Г. Гололоб

КАК СТАТЬ ИЗБРАННИКОМ БОГА?

 

Введение

Вынесенная в заголовок данной статьи тема непосредственно касается арминиано-кальвинистской дискуссии, в частности вопроса: «Может ли человек избрать Бога?» Получение ответа на этот вопрос может внести ясность и во все остальные вопросы, касающиеся данной дискуссии. Если в завершение нашего изучения данной темы нам не удастся доказать, что в процессе возрождения от человека ожидается какое-либо встречное движения к истине, значит придется согласиться с выводом о том, что человек не способен выбрать Бога и Его путь. Если же мы сможем доказать это, тогда такая возможность не может быть исключена. Тогда мы вправе предъявлять людям требование выбрать Божий путь спасения, а значит стать избранным к этому спасению.

Свое изучение данной темы мы построим по следующей схеме. В начале мы изучим вопрос, что такое само избрание, имеет ли оно отношение лишь к Богу или же еще и к человеку. Затем мы обратимся к библейским темам, имеющим непосредственное отношение к избранию, например, возрождение, обращение, вера. Эти темы позволят нам выяснить библейский способ, при помощи которого люди становятся избранными. Хотя способ избрания является лишь средством получения спасения, тем не менее, если нам удастся показать, что даже при этом задействуется свободная воля человека, это будет свидетельствовать в пользу того, что и само избрание зависит от человека. Совершенно немыслимо считать результат (избранность) принудительным действием Бога, а средство его достижения – допускающим свободную волю человека. Поэтому если человек имеет долю ответственности в вопросе средства избрания, значит его поведение влияет и на полученный результат. И, наконец, мы воспользуемся богословскими аргументами, касающимися темы избрания.

Соединив все эти три в достаточной степени независимые источника познания Божественного Откровения по данной теме, мы сможем вырисовать общую картину, дающую нам ответ на поставленный вопрос. И если мы ответим на него положительно, нам придется сформулировать способ, с помощью которого человек может стать избранным Богом. Нужны ли для этого дела, подвижничество, подвиги или еще что-то, что позволяло бы нам рассчитывать на приобретение статуса избранника Божьего? Или же Божье избрание можно получить лишь на условии выражения полной своей зависимости от Божьей милости, так что стать избранным можно лишь путем смиренного принятия этого статуса в качестве дара? Все это нам предстоит выяснить в нашем изучении данного вопроса.

 

1. Библия об избрании

1.1. Характер Божьего избрания.

Разумеется, у нас нет никаких прав сомневаться в очевидном библейском факте, что Бог избирает человека, поэтому на этом аспекте мы не будем долго останавливаться. Вся дальнейшая дискуссия проходит под лозунгом выяснения того, каким именно является это избрание: условным или безусловным. Если избрание Божье безусловно, т.е. не зависящее от самого человека, тогда оно является односторонним. Однако, если оно условно, тогда вместе с избранием Божьим мы можем рассматривать и избрание человеческое.

Сторонники безусловного избрания Божьего ссылаются на использование в Ветхом Завете такого слова, как «йада», которое имеет основное значение «познавать или испытывать на собственном опыте» (т.е. знать достоверно). Поскольку значение этого термина близко к значению «знать с уверенностью», некоторые авторы предпочитают вкладывать в него избирательный смысл, приравнивая уверенность к неизбежности. Хотя основное значение этого слова связывает область познания с областью чувств, все же было бы ошибочно утверждать, что это понятие может передавать значение «избрать». Поэтому другие исследователи предпочитают утверждать, что основным значением слова «йада» является «знать наиболее полно», чем «знать с наибольшей уверенностью». Иными словами, в этой позиции акцент делается не на уверенность, а на полноту знаний.

Спор вокруг значения этого слова тесно связан с пониманием отношений между предопределением Божьим (всемогущество Бога) и Его предузнанием (всеведение Бога). Разумеется, два этих понятия не означают одного и того же, хотя и связаны между собой. Знать и делать – это различные сферы Божьего промысла. Например, Бог знает зло, но никогда его не делает. Стало быть, знание Бога не определяет Его действия самым безусловным образом. Отсюда следует, что полнота знания о чем-то еще не определяет осуществление этого чего-то. А значит, предузнание следует отличать от предопределения, а не отождествлять их между собой.

Поэтому в Библии мы и встречаемся с этим термином в явно не избирательных ситуациях: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:21). Бог хочет на Собственном опыте «узнать» о злых поступках содомлян, чтобы получить самое полное и потому достоверное знание. Разумеется, это Бог делал не потому, что чего-то не знает с точностью, а чтобы убедить в этой точности Авраама и других лиц, знающих о Его намерении наказать жителей Содома и Гоморры. Поскольку Бог вовсе не «избирал» грех содомлян, когда его «познавал», это значит, что Божье предузнание не обладает силой причинения, которое мы обычно относим к предопределению.

Конечно, избрание Божье наделяет избранного человека определенным статусом, однако нельзя сказать того, что это происходит безусловным образом. Поэтому нам предстоит разобраться в том, какие же существуют условия для того, чтобы быть избранным Богом человеком.

1.2. Призыв к избранию

Поскольку Божье избрание обусловлено Его предузнанием наших добрых или злых поступков (а вернее намерений), необходимо признать условный характер и способа данного избрания. Оказывается, чтобы стать избранным, нужно выполнить определенные условия, выдвигаемые Богом человеку. Вот почему призыв стать избранным или пребывать в своем избрании постоянно присутствует на страницах Писания: люди должны (а значит и могут) избирать Бога (Нав. 24:22), Его закон, повеления и путь (Пс. 24:12, 118:173; Притч. 3:31). Иначе ни одного из призывов сделать это, наподобие следующего, не было бы на страницах Священного Писания: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 30:19-20).

Избранный призван постоянно учиться у Избравшего его, т.е. у Господа. Он должен быть кротким по тому, что и Господь является Кротким. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4; см. 2 Кор. 10:1). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:28-30).

Кальвинисты пытаются сделать Божье избрание человека причиной человеческого избрания Бога, однако Слово Божье учит нас тому, что мы предвечным образом «избраны по предведению Бога» (1 Пет. 1:2). Стало быть, Бог предвидел нашу веру и на этом основании сделал нас избранными для спасения. Только таким образом можно понять существование смысла в призыве Божьем людей к спасению. Стало быть, те, кто веруют, и являются теми, кого Бог избирает для спасения.

Сам тот факт, что избранный обязан принять спасение посредством принятия Божьего призыва, говорит в пользу условности избрания. Например, «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Каким же образом следует понимать слова «слушаться» и «соблюдать»? Означает ли это то, что условиями избрания становится наша заслуга? Некоторые тексты Ветхого Завета позволяют сделать такое заключение, однако во свете полноты новозаветного Откровения мы видим, что это было не так даже в ветхозаветную эпоху.

1.3. Условия избрания

Условием избрания является, конечно же, не дела, или заслуги, а волевое согласие быть освященными Господом (Лев. 21:8; 1 Пет. 3:15). Это подразумевает наличие у избираемого смирения и полной зависимости от Господа. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:8-9). «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:11). «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп. 4:5).

Поэтому, чтобы стать избранным к спасению, нужно ответить своим согласием на Божий призыв: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29). «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21). Одним словом, человеку нужно смириться перед Богом, признав проблему своей вины (покаяние) и поверив в Его способ ее разрешения (вера). «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). Это и означает личную ответственность человека в том, чтобы верою «прибегши взяться за предлежащую надежду» (Евр. 6:18).

1.4. Возможность отпадения от избрания

Условный характер избрания доказывается теми случаями, когда избрание отбиралось у однажды избранных людей (священников, левитов, царей и пророков). Так, Господь избрал семейство Илия (1 Цар. 2:27) быть священниками (1 Цар. 2:20), но неверность сыновей Илия аннулировала их избранность. Вследствие этого Бог решил призвать другого священника, который был бы Ему верен во всем (1 Цар. 2:35). Нечто подобное имело место и среди избранных левитов (1 Пар. 15:2; 2 Пар. 29:11; Втор. 18:5; 21:5). Еще при Моисее два Богом избранных священника, сыновья Аарона, Надав и Авиуд (Исх. 28:1) принесли «чуждый огонь» на жертвеннике Божьем и были наказаны за это смертью (Лев. 10:1-7). В свете общебиблейского представления о цели Божьего наказания как исправлении и побуждении к покаянию (Евр. 12:9-11), мы можем утверждать, что они не раскаялись в содеянном, а потому и не получили возможности исправить свое хождение перед Богом и сохранить за собой свое избранничество.

Хотя для левитского служения было избрано целое племя Левиино, Господь лишил этого права отдельных священников, когда они оказались неверными Ему. Например, Господь наказал левита Корея, когда тот восстал против Моисея и Аарона (Числ. 16). Наконец, подобное положение вещей характеризует избрание царей. Так, Самуил использует термин «бахар» (выбирать), называя Саула тем, «кого избрал Господь» (1 Цар. 10:24). Однако, в Новом Завете говорится о том, что Бог был вынужден «отринуть его» (Деян. 13:22), явно не по Своей воле, а из-за неверности самого Саула (1 Цар. 15:19, 23, 28, 35). Давид объявляет Соломона своим наследником, избранным Богом (1 Пар. 28:5; 29:1), однако потомки Соломона не унаследовали престола своего отца за его личные грехи перед Богом (3 Цар. 11:9-13).

Среди пророков было меньше отступников, поскольку они большей частью были гонимы за свою верность Господу, так что у них часто не было возможности расслабления. Тем не менее, некоторые из отступивших от Бога царей были одно время и пророками, например, Ахав или Соломон. Однако пророк Валаам, некогда разговаривавший с Богом, позднее отступил от Него, купившись на мзду царя моавитского Валака (Числ. 22-24; 31:8, 16; Втор. 23:4; Неем, 13:2; 2 Пет. 2:15; Откр. 2:14). Валаама невозможно считать ложным пророком, поскольку он не только получал истинные откровения от Бога, но даже знал Его тайное имя – Яхве (Числ. 23:8 в оригинале). Тот факт, что пророк Валаам упомянут вместе с левитом Кореем в тексте Иуд. 11, говорит об универсальном характере принципа условности избрания.

Поскольку дар Божий следует «возгревать», чтобы первая любовь к Господу не «охладела», существует необходимость «утверждения» верующих в том, что они уже имеют: «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22; ср. Лк. 1:4; 22:32; Деян. 2:36; 15:32, 41; 16:5; 18:23; 1 Пет. 5:9-10; Рим. 1:11; 4:2; 1 Кор. 15:58; 16:13; Еф. 3:18; Кол. 1:13; 2:7; 1 Фес. 3:2; Евр. 3:6, 14; 4:14; 11:23; Откр. 3:2; об опасности не делать это см. Мк. 4:15-19; Иак. 1:8; 2 Пет. 2:14; 3:16-17).

Апостол Петр призывает именно верующих людей такими словами: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10-11). Стало быть, дарованное Богом избрание нужно хранить также и самому человеку, «стараясь делать твердым свое звание и избрание».

1.5. Ответственность избрания

Избрание Божье давало не только определенные привилегии, но и ответственность, причем не только в вопросах служения, но и спасения (Лев. 11:45; 20:7-8, 26; Пс. 104:43-45). Поэтому Господь постоянно призывает Свой народ нести ответственность, унаследованную в результате такого положения. Пророки (например, Ам. 3:2; 9:7) постоянно напоминали израильскому народу, что под Его избранием подразумевается праведность: исполнение Божьей воли и проявление таких добродетелей, как послушание, справедливость и сострадание. Избрание не давало никакого одобрения всего того, что делал израильский народ, но взыскивало с него за его грехи.

Подобные же предостережения даны и новозаветным верующим: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12-13). Повеление уже избранным хранить в чистоте свои одежды говорит против безусловного характера Божественного избрания не только до уверования человека, но и после него. Стало быть избрание несет в себе не только привилегии, но и ответственность, не только права, но и обязанности. За правильное его использование человеку предстоит отвечать перед Богом.

 

2. Библия о способе избрания

Библейский способ избрания людей к спасению не состоит лишь в том, что Бог выдвигает людям определенные требования, а Сам просто созерцает, как люди смогут с ними справиться, пребывая в условиях сильных искушений со стороны врага душ человеческих, лежащего во зле мира и собственной плоти человека. Нет, Бог не просто требует и ждет, когда же сам человек выполнит предъявленные ему условия спасения (избрания). Он помогает человеку выполнить эти требования, при этом действует Он посредством непринудительных мер, не силой, а убеждением, не принуждением, а «влечением». Одним из этих непринудительных способов воздействия на людей, т.е. оказания им помощи со стороны Бога, является Божественный призыв к ним, предпринятый с той целью, чтобы они стали последователями Христа.

Обращение к людям спасительного призыва или приглашения спастись свидетельствует об обоюдном характере избрания Божьего: Бог избирает человека, и человек избирает Бога. Конечно, Божьи действия опережают действия человека, однако не определяют их безусловным образом. Бог не скрывает от человека знание о составе и характере условий спасения, а также не удерживает от него помощи, необходимой для произведения его отклика на эти условия, т.е. Бог обеспечивает саму возможность выбора человеком спасения. Человек же избирает Бога, откликаясь верой и покаянием на это предложение Божье.

Примечательно, что спасительные взаимоотношения между Богом и человеком нельзя рассматривать как правовую сделку, т.е. куплю-продажу, поскольку Бог ожидает от человека проявления не заслуг, а нужды в Божьей заслуге. Бог выдвигает в качестве условий для избрания не дела человека, а его потребность в Божьих делах. Эта потребность выражается в двух библейских условиях: в покаянии и в вере. Однако, человек должен быть уведомлен о существовании этих условий и получить необходимую помощь для правильной реакции на них, поэтому нам нужно рассмотреть вначале Божью сторону вопроса избрания, а потом уж человеческую.

2.1. Призыв Бога: Откровение Божье и «просвещение» от Духа Святого.

Божественный призыв к людям имеет две составляющих: Откровение и «просвещение». Откровение Божье, содержащееся в наиболее полном виде в Библии, необходимо для уведомления людей в определенных духовных истинах, а «просвещение» от Духа Святого – для того, чтобы это Откровение было правильно понято и воспринято, несмотря на наличие различных помех и препятствий. Поэтому духовные истины мало услышать своими ушами, но нужно еще научиться их «слышать» своим сердцем. Иными словами, для понимания Божьих истин нужно прилагать определенные усилия воли: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

С помощью Общего (частичного, но доступного всем людям) или Особого (полного, но открытого лишь в новозаветную эпоху) Откровения Божьего Бог доносит до всех людей знание о существовании условий спасения (избрания). Бог ни от кого не прячет Своей вести спасения, но исторически некоторые люди не имели возможности услышать полноценной проповеди о Христе, поэтому они будут судимы посредством закона совести: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

Тем не менее, каждый человек на земле имеет дело либо с Общим, либо с Особым Откровением Бога. Разумеется, призыв со стороны Особого Откровения исключает необходимость реагирования на Общее, поскольку первое несет более совершенное познание о Боге и человеке, чем второе. От реакции конкретного человека на то Откровение, которое Бог даровал ему познать, будет зависеть решение вопроса его спасения или избрания. «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2).

При этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что Бог иногда одним людям посылает Свое Откровение раньше, чем другим, да и одному и тому же человеку Он может послать его в то или другое время. Это зависит от готовности самого человеческого сердца воспринять Божье Откровение или проповедь Евангелия, что хорошо объясняет, почему некоторые люди, слыша одну и ту же проповедь, веруют, а другие – нет (Мк. 4:20). Бог, конечно, может лишить проповедников возможности нести Его слово определенным людям, но это происходит лишь временно, т.е. до тех пор, пока сами люди не созреют для восприятия Его слов (напр. ср. Деян. 16:6 с Деян. 20:18).

Наконец, всем людям была предоставлена в распоряжение т.н. «предварительная» благодать (Пс. 18:2-7; 138:7-12; Еккл. 3:11; Матф. 5:46-47; 7:11; Иоан. 1:9; 6:44-45; 16:8; Деян. 10:34-35; 14:17; 17:27-29; Рим. 1:19-21, 32; 2:4, 9, 14-15, 27; 10:18; 2 Фес. 2:7), благодаря которой свобода воли падшего человека, по крайней мере в пределах его «внутреннего человека» (Рим. 7:18-19), не прекратила своего существования (Быт. 4:7; Матф. 7:11; Лук. 23:50-51; Деян. 5:4; 10:35; 1 Петр. 3:15; 1 Кор. 6:12; 7:36; 9:17; 2 Кор. 8:17; Кол. 2:18, 23; Фил. 1:14; 1 Тим. 3:7; Евр. 10:23; 12:10).

Подготовительную роль «предварительной» благодати можно проиллюстрировать нижеследующим примером. Жителям городов хорошо известна ситуация малочисленности пассажиров на начальных или последних остановках маршрутов движения общественного транспорта. Видя нескольких пассажиров на таких остановках, водители, как правило, ожидают от них выражения готовности сесть в подъезжающий транспорт. Если этой готовности, выражающейся чаще всего в простом приближении к краю остановки, никто из пассажиров не проявляет, водители воспринимают это как повод думать, что пассажиры ожидают другой номер «маршрутки». Поэтому, лишь слегка притормозив, «маршрутки» проезжают мимо стоящих на остановке пассажиров, среди которых нередко бывают и простые зеваки. Если пассажир отвлекается от дороги, он может легко пропустить свой номер «маршрутки» только потому, что не проявил готовности ее встретить должным образом. Лишь иногда какой-либо совестливый водитель, видя явную рассеянность пассажира, может, притормозив, подать сигнал, активизируя его внимание.

Подобным же образом ведет себя «предварительная» благодать: если внимание человека полностью поглощено земными вещами, она привлекает его внимание к вещам духовным, чтобы он обрел возможность отреагировать на их появление с готовностью. Разумеется, способность самого пассажира войти в приближающийся транспорт сохраняется за ним в любом случае, заметил ли он его или прозевал, но вот реально воспользоваться Божьим спасением может лишь внимательный и соответственно подготовленный к встрече с ним человек. Поскольку же к духовным вопросам все люди проявляют весьма малое внимание, в обязанности «предварительной» благодати входит подать сигнал о приближении к ним возможности принять спасение. При этом среди извещенных о приближении возможности спасения людей-«пассажиров» могут находиться как те, кто воспользуются ею, так и те, кто отвергнуть эту возможность. Стало быть, конечный результат зависит и от «предварительной» благодати и от желания самого человека воспользоваться ее возможностями.

Таким образом, способность правильно понять (Откровение) и воспринять («просвещение») Божий призыв зависит как от Бога, так и от самого человека. Иногда, один и тот же человек в одно время не верит одним и тем же словам Божественного призыва, а в другое время – принимает их верою. Иногда же, его реакция на Слово Божье зависит от степени Божьего «влечения», усиленного в свою очередь по ходатайственным молитвам других людей. Последнее объясняет, почему некоторые люди приходят к Богу через посредство определенного чуда, например, Корнилий, апостол Павел (Савл) и другие, тогда как большинству людей эта возможность не предоставляется. Таким образом, все люди рано или поздно, но имеют минимум познаний о существовании Бога (Рим. 1:19-20) и моральных требований совести (Рим. 2:14-15), а также достаточное для их правильного восприятия «просвещение» или «влечение» от Духа Святого (Ин. 1:9; 6:44; 12:32; 16:8; Рим. 2:4).

2.2. Отклик человека: покаяние и вера.

Писание определяет два условия спасения, соответствующие духовным потребностям самого грешника: покаяние дарует ему прощение грехов, а вера – силу для новой жизни. Чистота совести и обладание силой для борьбы со зломэто как раз то, чего нам всем не хватает. Получается, Божье спасение не только не лишает нас настоящих благ жизни, а, напротив, дарует их нам.

Божье предложение спасения решает сразу две наши проблемы: проблему бессмыслия и проблему бессилия. Мы не знаем, ради чего нам стоит жить, страдать и бороться в этом мире, т.е. какой благородной цели посвятить свою жизнь. Но даже то немногое, что мы знаем об этом, мы не можем исполнить, как следует, т.е. живя правильно и по совести. И вот теперь мы знаем, что Бог может решить эти две величайшие проблемы в нашей жизни. И это можно сделать, принеся Ему лишь покаяние и веру. Каковы же их признаки?

Вера, означающая «доверие», имеет три признака:

Совершенно очевидно то, что от Бога происходят все условия проявления человеком его веры (см. Деян. 3:16), однако нельзя сказать, что Бог верит вместо нас. Несмотря на усилия Бога укрепить нашу веру, нечто из ее проявления находится в исключительно нашей ответственности. В данном случае происходит то же, что и с нажатием на кнопку лифта: само это действие не поднимает человека на 100-й этаж, но условий для этого поднятия, разумеется от самого этого действия человека независящих, много. Т.о. в проявлении веры остановка может быть лишь за человеком, но не за Богом, Желающим спасение всем и каждому (Мф. 11:28; Мк. 16:15; Ин. 1:29; 3:16-17; 12:32; Деян. 4:12; 2 Пет. 3:9; 1 Ин. 2:2; Рим. 10:12,18; 11:32; 14:15; 1 Кор. 8:11; 2 Кор. 5:15, 19; Флп. 2:6-11; 1 Тим. 2:4, 6; 4:10; Тит. 2:11; Евр. 2:9, 15; Откр. 22:17).

Веру как условие спасения нельзя путать с делами как признаком спасения, хотя из-за того, что это условие постоянно, оно также принимает на себя и функцию признака. Тем не менее, вера является как признаком спасения, так и его продолжающимся во времени условием, в то время как дела - лишь признаком, но не условием. Пояснить это можно еще и так: дыхание есть и признак жизни, и его условие, но движение - всего лишь признак. Если человек лежит недвижимо, но дышит, он еще не умер, хотя и не может что-либо делать. Такова разница между верой и делами.

В Писании есть немало просьб к Богу об укреплении или возрастании веры и покаяния (Мк. 9:24; Деян. 16:5; 2 Пет. 2:14; см. также: Деян. 14:22; Еф. 6:10; Флп. 4:13; Кол. 1:11; 2:7; 1 Фес. 5:4; 2 Тим. 2:1; Евр. 13:9), однако в нем нет ни одного случая о том, чтобы люди призывались Богом просить у Него покаяние и веру. Поскольку Бог не может насаждать веру помимо воли человека, Он предлагает ему самому выбрать ее сознательно (Рим. 10:8; Ин. 10:37-38; Втор. 30:19; Нав. 24:15). Следовательно, Бог избирает Себе людей через выставление им определенных условий спасения, а люди своим согласием присоединяются к числу избранных (Мф. 20:16; 22:14; Лк. 14:24). Таким образом, верующие в личном смысле избраны Богом к спасению на основании предвидения их веры (1 Пет. 1:1-2).

Покаяние означает «перемену образа мышления» и включает в себя три аспекта:

1) признание себя грешником, неспособным к оправданию, т.е. осуждение своего греховного поведения;

2) отречение от греха собственной волей;

3) обращение к Богу за помощью в борьбе с ним.

Будучи постоянным по своей природе, покаяние является не событием или моментом переживания, а состоянием духа, так сказать состоянием полной зависимости от Бога, надломленности своего "Я" или сокрушения духа. Постоянное покаяние должно быть обычным явлением в жизни христианина, поскольку Дух Святой постоянно указывает нам на наши провинности. До тех пор, пока Он обличает нас, мы и должны каяться.

Очевидно, что покаяние - это не одностороннее действие Божьей благодати, поскольку каяться надо не Богу, а человеку. В этом смысле покаяние, подобно вере, является смиренным ответом грешника на обличающее действие Духа Святого. Стало быть, его также невозможно считать делом или заслугой в вопросе получения спасения в дар. Покаяние есть также реакция на обличение Духа Святого, поэтому оно проявляется совместно с верой в Божье Откровение, Общее или Особое (2 Цар. 12:1-14; Иона 3:5-6).

Божья помощь в произведении человеком истинных покаяния и веры заключается в том, что «благость Божья ведет грешника к покаянию» (Рим. 2:4), однако эта помощь все же рассчитывает на собственное желание человека раскаяться (2 Пет. 3:9). Иными словами, Господь лишь помогает человеку раскаяться и поверить, а не дарит их ему полностью и безусловно. Именно по тому, что покаяние и вера находятся в ответственности человека, Бог вправе спрашивать за нежелание людей раскаяться и поверить Ему.

Итак, как и в случае с верой, покаяние необходимо для прощения, а значит и для спасения. Стало быть, вопрос применения спасения есть дело синергическое: Бог и человек совершают его одновременно, идя друг другу на встречу. Дух Святой через совесть и Слово Божье обличает человека в его греховности, а человек реагирует на них покаянием и верой. Покаяние (Мк. 1:4; Лк. 3:3; Деян. 2:38; 3:19; 22:16; Иак. 4:8; 1 Кор. 5:7; 2 Кор. 7:1, 10; Тит. 2:11-14; Евр. 5:25-27) и вера (Ин. 1:12; Деян. 16:31; 26:18; 1 Пет. 1:9; Откр. 3:20) являются условиями спасения, посредством которых человек соединяется со Христом. Это соединение с Христом происходит в нашем сердце двояким образом: (1) через согласие с Божьим приговором (покаяние) и (2) через доверие себя Божьей милости (веру). Это два шага к Богу, которые Бог вместо нас не совершит. Да, Он будет помогать нам их совершить, но никогда не сделает их вместо нас.

Спасение – это состояние любви и дружбы с Богом, установление и поддержание близких взаимоотношений с Ним, но не процесс, тем более накопления каких-то добродетелей или веры, покаяния, знания или т.п. Однажды вступив в эти отношения, человек сразу же получает все блага спасения, а не рассчитывает их получить когда-то позже. Он сразу же верой начинает питаться духовной пищей и поэтому становится причастником вечной жизни до тех пор, пока продолжает таким образом питаться. Таким образом, в спасительное состояние входят верой и покаянием, а выходят из него неверием и ожесточением.

 

Заключение

В нашем исследовании вопроса избрания мы установили, что в Новом Завете он тесно сопряжен с вопросом спасения, которое получается человеком в дар при выполнении двух условий спасения: покаяния (Мф. 9:13; Мк. 6:12; Лк. 24:47; Деян. 17:30; 26:20; 2 Пет. 3:9; Рим. 2:4; 2 Кор. 7:9-10; 12:21; 2 Тим. 2:25) и веры (Мк. 16:16; Ин. 3:15-16; 6:47; Деян. 16:31; 1 Пет. 1:5,9; Рим. 1:16; 10:9; Еф. 2:8; 2 Фес. 1:10; 2:13; Евр. 10:39).

Итак, каким же образом человеку можно стать избранным Богом? Для этого ему нужно приложить необыкновенное усилие, на которое способны лишь мужественные люди, а именно: передать бразды правления своей жизнью в руки Бога. Для этого, разумеется, ему придется отказаться от своей гордыни, признав себя нуждающимся в прощении грешником, и попросить Бога войти в его жизнь, взяв ее под Свой контроль.

Иными словами, для того, чтобы стать избранным Богом, человеку нужно просто капитулировать перед Богом, т.е. отказаться от борьбы с Ним. Бог не любит гордецов, Он ценит только искреннюю дружбу. Ему нужны не дела, не заслуги, не способности, а только любовь – любовь в ответ на Собственную Любовь, которую Он доказал, простив грехи всех людей и подав им руку примирения. Он вполне достоин их любви.

В Его Слове написано: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:20-21). Конечно, для Бога важны не сами наши дела, а лежащее в их основании чувство «ненависти» по отношению к свету или к тьме. Стало быть, все зависит от нашей личной привязанности либо к святости, истине и добру, либо к греху, лжи и злу.

Если ты по-настоящему любишь правду, то ты не станешь стыдиться «обличения» своих грехов. Нет-нет, Бог не станет тебя снова обличать, а только ты сам. То, что сделает с тобой Бог после этогоэто простит твои грехи по Своей великой к тебе любви. Эту любовь невозможно заслужить. Ее можно только принять в дар и только в ответ на собственную любовь. Поэтому, мой друг, решай сам: любить ли тебе Бога и Его святость, или же себя и свой грех. Тебя от спасения отделяет лишь привязанность к греху. Разорви эту порочную цепь – и ты сразу же окажешься в руках Совершенной Любви!

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки