С. П. Коваль

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ДОГМАТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Церковь и Библия

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы не случаен, так как правильное понимание данного вопроса влияет на формирования вероучения. Цель данной работы - определить какова роль Церкви в догматическом толковании Священного Писания, а именно, что является определяющим в толковании: Церковь или Писание. Для достижения данной цели будут исследованы тексты Нового Завета, которые говорят о Церкви, Писании и об отношении Христа к Писанию, а также будет проанализировано учение Православной церкви относительно Писания.

В результате исследования необходимо выяснить: Церковь вырабатывает догмат или же только его формулирует. В том случае, если она вырабатывает догмат, то задача толкователя, в первую очередь, заключается в том, чтобы исследовать многовековое учение и практику Церкви для того, чтобы выработать правильную позицию в вопросе веры. Если Писание формирует догмат, то задача заключается в том, чтобы исследовать Божье Слово, а церковное учение проверять на основании Библии. Слово «догмат» означает основное положение вероучения, принимаемое на веру и не подлежащее критике. По сути, это как аксиома, которая не требует доказательств. Понятие «церковь» будет использоваться не в значении общины или какой-то конкретной конфессии, а таким образом как определяет его Писание, т.е. как всеобщее собрание святых, которые принадлежат Христу.

Для того чтобы понять роль Церкви в догматическом толковании Писания, необходимо выяснить природу Церкви, т.е. что такое Церковь; природу Писания, что такое Писание и каково его отношение к Церкви; а также, в чем заключается природа понимания Библии.

1. ПРИРОДА ЦЕРКВИ

Для того чтобы понять, в чем заключается роль Церкви в догматическом толковании Священного Писания, необходимо четко представлять природу Церкви, так как это является основанием для истинного толкования Писания.

Вначале ответим на вопрос: что такое Церковь. Для этого исследуем значение самого слова, а затем рассмотрим, как Библия определяет Церковь. Отношение Церкви к Писанию рассмотрим на некоторых образах в Новом Завете.

1.1.Что такое Церковь

Слово «ekklesia» - означает собрание. В Новом библейском словаре дается такое определение слова «церковь»: «В самом общем смысле –это полномочное собрание граждан, которое созывалось во всех городах за пределами Иудеи» (2001, с.934). В Новом Завете «ekklesia» употребляется чаще всего, как собрание верующих, то есть в значении поместной общины (1Кор.1:2 , Гал.1:2, 1Фес1:1, Отк.1-3), а также в общем значении как собрание всех верующих во Христа из всех народов различных веков от Дня Пятидесятницы до Второго Пришествия Христа (Мф.16:18, Еф.1:22-23 , 3:10,21, 4:4, 5:32).

Для того чтобы понять, что такое Церковь, рассмотрим 18 главу Евангелия от Матфея с 15 по 20 стих и Деяния Апостолов 20 главу 28 стих.

В Евангелии от Матфея 18:15-20 речь идет о церковной дисциплине. Господь дает повеление, каким образом в Церкви должен решаться вопрос греха. В данном отрывке Церковь представлена как поместная община, собрание верующих. В 18 стихе сказано, что поместное собрание верующих имеет от Господа власть «вязать» и «разрешать», что означает отлучать и прощать. Эта власть исходит из особых отношений с Господом. В 20 стихе говорится, что поместное собрание может быть даже в виде двух или трех человек, но основной принцип – они собраны во имя Господа и Он пребывает среди этой общины. «Во имя» значит то, что они веруют во Христа, принадлежат и, как Господни, повинуются Ему.

В Деянии Апостолов 20 главе 28 стихе сказано: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Церковь принадлежит Христу и Богу Отцу, так как Господь искупил ее Своей Кровью, а Святой Дух руководит ею. Церковь – это собственность Бога. Она состоит из отдельных людей, которые приняли искупительную жертву Христа и живут верою в «Евангелие благодати Божией».

Вот какое определение дает Миллард Эриксон:

…Церковь составляют все люди в мире, связанные со Христом через спасение. В нее входят и все те, кто живет как часть Его тела и кто будет жить как часть Его тела. Эта принадлежность ярко выражена в Евр. 12:23: «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах…» Исходя из этого понимания всеобъемлющей принадлежности мы можем попытаться дать богословское определение церкви как единому телу тех, кто через смерть Христа приобрел спасение, примирился с Богом и получил новую жизнь. Она включает всех таких людей, будь то на земле или на небесах. Будучи всеобъемлющей по своей природе, она в то же время находит выражение в местных собраниях верующих, которые демонстрируют те же качества, что и все тело Христово в целом (1999, с.876).

1.2. Отношение Церкви к Слову Божьему

Природа Церкви заключается в том, что Церковь – это собрание верующих людей, которые принадлежат Господу, и Сам Господь пребывает среди них, управляет ими, посредством Духа Святого. Исходя из этого, Церковь имеет авторитет, данный Богом, и он заключается не только в том, чтобы прощать или отлучать, но также принимать и толковать истину, данную Ей от Бога, хранить и повиноваться ей.

На примере некоторых образов Нового Завета рассмотрим отношение Церкви к Божьему Слову.

1.2.1.Церковь как народ Божий . «…Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Бог создал во Христе особенный народ, Он заботится о нем, защищает его, руководит им и требует от него святости и послушания. Апостол Петр, обращаясь к Церкви, говорит: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет. 2:9-10). Петр использует те же формулировки, которые использовались в Ветхом Завете по отношению к Израилю как народу Божьему. Таким образом, Церковь – это новый народ Божий. К Церкви, как к Своему народу, Бог говорит через Свое Слово. Раньше Израилю, как избранному Богом народу, Он говорил через пророков, но сейчас Своему новому народу говорит во Христе (Евр.1:2). Обращение Бога к Своему народу выражено в Писании и Церковь должна повиноваться Писанию, также как Израиль.

1.2.2. Церковь –  храм Святого Духа . «…Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание , слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:20-22).

Церковь - это храм Божий, который созидается Духом Святым из верующих людей на основании Апостолов и пророков, потому что через них проповедовалось Слово Божие. Церковь как храм созидается благодаря действию в ней Божьего Слова. Через него люди приходят к вере, очищаются, освящаются, повинуются Богу, таким образом, созидаются Духом Святым в храм Божий.

1.2.3. Церковь как столп и утверждение истины.

«…Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим.3:15). Комментируя данный отрывок Мак - Артур пишет :

Церковь в метафоре Павла – это основание и столп, которые держат истину…Так Церковь должна быть свидетелем Божьей истины. Это ее миссия в мире, это причина ее существования здесь…Истина – это Божье откровение, включающее в себя истину Евангелия , суть христианской веры. Твердо, стойко, непоколебимо защищать истину Божьего Слова – важная обязанность каждой Церкви». (2002, с.152)

Таким образом, можно сделать вывод, что Церковь не может существовать без истины Слова Божьего. Современный тезис: «догма убивает, а любовь объединяет» - не имеет под собой истинного основания. По сути, если убрать догму из Церкви, то не будет и Церкви, потому что она является выражением веры в истину открытую через Писание. Однако, это не значит, что догма сама по себе является определяющей в Церкви. Важно, чтобы было послушание истине, которое она выражает. Таким образом, Церковь, имея от Бога Слово, должна понять и хранить Его, а также верить и повиноваться истине. Священное Писание является авторитетом для Церкви. Послушание Богу выражается в послушании Священному Писанию как Божьему Слову.

2. ПРИРОДА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

От понимания природы Писания зависит толкование текста Библии. Если отношение к Библии как к Слову Божьему, Которое непогрешимо по своей сути, то и толкователь будет относиться к Нему как абсолютному нормативу. Если же представление толкователя, что Библия - это просто памятник древней литературы, как многие другие, то это непосредственно отразится на толковании текста таким образом, что те факты, которые кажутся ему невероятными или недостоверными он будет пытаться объяснить с позиции рационального мышления. Если толкователь считает, что Библия только содержит Слово Божие в себе, то он будет просеивать тексты и оставлять только те, которые кажутся ему авторитетными.

Что же такое Библия? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим, что она говорит о себе, а также как Христос и Его Апостолы относились к Писанию. Необходимо затронуть следующий вопрос: является Библия частью Предания или же оно является автономным от Предания и нормативным для него.

2.1. Богодухновенность Писания

Внутреннее свидетельство Библии утверждает тот факт, что Она есть не человеческое произведение, но Слово Божие, Которое было записано людьми, но под действием Духа Святого.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2Тим. 3:16). Богодухновенность Писания означает, что источником Его является сам Бог, Который действовал Духом Святым на избранных людей таким образом, чтобы они могли передать Божье Слово, не искажая Его, при этом, не повреждая и не умаляя их личности, но особым образом используя личные качества. Каждая книга Библии носит отпечаток человеческого авторства, но при этом - это непогрешимое Слово Божие.

2.2. Отношение Христа и Его Апостолов к Писанию

При чтении Евангелия видно, что Господь Иисус Христос относился к Писанию Ветхого Завета как Слову Божьему и воспринимал его свидетельство как истинное. Это видно во время искушения в пустыне, когда Он отвечал сатане: «Ибо так написано», считая, что только Писание, как Слово Божие, является действенным средством для того, чтобы устоять в искушении и победить лукавого. Все факты, изложенные в Писании, Иисус считал истинными, даже те, которые вызывают у некоторых людей скептицизм, например, сотворение мира или история с Ионой, разрушение Содома и Гоморры и т.д. ( Мф.4:1-11, Мф.19:4, Мф.11:23, Мф.12:41).

Все, что было сказано в Писании, по утверждению Иисуса, должно было исполниться. «Ибо истинно, истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф.5:18) Он воспринимал Писание как абсолютный авторитет для человеческой жизни (Мф.15:3). Иисус Христос Сам подчинился Закону (Гал.4:4). Господь Иисус не только считал авторитетным Писание Ветхого Завета, но и Свои собственные слова считал имеющими авторитет Божьего Слова , которым люди обязаны подчиняться, потому что от этого зависит их участь не только на земле, но и в вечности (Мф.7:24-27, Мф.24:35, Ин.12:48-50).

Апостолы Христа относились не только к Ветхому Завету как к Слову Божьему (2Тим.3:16, 2Пет.1:19-21), но так же и к книгам Нового Завета, которые были им известны. Апостол Петр пишет, что «…возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:15, 16). Когда Апостолы проповедовали, то их слова имели авторитет Слова Божьего (1Пет.1:25, Гал.1:8-9, 11- 12, 1Фес.2:13).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что книги Нового Завета являются книгами Писания точно также, как книги Ветхого завета, и обладают авторитетом Божьего Слова.

2.3. Отношение Писания к преданию

Отношение Писания к преданию – это немаловажный вопрос. В том случае если Писание является частью предания, то на практике получается, что предание является либо более авторитетным, чем Писание, либо имеет равнозначную ценность. Сергей Булгаков пишет:

Предание многообразно и, можно сказать, неисчерпаемое в своих формах: писанное, устное, монументальное. Но есть в нем один источник, занимающий свое определенное место, именно Священное Писание…Священное Писание и Предание надо понимать не в их противоречиях, но в их единстве, которое отнюдь не устраняет их действительного различия. В этом смысле Священное Писание, прежде всего входит в состав церковного Предания, которое является авторизующим, свидетельствующим о достоинстве Священных книг в Церкви.(1991, с. 16-17).

Итак, по утверждению С.Булгакова, Писание является частью предания, и предание устанавливает авторитет книг Библии, но так ли это на самом деле? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить: что такое предание, а в частности, что такое Апостольское предание. Как Иисус Христос относился к преданию как таковому. Справедливости ради стоит отметить, что С.Булгаков отдает первенство Священному Писанию и считает его абсолютным нормативом2. Но само утверждение, что Писание является частью предания, им свидетельствуется и истолковывается, отдает фактически первенство преданию.

2.3.1. Что такое предание

Предание – это «внутренняя жизнь Церкви»3. Владимир Лосский говорит, что это «жизнь Церкви в Духе»4. Это вертикальное понимание предания.

Епископ Каллист объясняет элементы предания, то из чего оно состоит, давая горизонтальное понимание, то есть, что оно значит для Церкви.

Таковы основные элементы, составляющие внешний облик предания Православной церкви: Писание, соборы, святые отцы, литургия, каноны, иконы. Их нельзя разделять или противопоставлять друг другу, ибо через них всех говорит один и тот же Святой Дух, и в совокупности они образуют единое целое, каждую часть которого следует понимать в свете всех остальных частей5.

Таким образом, ни одна из частей предания не может служить критерием оценки, что истинно, а что ложно по отношению к другой. Так как это основывается на постулате, что все предание - это единое целое, где ни одна часть не может противоречить другой.

Следовательно, должен быть внешний источник для определения того, что истинно, а что нет. Таким источником, по утверждению епископа Каллиста, является сама Церковь. Так как Церковь дала Библию и она же может только ее авторитетно истолковывать, поэтому только Церковь может устанавливать вероучительные нормы, утверждать каноны. Церковь в Своей вселенскости, в которой обитает Дух Святой, принимает непогрешимые решения. Данный взгляд противоречит тому, что сказано в Библии: Писание богодухновенно и является Словом Божьим, а не церковным словом. Церковь созидается через веру и послушание Слову. Оно дано Богом Церкви, но обращено не только к Церкви, но также ко всем неверующим, язычникам, Израильскому народу. Поэтому Писание трансэдентно по отношению к Церкви, так как дано Самим Богом. Таким образом, высшим авторитетом является не Церковь, а Слово Божье, Библия. Только о Священном Писании сказано, что Оно богодухновенно, о решении Церкви ничего такого не сказано, поэтому единственным критерием истинности, также как и единственным авторитетным толкованием Писания является Само Писание.

2.3.2. Писание как толкование

Писание является единственным авторитетом в толковании Самого Писания, потому что Библия содержит не только факты, но и их толкование. Например, об исходе евреев из Египта говорится не просто как о событии, но объясняется, почему это произошло: Бог вывел их из рабства, чтобы сделать Своим народом. Библия говорит не только о всеобщем наводнении, но также объясняет, что это было судом Божиим. Христос не просто умер, а умер за грехи наши и объясняется значение этой Великой Жертвы. Писание может быть понято не только Церковью. Христос, обращаясь к своим врагам, говорит: «Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Из этого следует, что даже неверующие, если захотят узнать истину как таковую, могут понять, что сказано в Писании.

Итак, чтобы понять Писание совсем не обязательно опираться на предание, Писание понимается Самим Писанием.

2.3.3. Что такое Апостольское предание

Считается, что церковное предание является Апостольским преданием и потому имеет апостольский авторитет. Для того чтобы определить насколько верно это суждение, обратимся к Библии.

«Хвалю вас, братья, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2). «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что…» (1Кор.11:23). «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию…" (1Кор.15:1-3). «Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15).

Из этих стихов видно, что Апостольское предание – это Слово Божие, которое передавалось вначале в устной, а затем и в письменной форме. Практически Апостольское предание выкристаллизовалось в Писании Нового завета. Это не другое послание, это не толкование Писания, а также не какое-то тайное учение, которое не записано в Писании, но Само Писание. То, что некоторые конфессии называют Апостольским преданием, по сути, является преданием Церкви и, оно может, и должно быть подвержено проверке с позиции Писания.

2.3.4. Отношение Христа к преданию

В Евангелие от Матфея в 15 главе очень четко прослеживается отношение Господа Иисуса к преданию. Он воспринимает это предание как чисто человеческое, а потому не имеющему авторитет, который имеет Писание. Что такое предание старцев? По сути, предание старцев - это понимание, толкование и практика некоторых учителей Израиля Писаний Ветхого завета. Христос показывает проблему преданий. Она заключается в том, что предание пытается заменить собой заповедь Божию, а это не допустимо ( Мф. 15 :3-9). Никакие толкования Ветхого Завета не ставились на один уровень с Писанием. Поэтому никакое толкование Нового Завета не может иметь такой же авторитет, что Писание. В Евангелиях мы видим, что Господь Иисус Христос направляет людей не к преданию, а к Писанию (Ин.5:39, Мф.8:4, Мф.19:18-19, Лк.16:29-31). Ответственность людей заключается в том, чтобы принимать верою Божье Слово и повиноваться ему.

Итак, Писание – это не часть предания, а автономный источник, данный Богом, имеющий главенствующий авторитет, который исходит не от Церкви, а от Самого Бога. Никакое толкование Писания не является столь же авторитетным, как Писание. Только оно является критерием истинности. Для его понимания нет никакой необходимости в ином источнике, так как Писание самодостаточно для провозглашения истины и ее толкования. Обязанность Церкви не рассматривать Свои предания, а исследовать Писание и постоянно анализировать предание с позиции Писания.

3. ПРИРОДА ПОНИМАНИЯ ИСТИНЫ

Священное Писание открывает нам необходимые условия для понимания истины. Без их выполнения истина не будет воспринята как истина или будет просто закрыта для понимания, или даже сознательно отвергнута. Такими условиями являются: вера в Бога, вера во Христа, смирение и любовь к Богу, просвещение Духа Святого, практическое следование истине.

Поскольку истина – это откровение Бога и Его воли, то ее невозможно познать без веры в Бога. В Послании к евреям сказано, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Библия не доказывает бытие Бога, она утверждает, что Бог есть. Он открывает Себя особым образом в Писании Ветхого Завета и во Христе через Писание Нового Завета. Если отвергать бытие Бога, то невозможно познать Его откровение и Его волю, так как человек не готов это воспринять.

Для понимания истины важное значение имеет вера во Христа. По своей сути все Писание христоцентрично. Невозможно, отвергая Христа, познавать Бога и Его волю, так как Христос – это Бог, Который явился во плоти. Все, что можно узнать о Боге, явлено во Христе (1Тим.3:16, Ин.1:18). Апостол Павел пишет: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор.3:14-16). Только через веру во Христа Писание Ветхого Завета становится понятным, потому что Христос является исполнением пророчеств, а Закон, как тень, указывал на Него. Господь Иисус дает Своим учениками ум к пониманию Писания, то есть делает способными воспринимать истину. При отвержении Христа человек становится закрытым для истины, а понимание Священного Писания будет извращенным.

Бог скрывает истину Евангелия от гордых, которые считают, что они понимают всю истину и не имеют нужды в ее познании, но дает знание Христа тем, которые смиренны. «…Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Смирение проявляется в том, что люди сознают свою нищету, как в духовно-нравственной сфере, так и в отношении к познанию истины.

Одним из основных условий познания истины является работа Духа Святого. Он объясняет истину, делает понятной, а также показывает, как ее исполнять. Апостол Павел в Послании к Коринфянам очень ясно определяет работу Святого Духа в плане познания истины (1Кор.2:9-16). Он пишет, что Бог даровал верующим Святого Духа, Который помогает нам «знать дарованное нам от Бога». Человек душевный, не имеющий Духа Божия, никогда не сможет сам по себе понять и принять истину, так как считает ее глупостью. Поэтому он или отвергнет эту истину совсем, или модифицирует таким образом, чтобы сделать ее привлекательной для себя и окружающих, тем самым, исказив ее.

Дух Святой, Он - Дух истины, Который наставляет верующих на всякую истину. «Невозможно правильно понять объективное откровение Бога в Писании без просветительной работы Духа Святого. Просвещение не равно ни откровению, ни вдохновению. Оно не сообщает нам никакой новой божественной истины, но, скорее, помогает понять истину Бога, наиболее полно и окончательно раскрытую в Писании. Без просвещения Духа невозможно ясно понять учение Писания…» (Джон Мак-Артур, 2001, стр.99).

Апостол Петр пишет: «… Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:20-21). Таким образом, Писание могут понимать и правильно истолковывать только верующие во Христа, которые имеют Духа Святого, Который просвещает толкователя. Но при этом не всякое толкование верующего является правильным. Необходимо все сверять с Писанием, поскольку верующий человек может не повиноваться Духу в духовно-нравственной сфере и грешить, точно также верующий может не повиноваться Святому Духу в вопросе истины и заблуждаться.

Как уже было отмечено, что необходимым условием для того, чтобы истина была осознана и воспринята, является практическое послушание истине. Если человек не готов повиноваться истине, то Дух истины не будет просвещать в ее познании. Практическое послушание уже познанной истины является необходимым условием для дальнейшего возрастания в ее познании (2Пет.1:3-8).

Были перечислены только некоторые необходимые условия для толкования Писания. Еще можно выделить такие условия как святость, «ибо только чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8), любовь к Богу (1Кор.8:3) – все это указывает на то, что человек должен быть христианином в библейском понимании этого слова. Не христианин не может правильно толковать Писание.

4. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ДОГМАТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Церковь имеет привилегию, данную Богом, в вопросе толкования Священного Писания. Догматическое толкование – это исследование Библии с целью определения истины, касающейся основополагающих вопросов веры.

«…Я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда преданную святым» (Иуд. 3, перевод еп.Кассиана). Вера в данном тексте является объективной реальностью, т.е. объектом веры. Другими словами – это истина, в которую необходимо верить. Таким образом, Церковь не вырабатывает догмат, он дан нам от Бога в Писании. Она может давать формулировки догмату. Эти формулировки в зависимости от времени и обстоятельств могут изменяться, быть более или менее объемными по форме и содержанию, но в них будет выражен один и тот же догмат. Например, вера в Иисуса Христа как воплотившегося Бога – это догмат. Но формулировался он в истории Церковью в разное время по-разному. В Апостольском символе веры говорится:

Веруем также в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего, Который был зачат Духом Святым, рожден девой Марией, Который страдал во времена Понтия Пилата, был распят, умер и был погребен, сошел в царство смерти, на третий день воскрес из мертвых, вознесся на Небо и воссел одесную Всемогущего Бога Отца, откуда вернется судить живых и мертвых( Апостольский символ веры).

Но в 4 веке было дано более четкое определение данному догмату:

Верую… в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло; для нас человеков и для нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося; распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям; и восшедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца; и опять грядущего со славою судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца. (Никео-царьгородское вероисповедание).

Такая расширенная и более точная формулировка была дана в связи с арианской ересью, которая отвергала Божественность Христа.

Одна из причин, почему необходимо догматическое толкование Писания, это различные ереси. В таком случае общие формулировки доктрины не подходят. Поэтому каждое поколение Церкви должно отвечать на те ереси, которые возникают в его время, а для этого необходимо более осмысленно подойти к вопросу веры или вероучения. Для этого необходимо исследовать Писание, что Оно говорит по поводу того или иного догмата, систематизировать выводы, к которым пришли, и, в конечном итоге, дать формулировку как ответ на ту или иную ересь.

Тот же принцип должен использоваться в вопросе отношения Церкви к доминирующей философии в обществе. Общество испытывает сильное влияние и зачастую формируется под влиянием той или иной философии. Для того чтобы быть успешной в деле Евангелия Церкви необходимо осмысливать эти вопросы в свете Священного Писания и давать ответ обществу. Поэтому догматическое толкование Писания является жизненно необходимым для каждого поколения Церкви. Современное поколение не может взять опыт верующих прежних веков и использовать его для решения современных проблем. Безусловно, этот опыт может помочь, но он не является определяющим. Истина Слова Божьего должна преломляться в конкретных ситуациях, а для этого необходимо постоянно исследование Писание.

В настоящее время Церковь нуждается в исследовании Писания как никогда. В философии доминирует релятивизм, т.е. относительность истины и ее познания. Светский гуманизм пытается использовать науку для того, чтобы опровергнуть истины Священного Писания и насадить свою идеологию в обществе. Ереси, с которыми сталкиваются Церкви и возникают внутри Самой Церкви, больше чем когда либо было в истории. Также в Церкви возникают проблемы - на чем основывать свое вероучение: на предании, Писании или же на новых откровениях. Церковь не может игнорировать их. Для того чтобы выстоять среди такого потока лжи, исполнить волю Божью, да и вообще, чтобы остаться Церковью, верующим необходимо выработать позицию на основании Священного Писания, потому что Писание является единственным мерилом истинности.

Необходимость церковного толкования Писания заключается в том, что отдельный человек, даже если он абсолютно верно истолковывает все, является ограниченным существом и он не сможет раскрыть всю полноту истины, потому что в вопросе толкования будет ставить те акценты, которые ближе ему. Поэтому есть необходимость в том, чтобы учителя Церкви собирались вместе, исследовали Писание и в более полном объеме излагали истину и формулировали догматы, в зависимости от необходимых нужд.

В Деянии Апостолов 15 главе показана практика решения догматических вопросов. Вопрос, который обсуждался, заключался в том: как оправдываются верующие во Христа из язычников, только верою во Христа или же верою во Христа плюс исполнение Закона Моисея. Следует отметить, что Апостолы и пресвитера не вырабатывали догмат, так как они уже в него верили и придерживались. Догмат заключался в том, что верующие оправдываются только верою во Христа не зависимо от того еврей он или язычник. Они давали формулировку догмату, который бы отвечал конкретной проблеме, исходя из Писания Ветхого Завета, откровения, данное Петру и Павлу, которое можно приравнивать к Писанию Нового Завета, а так же, исходя из того, что Бог чудесным образом подтверждал эту истину. Следовательно, Церковь должна основывать свою формулировку на основании исследования Ветхого и Нового Завета. В настоящее время нет необходимости в Божьем подтверждении истины через чудеса, так как откровение было уже дано и запечатлено в Новом Завете, которое было засвидетельствовано Божьими чудесами.

Итак, роль Церкви при толковании Священного Писания заключается в том, чтобы исследовать истину изложенную в Священном Писании и формулировать ее в зависимости от тех нужд или проблем, которые возникают у Церкви (пасторская забота, проповедь Евангелия, ереси, гонения).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Церковь как народ Божий имеет уникальные отношения с Господом. Дух Святой живет и наставляет Церковь на Божью истину. Бог даровал Своему народу Священное Писание, Которое является нормативным для веры и благочестия. Церковь созидается через веру и послушание Слову Божьему. Важно отметить, что не Церковь произвела и дала Писание, но Бог. Критерием оценки истинности учения является не Церковь и не Ее толкования Писания, но Само Писание является определяющим, что истинно, а что ложно. Слово Божье должно пониматься не на основании церковного предания, но напротив предание должно анализироваться в свете Писания. Правильно понимать Библию и соответственно толковать ее может только верующий в Иисуса Христа, в котором живет Дух Святой и Которому верующий повинуется. Без веры во Христа, послушания истине не возможно правильное понимание Священного Писания. Так как Церковь – это собрание людей, соединенных со Христом через веру, то понимание Божьего Слова возможно только Церковью.

Догматическое толкование Священного Писания – это исследование Писания с целью постижения Божьей истины, касающейся вероучения. Церковь не вырабатывает догмат, она только его формулирует. Эти формулировки вероучения могут изменяться под влиянием различных факторов.

Таким образом, роль Церкви в догматическом толковании Священного Писания заключается в том, чтобы исследовать Писание и давать ясные и более полные формулировки догматов. Важно, чтобы Церковь основывала учение не на традиции, практике, а на Священном Писании. Каждое поколение Церкви несет ответственность перед Богом и последующим поколением за добросовестное исследование Писания. Новое поколение не может просто безоговорочно принять взгляды прежнего поколения, но должны все проверять Писанием.

В данной работе отчасти раскрыто влияние различных факторов на объяснение догматов. Для того чтобы более полно раскрыть данную тему необходимо дальнейшее исследование. В работе не достаточно отражено соотношение общецерковного толкования и частного. Совсем не раскрыт вопрос методологии исследования Писания, что требует дальнейшего исследования.

С сайта церкви ЕХБ, г. Киров (www.ehbkirov.ru/page254)


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки