ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ ОДЕССКОЙ СЕМИНАРИИ
ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

 Одесская семинария ЕХБ

 

1.СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ (Библиология)

Мы верим и учим, что:

канонические книги Библии составляют равно богодухновенное во всех частях Слово Божие, которое является таковым независимо от нашего отношения к нему. Только эти книги являются высшим и единственно непогрешимым откровением Бога о Себе, о духовном и материальном мире (включая человека) и представляют собой единственно непогрешимое и достаточное правило веры и поведения. При этом высший авторитет Писания получен не от Церкви или традиции, но от Самого Бога.

Будучи полностью и дословно богодухновенной в оригинальном тексте, Библия является абсолютно непогрешимой и безошибочной в содержательном изложении всех тем, которых она касается. Она имеет двойное авторство и природу (божественную и человеческую). Это означает, что Бог посредством Духа Святого, используя индивидуальные особенности авторов и их культурно-исторический образ мышления, дал человечеству внеисторическое и равно применимое к любой эпохе божественное откровение и сохранил его в копиях и переводах оригинала, которые являются Словом Божиим в той мере, в которой они верны оригиналу.

Двойная природа Библии требует буквального грамматически-исторического истолкования Писания при молитвенно-одухотворяющем воздействии Духа Святого. Употребление гипербол и круглых цифр, тематическое распределение и вариативный подбор материала в параллельных текстах, свободное цитирование и другие литературные приемы не нарушают непогрешимости Библии.

2.БОГ (Теология)

Мы верим и учим что:

есть только Единый, Живой, Истинный и Вечный Бог, проявляющий Себя в Троице - Отец, Сын и Святой Дух, три ипостаси которого в Своем естестве и свойствах совершенны, вечны, равны и нераздельны так, что Отец – Бог, Сын – Бог, Дух Святой – Бог, но не три Бога, но Один Бог.

Бог-Отец никем не сотворен, не создан, не рожден.

Он есть необъятная, непостижимая, духовная, само существующая и вечносущная личность, обладающая вездесущностью, всеведением, всемогуществом (в отношении созданного им творения) и неизменностью. Он есть Творец всего, абсолютно независимый, святой; сочетающий несочетаемое – праведность и абсолютную справедливость с благостью, любовью и милосердием.

Бог-Сын от Единого Бога не сотворен, не создан, но рожден.

Он обладает всеми божественными атрибутами и свойствами. Воплотившись в человеческое естество, Он совлекся только Своих божественных прав и привилегий, принял образ раба, но ни на миг не лишался Своей божественной сущности. Он стал истинным человеком, в котором Божество и человечность сочетались неслиянно и нераздельно. Он был непорочно зачат от Святого Духа и родился в человеческой плоти от Девы Марии, прожил абсолютно безгрешную и непорочную жизнь, добровольно умер на кресте за грехи каждого человека, телесно воскрес и вознесся, воссев одесную Отца. Доныне Он является единственным Ходатаем и Посредником между Богом и человеком, Которому передана власть окончательного суда над всем творением.

Бог-Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.

Он обладает всеми атрибутами личности и божества, включая интеллект, чувства, волю, вечность, вездесущность, всеведение, всемогущество и истину. Он проявляет Себя в творении Бога, воплощении, искуплении, возрождении мертвых. Он созидает Церковь, придя от Отца чрез Иисуса Христа; обличает мир, прославляет Христа и преображает верующих, в которых Он вселяется в день личного принятия искупления, запечатлевая их Собою.

3.ЧЕЛОВЕК (Антропология)

Мы верим и учим, что:

человек был сотворен Богом по Его интеллектуальному, нравственному и социальному, но не физическому образу и подобию. Он был безгрешным, святым, правым и невинным, могущим прославлять Бога и в соединении с Ним быть блаженным.

Человек, будучи троичен по своей природе (имея дух, душу и тело), через коварство сатаны и по своей свободной воле нарушил заповедь Божию, тем самым, согрешив и отпав от Бога, тотчас же умер духом и впал душою и телом в состояние смерти.

Через человека грех, который есть нравственное зло и нарушение закона Божия, вошел в мир, а так как все люди произошли от семени Адама, то испорченная грехом Адамова природа перешла на всех людей во все века, за исключением Иисуса Христа. Таким образом, все люди, являясь грешниками по природе, по выбору, по действиям и по Божественному определению, заразившись грехом и став чадами гнева, подверглись возмездию за грех – то есть смерти: духовной, физической и вечной.

4.СПАСЕНИЕ (Сотереология)

Мы верим и учим, что:

спасение совершается Богом по благодати на основании искупления, совершенного Христом, а не на основании человеческих дел или заслуг. В спасении различается Божественная и человеческая сторона

Божественная сторона заключается в том, что Бог от вечности предопределил в жертву умилостивления Своего единородного Сына Иисуса Христа для полного удовлетворения Своего Святого правосудия над грешным человечеством, и Сын Божий придя на землю, перенес на кресте гаев Божий, проклятие и наказание за наши грехи. Человеческая сторона заключается в том, что человек принимает путем личного и свободного волеизъявления искупительную жертву Иисуса Христа и только единство Божественного и человеческого действия, несмотря на их несоизмеримую значимость, сообщает прощение всех грехов, оправдание, вечную праведность, избавление от смерти, дьявола и ада, жизнь вечную, а также силу ненавидеть грех, умереть для него, желать доброго и исполнять Его.

Процесс спасения заключается в том, что человек Словом Божиим, которое живо и действенно, пробуждается от греховного сна, осознает свои грехи и свою виновность и сердечно раскаивается в них. Верою и только верою в Иисуса Христа, как единственного Спасителя, человек получает прощение грехов и предоставляет возможность Духу Святому возродить его к новой жизни, получая свидетельство в себе самом, что он чадо Божие и наследник вечной жизни.

Подлинное возрождение проявляется в достойных плодах покаяния в виде доброго расположения сердца и праведного поведения. Добрые дела, таким образом, являются результатом и плодом возрождения, которое есть появление нового духовного естества в человеке и оживление мертвого, по причине греха, человеческого духа

Получив спасение по благодати независимо от дел ветхозаветного закона, который только обнаруживает грех и указывает на Иисуса-Мессию, человек вступает на путь освящения, без которого невозможно спасение.

Человек объявляется святым посредством оправдания, которое, в свою очередь, есть Божественный акт, через который Бог провозглашает раскаявшегося в своих грехах и уверовавшего во Христа грешника праведником, абсолютно чистым, отделенным от мира и посвященным Богу, как бы он никогда не был виновен перед законом Божиим. Но это мгновенное освящение указывает на статус и позицию верующего и должно подтверждаться прогрессирующим освящением, которое под действием Святого Духа приближает чадо Божие к положению, в которое он был введен позиционно. Этот процесс продолжается всю его земную жизнь и состоит в ежедневной борьбе между новым творением во Христе и плотью. Притязания на полное искоренение греха в этой жизни не имеют основания в Священном Писании, но в этой борьбе Дух Святой подает силу для победы над грехом.

Такое обусловленное свободным человеческим желанием и волеизъявлением понятие о спасении исходит из представления об избрании, основанном на предузнании (или предведении) Божием. Спасение было уготовано для всех без исключения людей, и кровь Христу была пролита за всех, но избрание к спасению, будучи суверенным актом Божиим, направлено на тех, о которых Бог прежде узнал, что они ответят на Его выбор. Таким образом, основой избрания и последующего предопределения, как практической реализацией спасения, является предузнанный от вечности ответ человека на Божье откровение ему лично.

Представление о суверенном, но не произвольном Божьем избрании подчеркивает справедливость Бога, Который, конечно, не обязан был спасать всех, но в силу Своей любви Он поставил в равное положение всех людей, даже тех, о которых Он заведомо знал, что они не примут спасения. Таким образом, Он всём предоставил возможность спастись. С другой стороны, такое представление подчеркивает ответственность грешника за свое спасение и ответственность Церкви за миссионерское служение.

Уверовавший во Христа и добровольно подчинивший свою волю Иисусу передает права на управление своей жизни Богу и, таким образом, ограничивает свою свободу поведения и волеизъявления в той мере, в которой он подчиняет себя Христу. При этом предопределение Божие проявляется чаще, тверже и настойчивее, а также имеет более широкую сферу действия в жизни чада Божьего, чем в жизни неверующего.

Подчиняя себя воле Божьей, верующий имеет радость спасения и уверенность в вечной безопасности, которая означает, что никто, и ничто со стороны не может отлучить его от благодати. Однако, произвольный грех и сознательное неповиновение воле Божьей, постоянное невнимание к! божественным предостережениям и нежелание пребывать во Христе заставляет Бога, уважающего свободу человеческой личности, после многократных напоминаний извергнуть от Себя поступающего так. Бог не станет насильно удерживать человека, если он снова и снова распинает в себе Сына Божьего и ручается ему. В таком случае человек может лишиться спасения, однако, боящиеся Бога и стремящиеся к вечности могут радоваться, имея твердую уверенность в вечном спасении.

5. ЦЕРКОВЬ (Экклезиология)

Мы верим и учим, что:

Вселенская Церковь – это собрание избранных Иисусом Христом чад Божиих из всех народов и всех времен. Церковь не есть продолжение ветхозаветного Израиля, не есть продолжение синагоги, не есть деноминация, но это Тело Христово (живой организм), Его Невеста, дом Божий, виноградная лоза, стадо доброго Пастыря, столп и утверждение Истины, Тайна Господня, созданная в день Пятидесятницы.

Христос созидает Церковь через крещение Духом Святым. Это означает, что Христос крестит (погружает) уверовавшего и принявшего искупление посредством Духа Святого в Свое Тело-Церковь; присоединяя его, таким образом, к сонму святых и делая его сопричастником вечного спасения, усыновления, запечатления и наследия неизмеримого богатства благодати во Христе. Знамением крещения являются не языки и не дарования, а плоды новой жизни человека, погруженного во Христа. Дух Святой, действующий в Теле Христовом, может проявлять через любого члена Церкви любые дарования и дары, но делает Он это так, как угодно Главе, а не так, как это хочется отдельному члену. Чудесные дары Божьего откровения и исцеления (зримые харизмы) всегда сопровождают Церковь, но выпячивание оных и превращение их в самоцель, пропагандирование их и реклама сводит людей с пути веры на путь видения и поиска вещественных доказательств и знамений, что было всегда неугодно Христу. Поэтому в истинной Церкви Христовой чудеса и знаменья совершаются повсеместно, но ими не хвалятся и о них не трубят перед собой.

Глоссолалии, т.е. говорение на непонятном языке и издание нечленораздельных звуков, запрещены Священным Писанием в собрании святых и требуют от имеющего их молиться о даре истолкования, т.к. Дух Святой не может говорить на ветер, а трудится для назидания и пользы Церкви.

По повелению Иисуса Христа и Его Апостолов и по примеру первых христиан каждое чадо Божие ищет общения с другими членами Единого Тела. Так образуется поместная церковь, как зримое отражение вселенской Церкви и как собрание возрожденных душ, соединенных одной верой (одним вероисповеданием), одной любовью и надеждой и географически находящихся в одной местности. Назначение поместной церкви в утверждении Царства Христова среди ее членов и распространение его в мире.

Каждая поместная церковь имеет всю полноту прав – принимать и отлучать, наказывать и прощать, избирать и снимать, и ее решения не могут быть аннулированы никакой другой церковной, государственной, партийной или иной организацией. Но как каждый отдельный верующий, так и каждая поместная церковь нуждается в общении, помощи и духовном единстве с другими церквами. Это приводит к объединению поместных церквей в единое братство с координирующими структурами, без нарушения независимости и самостоятельности поместной церкви.

Только Господь Иисус есть верховный Глава Церкви; видимых же верховных глав она не знает. Все члены Церкви равны между собой и являются священниками Богу Всевышнему, но каждый имеет служебный дар (харизму), который определил ему Господь. Посвящение на всеобщее священство совершается через возложение рук над каждым, принявшим водное крещение. Проповедь Евангелия, назидание церкви и благодеяния, т.е. служение проповедников, учителей, благовестников, пророков, миссионеров, благотворителей и т.д., определяется каждому Господом по мере веры и может совершаться любым членом церкви без специального избрания и рукоположения, хотя в некоторых случаях таковое практикуется.

Церковь из среды себя избирает пресвитеров (или, что тоже самое по месту в духовной иерархии, – епископов или пасторов) и дьяконов. Те и другие избираются только из братьев, соответствующих 1Тим.3.1-7, Тит.1.6-9, которые посвящаются на эти особые виды служения посредством рукоположения, совершаемого ранее рукоположенными служителями. Рукоположение совершается в присутствии поместной церкви и только после избрания ею, а не отдельными лицами или группой людей.

Служение сестер связано с молитвой, дьяконией, духовным воспитанием, благовестием и образованием, но не с пасторским управлением церковью, и не сопровождается рукоположением.

Поместная церковь, как очаг распространения благой вести, должна гореть пламенем любви, а поэтому в ней важно возгревать изучение Слова Божьего и молитвенную жизнь, наставничество и строгое наказание согрешающих в соответствии с Писанием, самоуниженное активное служение ближним, которое есть реализация заповеди Христа об омовении ног и взаимном прощении.

Прием в поместную церковь совершается через водное крещение, которое есть первый плод веры, любви и послушания Христу; видимое указание на вступление в Его Вселенскую Церковь. Оно есть торжественное обещание Богу доброй совести, а также видимый знак веры и ответный знак благодати Божией, указывающий, что крестящийся погружен во Христа, умер и воскрес с Ним, и грехи его омыты Богом. Таким образом, крещение – необходимый элемент спасения, однако Бог совершает его только в том случае, если человек исполнен спасительной верой. Если в человеке отсутствует вера от всего сердца, крещение превращается в плотской нечистоты омытие, а не в знак возрождения.

Установленное Христом водное крещение состоит в том, что крещаемый во имя Отца, Сына и Святого Духа однократно и полностью погружается в воду и поднимается из нее, как правило, пресвитером или дьяконом. Оно преподается только после определенного периода ученичества и научения, а также удостоверения церкви в том, что у крещаемого есть необходимый уровень веры, преобразовавшей его жизнь. Крестить можно только взрослого, способного осознанно и продуманно исполнить все предварительные условия, поэтому раннее крещение (до 16-18лет) практикуется как исключение.

Члены церкви, и только они, как погруженные во Христа, должны участвовать в святой трапезе Господней, которая есть воспоминание и возвещение смерти Его, доколе Он придет. В Вечери Господней общение святых между собой и со Христом, Который невидимо присутствует и является Хозяином этой трапезы, находит свое высочайшее выражение. Она объединяет верующих для любви, мира и единства и указывает на грядущую радость и совершенство в Царствии Божием. Хлеб и вино в чаше, представляя Тело и Кровь Христа, но материально не превращаясь в них, являются не условными символами, а реальными знаками, посредством которых Христос дает верующим духовным образом вкушать Свое Тело и Кровь.

Духовное приобщение Тела и Крови Христовой во время Вечери является божественным залогом Нового Завета и грядущего воскресения тела, укрепляя верующего в благодати, очищая его от греха через само испытание, покаяние и веру в силу Крови Христовой.

6.ДУХОВНЫЙ МИР И ГРЯДУЩИЕ СОБЫТИЯ (Эсхатология)

Мы верим и учим, что:

вечность непостижима для ограниченного разума, и духовный мир населен злыми и добрыми существами, об образах, сути и свойствах которых люди могут знать только то немногое, что открыто в Священном Писании.

Святые Ангелы, во всем их разнообразии, сотворены как служебные духи, и потому им не принадлежит поклонение. Павшие ангелы, как и их предводитель, и автор греха сатана, также тварны и действуют до времени, назначенного Богом, и под Его допускающей десницей, после чего будут связаны и ввержены в озеро огненное.

В материальном мире физическая смерть человека есть отделение души от тела, а не исчезновение личности и не забвение (равное небытию). Все без исключения люди, праведные и нечестивые, воскреснут телесно, каждый в свое время. Для спасенных душа соединится с телом для вечной жизни и блаженства, а для неспасенных – для вечной смерти и мучения после суда. Священное Писание изображает эти позиции неизменными и ничего не сообщает о возможности перехода после смерти от одного состояния к другому.

Христос вскоре придет на землю вторично для того, чтобы восхитить Церковь Свою, воскресив во плоти умерших в Нем, а затем Он явится видимым образом со святыми и Ангелами Своими для суда над живущими и установления Мессианского царства на земле на тысячу лет. Этому царству будет предшествовать период Великой Скорби, который закончится свержением антихриста и лжепророка и удалением сатаны из мира.

Золотой век тысячелетнего царства закончится кратковременным освобождением сатаны, восстанием против Христа, Судом, а затем окончательным и полным воцарением Христа и Его Церкви в нескончаемых зонах вечности, которое завершится таинственным «Бог все во всем».

7.СОЦИАЛЫНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (Дополнение)

Этот раздел непосредственно не входит • "Исповедание веры", но показывает практическое применение доктринальных взглядов Семинарии. Возможно, он определен не только требованиями Библии, но и социально-исторической средой и культурным окружением Семинарии, поэтому мы подаем руку общении тем, кто мыслит по этим вопросам иначе.

Мы верим и учим, что:

поведение христианина в обществе и его отношения с другими людьми должно исходить из требований Священного Писания и строится на принципе любви к другим людям и уважения их свободы и достоинства.

В силу любви к погибающим грешникам все христиане ответственны за евангелизацию и распространение благой вести теми способами, которые им доступны и на которые указывает им Господь, но делать это они должны предлагая, а не навязывая свои взгляды, не с целью засвидетельствовать, а с целью спасти окружающих. Распространение Евангелия не знает границ: оно должно начинаться от ортодоксальных иудеев и простираться до диких варваров и в одинаковой мере быть доступным детям, способным отличить правую руку от левой, и глубоким старцам и старицам.

В силу Божьего установления христиане вступают в брак, только в Господе и образуют семьи, хотя служение Христу не вступивших в брак более эффективно, но на это чадо Божье должно иметь врожденную способность и особое откровение от Бога.

Брак, будучи божественным и гражданским установлением, рассматривается как духовный и телесный союз одного мужчины и одной женщины и должен получить двоякое подтверждение. Первое получается посредством Слова Божьего и молитвы церкви, а второе производится по государственным законам. В случае смерти одного из супругов, другому позволено вступить в брак, но только в Господе, равно как и при вступлении в брак невинной стороны в случае развода, допустимого Писанием (прелюбодеяние, оставление неверующей стороной). Каждый случай повторного брака и развода индивидуально рассматривается поместной церковью и ее решение имеет силу закона.

Семья образует домашнюю церковь, в которой главой является муж, а жена повинуется ему, как Церковь повинуется Христу, в знак чего во время молитвы жена покрывает голову, а муж обнажает ее. Господь открывает родителям Свою волю в отношении количества детей, которое Он предназначил для них, и с их согласия дает детей в семью как особое благословение, но регулирование состава семьи любым видом абортирования почитается Богом как убийство и рассматривается как грубый грех,

В силу необходимости поддерживать порядок, Богом установлены правительства всех стран, и Он облекает их властью для защиты добрых и наказания злых. Христиане считают себя обязанными подчиняться законам своей страны во всем, кроме вопросов веры, а также кроме установлений, ограничивающих свободное исполнение христианских обязанностей, и тихою, безмятежною жизнью и усердною молитвою они должны облегчать их нелегкий труд.

Любя свой народ и будучи готовы служить ему, как того потребуют обстоятельства и Бог, христиане не могут во имя этой любви ненавидеть какой-либо другой народ и способствовать ненависти, вражде и братоубийству, однако Слово Божье не запрещает несение военной службы, которое (как и употребление клятвы) является делом совести каждого отдельного верующего и не может навязываться ему никем.

В силу потребности отделения от греха, поместные церкви постановили совершенно не, употреблять спиртное (включая пиво), не допускать непотребство – курение и сквернословие, и, разумеется, всякого рода наркотики.

Пища допускается любая, кроме, как провозглашает Новый Завет, употребления крови в любом виде. В одежде действует правило "как прилично святым", в соответствии с культурными нормами и средним стандартом одежды своей социально-возрастной группы.

В силу разделения сфер кесаря и Бога, участие в выборных органах, партиях и общественных организациях допустимо, в соответствии с совестью каждого, если деятельность таковых не расходится с принципами Евангелия. Но это участие не должно быть от имени церкви и нежелательно для служителя, который должен быть полностью посвящен Христу, но возможно только как гражданская инициатива личности. Труд в сферах бизнеса, торговли и государственного управления – также дело совести каждого, но совершаться он должен по-христиански, не допуская насилия и обмана.

Итак, отдавайте всякому должное!

Из альманаха ОБС «БОГОМЫСЛИЕ», 1993


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки