ли Иисус это заявление о важности предания? Совсем нет! Вместо этого Он начал обличать этих лидеров, отмечая, как они пренебрегают заповедью Бога и следуют своим собственным преданиям. Особенно это заметно в случае предания Корвана. Господь Иисус проверяет это традиционное учение Писанием и показывает, что оно не является полноценным.

Подобным образом мы также должны проверять любое предание Писанием, поскольку никакое предание (т.е. традиция) не может находиться на одном уровне с авторитетом Писания. Предания не являются богодухновенными, а, следовательно, должны проверяться со стороны высшего авторитета - Писания. Хотя Иудеи и верили, что их предания имеют авторитет, они ответственны перед Богом за распознание того, что Он говорит им через Писание, а не через их предания.

То же самое касается и сегодняшних времен. Несмотря на то, что Православная церковь может заявлять о том, что ее предположительно священные предания обладают божественным авторитетом, и даже подчинить себе Писание, чтобы сделать его частью Священного Предания, человек, который хочет следовать примеру Христа, будет рассматривать такие предания через призму Писания, зная, как страшно оказаться виновным перед Богом за пренебрежение Его Словом ради исключительно человеческих традиций.

Итак, это прекрасная доктрина о достаточности Божьего вдохновенного Писания. Бог дал Церкви Писание, чтобы мы всегда могли с уверенностью слышать Его голос. И нам не нужно размышлять над предположительно авторитетными преданиями, которые имеют непонятное происхождение и учение которых подозрительно. Вместо этого, мы уверены в том, что держим в руках то самое Писание, о котором Господь Иисус Христос говорил, как и словах Самого Отца. Это прочная основа, на которой может стоять Церковь в этом нестабильном и угрожающем мире. Это правило веры, которое постоянно призывает уподобляться Христу. Давайте никогда не оставлять основание богодухновенного Писания, Слова Бога, Библии.

Предание православной церкви и евангельские верующие

Православная церковь заявляет, что в понимании Протестантов чего-то не достает. Необходимо что-то добавить к Писанию, ибо, когда вы это сделаете, перед вами откроется полная картина. Согласно православным, недостает именно устного предания. Для большинства православных писателей Священное Предание состоит из письменного предания, т.е. Писания, и устного предания.

Православная Церковь должна показать, что «устное предание», которое должно существовать, не только содержит откровение от Бога, которое отличается по своему содержанию от того, что записано в Новом Завете, но и то, что это «устное предание» является богодухновенным. Без этого отрицание принципа Sola Scriptura является пустым и бессмысленным. Мы говорим о непогрешимом правиле. Является ли Библия единственным непогрешимым правилом? И единственный способ показать, что это не так - указать на другое непогрешимое правило, которое при сравнении с Писанием покажет, что Писание не является уникальным и вдохновенным Божьим откровением.

Когда, например, мормоны заявляют, что они имеют откровение за пределами Библии в Книге Мормона, в книгах Учение и Заветы, Драгоценная Жемчужина и в учениях Живущего Пророка в Солт Лейк Сити, мы говорим с ними о несоответствии между выдвигаемым ими ложным откровением и самим Писанием. Они учат противоположным вещам, поэтому очевидно, что Дух Святой не может быть автором обоих источников. Подобным образом я подвергаю сомнению и заявление православной церкви о том, что существует дополнительное откровение от Бога – это загадочное устное предание, которое предположительно необходимо добавить к Писанию, чтобы иметь все, что у Бога есть для нас.

Если устное предание не является таким же вдохновенным как Писание, то очевидно, что вы не можете приравнивать его к Библии. Это предание не обладает таким же авторитетом, что и Библия. Устное предание должно иметь точно такое же вдохновение, как и Писание, чтобы иметь такой же вес, о котором заявляет Православная Церковь.

Одно из наиболее важных мест Писания, которое нам необходимо рассмотреть, находится в II Фессалоникийцам 2:13-15. Я процитирую только стих 15. Стихи 13 и 14 мы разберем позднее: «Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим». Апологеты Православной Церкви утверждают, что именно в этом месте можно увидеть четкое повеление передавать устное предание как отдельное предание, т.е. отдельно от письменного предания, и оно должно передаваться через Церковь всем последующим поколениям. Но разве здесь об этом говорится? Нет, здесь нам дается повеление твердо стоять и стойко держаться единых преданий, которые уже были даны верующим. В этом месте вообще нет ни намека на будущее. По его словам, мы должны твердо стоять и стойко держаться преданий, которые нам будут даны? Нет, которые уже были даны всей церкви, а не только епархии, не только епископам, но и каждому члену фессалоникийской церкви.

Эти предания передавались людям двумя способами. Во-первых, устно, то есть когда Павел лично был с Фессалоникийцами, и, во-вторых, через послание, которым является первое письмо Павла к Фессалоникийцам. Что же означает здесь понятие «устно»? Для того чтобы представитель Православной церкви смог использовать это место Писания для защиты своей позиции, необходимо установить две вещи. Во-первых, что часть устного предания направлена на особое передавание откровения властью епархии и, во-вторых, что то, что передается, по сути, отличается от того, что записано в Новом Завете.

Что касается этого первого утверждения, мы видим, что эти стихи написаны в контексте Евангелия. Давайте снова прочитаем стихи, которые предшествуют стиху 15, т.е. стихи 13 и 14: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа». Предания, о которых говорит Павел, - это вовсе не предания о Марии или иконах. Павел говорит здесь о предании, которым является просто само Евангелие. Обратите внимание на то, что он сказал в своем первом послании к Фессалоникийцам о том, что он говорил им ранее, 1 Фессалоникийцам 2:13: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно и есть по истине, - которое и действует в вас верующих».

В II Фессалоникийцам 2:15 Павел говорит «стоять», от греческого слова стекете. Он также использует это слово в I Коринфянам 16:13, когда говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды». В II Фессалоникийцам 2 Павел говорит, чтобы мы стояли твердо в том евангельском послании, которое было проповедовано людям. Здесь ничего не говорится о молитвах святым или иконах или о каком-либо другом источнике вдохновенного откровения.


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки