Джонатан Куттаб

ВОПРОСЫ К ХРИСТИАНСКОМУ СИОНИЗМУ 

 Палестина

Я палестинский христианин, и для меня самый актуальный вопрос о христианском сионизме – это не его богословские предсказания о конце времен, пророчествах или Втором пришествии, поскольку Библия ясно дает понять, что никто не знает точного времени исполнения этих пророчеств, кроме Отца (Марка 13:32), и история христианской Церкви полна тех, кто делал неправильные предсказания о конце времен и Втором пришествии, в том числе апостол Павел, Мартин Лютер и до Хэл Линдсей.

Меня беспокоит требование признать, что христианское учение якобы требует от христиан сегодня занять определенную политическую позицию в отношении сионизма, современного государства Израиль и его конфликта с арабами и палестинцами.

Поскольку я палестинский христианин, меня это явно беспокоит, ведь я признаю, что Бог имеет главенство над всеми аспектами моей жизни и что моя вера должна иметь приоритет над моими политическими или национальными интересами. Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанна 18:36) и сопротивлялся зелотам своего времени, которые пытались принудить Его к захвату политической власти. Поэтому я ожидаю, что Его учение о политическом поведении будет включать такие составляющие как справедливость, миролюбие и любовь к соседям (и врагам), а не безоговорочная поддержка одной какой-то политической фракции или государства (включая свое собственное) независимо от его поведения.

И поскольку я верю, что Божьи заповеди христианам должны быть одинаковыми, независимо от того, являются ли они американцами, палестинцами или представителями любой другой национальности, расовой или этнической группы, я хотел бы, чтобы вы поставили себя на мое место и подумали о том, как ваши политические заявления повлияют на меня, вашего брата-христианина и на мой народ. И действительно ли вы считаете, что для нас было бы правильным следовать таким политическим взглядам, как христианская библейская позиция?

Сионизм – это политическое движение, стремящееся создать еврейское национальное государство в Палестине, и поскольку христианские сионисты заявляют, что поддержка этого движения и этого государства якобы библейски обязательна для каждого христианина, это явно ставит передо мной серьезные практические проблемы:

1. Я верю, что я дитя Божье и что Он любит меня. Этому учит Библия. Новый Завет, в частности, учит, что Бог так возлюбил мир (включая палестинцев), что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16). Новый Завет также учит, что Божья любовь и спасение уже не ограничиваются евреями: «К Своим пришел, но Свои Его не приняли, посему всем принявшим Его дал власть быть чадами Божиими» (т. е. уверовавшим в Него) (Иоанна 1:11). Петр уточняет, говоря о таких же язычниках, как и мы, ставших христианами, что мы, «некогда не были народом, теперь — народ Божий» (1 Петра: 2:10) и «наследники и сонаследники обетований» (Галатам 3:25)). Я понимаю, что подобные стихи использовались в прошлом для унижения еврейского народа и оправдания преступлений антисемитизма, но я не говорю здесь о какой-нибудь нелюбимой некоторыми теологии замещения, потому что Бог по-прежнему любит еврейский народ. Бог просто любит и других, включая меня и всех христиан из язычников. Однако эти стихи провозглашают конец любых племенных или исключительных недуховных претензий на Бога и Его спасение.

2. Иисус принес новое понимание «народа Божьего», которое является всеобъемлющим и широким и включает как евреев, так и язычников, верующих в Иисуса. Нас, христиан (привитых к лозе, Римлянам 11:17), предупреждают, чтобы мы не становились слишком высокомерными, однако у Иисуса не было места еврейскому превозношению. Иисус привел в ярость своих слушателей, обратив их внимание на ветхозаветные примеры того, как Бог работает как с язычниками, так и с иудеями (Луки 4:25-27). И Иисус, и ранняя Церковь ясно понимали, что Бог нелицеприятен (Римлянам 2:11, Деяния 10:34), и что любой призыв к привилегиям и исключительности («мы дети Авраама») встречался словами Иисуса: «Бог может создать из этих камней детей Аврааму» (Матфея 3:9). Христианский сионизм, похоже, хочет выдвинуть на передний план племенной взгляд на «избранность», которому сопротивлялся Иисус, и заявить права, включая политические права и права на землю, только для евреев и государства Израиль, основанные на их этнической принадлежности, а не на их духовности или нравственное поведение. Я считаю, что это противоречит не только тем стихам, которые я цитировал, но и всей сути Нового Завета.

3. Из истории самаритянки у колодца ясно, что Иисус не только пересмотрел взгляд на избранный народ и национализм, но и отверг узкое географическое понимание «Святой Земли», утверждая, что Бог есть Дух и поклоняющимся Ему не нужно молиться только в Иерусалиме или Самарии, но «в духе и истине» везде (Ин. 4:23,24). В этом смысле христиане освобождены от Храмового поклонения, ориентированного на определенную землю, так же, как они были освобождены от необходимости приносить в жертву животных. Должны ли мы попытаться вернуть эти концепции как христиане?

4. Сионистское движение — это политическое движение, которое работало над созданием еврейского государства, привлекая евреев со всего мира и в то же время вытесняя (и не допуская) большую часть моего народа. Никаким другим способом они не могли демографически создать государство с преимущественно еврейским населением и его доминированием. По сей день они отказывают мне и моему народу в праве на возвращение, поскольку они утверждают, что Израиль перестанет быть еврейским государством, и что сионизм не может достичь своих целей, если они позволят местному коренному нееврейскому населению остаться, вернуться и жить на этой земле. Неужели это то, что должны поддерживать христиане, в том числе и я? Должен ли я, как христианин, эвакуироваться и оставить Землю новым еврейским иммигрантам? Должен ли я сказать своим родственникам, которые сейчас живут как беженцы, чтобы они оставили надежду на возвращение и забыли свое наследие и происхождение, поскольку это якобы библейское требование? Должен ли я сказать своему двоюродному брату, служителю баптистской церкви в Восточном Иерусалиме, чтобы он прекратил мучительную борьбу за сохранение гостевой визы, тайно переправляя своих прихожан из Вифлеема в Иерусалим каждое воскресенье, и принял тот факт, что, будучи христианами-неевреями, они вообще «не имеют права» находиться в Иерусалиме или Израиле, поскольку само их присутствие враждебно сионизму? Должен ли я сказать всем палестинцам, что сам их патриотизм якобы враждебен планам Бога и что они должны начать отрицать свою идентичность, поскольку она якобы противоречит планам и обещаниям Бога?

5. Сионистское движение сразу поняло, что создание еврейского государства не может быть достигнуто путем соглашения с местным палестинским нееврейским населением и что, следовательно, это может быть сделано только силой оружия, и что новое государство будет обязано постоянно сталкиваться с арабским сопротивлением и подавлять его военной силой. Сионисты осознают, что их мечта зависит от постоянного и продолжающегося военного превосходства и отрицания прав палестинцев, как христиан, так и мусульман. Обязывает ли меня, как палестинского христианина, поддерживать постоянный милитаризм и насилие против моего собственного народа, перемещение которого (в буквальном смысле) было требованием для создания государства Израиль?

6. Создание еврейского националистического государства, которое служит интересам только евреев (в отличие от интересов всех своих граждан) и требует структурной, органической дискриминации неевреев, находящихся в его границах, включая граждан государства Израиль (22% населения). Это не говоря уже о миллионах других жителей Западного Берега реки Иордан и сектора Газы, которые находятся под его правлением, блокадой и контролем, но не являются гражданами. Требует ли христианская позиция, чтобы я принимал и поддерживал такую дискриминацию и бесправие вечно? Хотя в наши дни все признают зло греха антисемитизма и дискриминации евреев во многих странах, кульминацией которых стал Холокост, должен ли я, как христианин, молчать, когда государство Израиль систематически дискриминирует неевреев, включая меня и моих близких и земляков? Являемся ли мы теперь новым Амаликом (1 Царств:15), которого необходимо уничтожить и этнически зачистить, чтобы освободить место для «избранного народа»? Неужели мой собственный статус во Христе совершенно не имеет отношения к национальным и этническим потребностям сионизма?

7. Государственная земля и государственные учреждения в Израиле по конституции используются для обслуживания и поддержки еврейских интересов и открытой дискриминации неевреев, в том числе тех, кто является гражданами Израиля. В этом суть еврейского государства и самое сердце сионизма. Частную землю у моего народа также систематически отбирают, объявляют государственной и, как и подобает еврейскому государству, используют для обслуживания евреев, как местных, так и новых иммигрантов. Неевреям запрещено владеть, арендовать или жить на такой «еврейской земле» (читайте Конституцию еврейского национального фонда, который приобретает и удерживает землю от имени евреев повсюду). Часть этой земли принадлежала моей семье и другим палестинцам-христианам, а также палестинцам-мусульманам. Должен ли я приветствовать и поддерживать такой захват наших земель и такое дискриминационное использование земли и государственных учреждений? Или мне следует бороться за равенство и равный доступ к государственным учреждениям в Израиле? И на каком основании я могу это сделать, если Бог якобы обещал и повелел, чтобы только евреи имели приоритет и «права» на Святую Землю.

8. На территориях, оккупированных в ходе Шестидневной войны, Израиль не претендует на предоставление политических или других прав палестинцам и использует различные методы, чтобы захватить права на землю и воду и предоставить их исключительно в распоряжение еврейских поселенцев. Они также создали совершенно отдельную систему управления для этих поселенцев, отдельную от палестинских арабов, включая меня, мою семью и друзей. Еврейским поселенцам не только предоставлена наша земля, щедрые субсидии и услуги, они живут и контролируют целые территории, куда мы не можем войти без разрешений; существует отдельная дорожная система; отдельные судебная, полицейская, медицинская, образовательная, социальная системы и системы проживания. Мир считает всю эту деятельность формой апартеида и незаконной согласно международному праву, но должны ли мы, христиане, возражать? И должны ли мы поддерживать такое неравенство и несправедливость за счет прав палестинцев, потому что эти действия являются сионистскими, а сионизм – это якобы позиция, предписанная Библией?

9. Я пацифист и понимаю, что учение Иисуса запрещает мне убивать моих врагов. Даже те христиане, которые оправдывают войну и насилие в национальных конфликтах и войнах, по-прежнему признают войну плохим делом, а мир - христианской добродетелью. Однако сегодня на Ближнем Востоке мир, если он вообще наступит, потребует серьезных уступок с обеих сторон, включая отказ от системы поселений апартеида и отказ от «еврейского суверенитета» над всеми или большей частью территорий, оккупированных израильтянами в 1967 году. Но если эти территории имеют «библейский мандат» и обещаны евреям, как заявляют христианские сионисты, то должны ли мы, как христиане, усердно работать, чтобы противостоять ЛЮБОМУ миру или мирным переговорам, и настаивать на непреклонной позиции Израиля, требующей от него сохранить всю землю? Это кажется логическим следствием христианского сионизма. Действительно, христианские сионисты, такие как Джон Хейги, были шокированы тем, что Израиль «ушел» из сектора Газа и что смеет рассматривать возможность вывода войск с любой из оккупированных территорий. Какое это имеет отношение к христианскому учению о том, чтобы нам быть миротворцами? «Блаженны миротворцы, ибо они назовутся детьми Божиими» (Матфея 5:9). Неужели Бог хочет, чтобы мы, христиане, активно выступали против мира и миротворчества в таких условиях? В конкретных политических терминах христианские сионисты, похоже, скорее стремятся к Армагеддону, чем к миру, не говоря уже о справедливости!

Я открыт для выслушивания ответов и предложений, которые имели бы смысл, как духовно, так и политически, для палестинских христиан и были бы актуальны для нынешней ситуации.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки