Дэн Корнер

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ГАЛАТОВ

(Осторожно — «Мессианские иудеи»!)

Мессианские иудеи

Один из самых сложных вопросов в новозаветном христианстве касается нужности или не нужности обрезания язычников для их спасения. За этим вопросом следует вопрос о том, нужно ли христианам соблюдать иудейские праздники и субботы, а также кашрут — законы о чистой и нечистой пище, как в дни Моисея. Этой теме был посвящен не только собор в Иерусалимской церкви (Деяния 15), но и различные отрывки книг Нового завета, которые были написаны апостолами для устранения серьезной проблемы с этим ложным учением.

К сожалению, в наше время те же самые виды пагубного учения, вызвавшего панику в ранней Церкви, вновь стали популярными, и многие христиане опять оказываются обманутыми.

Кто-то из них, возможно, был привлечен в такие еврейские “христианские” общины, считая, что традиционным христианам многого не хватает, и надо что-то делать, чтобы исправить это положение. Находятся и те, кто пользуется наивностью и невежеством людей в понимании Библии.

Совершенно справедливо отвергая ложное учение о вечной безопасности, некоторые из этих общин, к сожалению, в то же время преувеличивают значение закона Моисея. Получается и так, что люди, желая найти здравую церковь, отвергающую доктрину о вечной безопасности, оставляют кальвинистско-баптистские церкви, но попадают в сети другого обмана.

Сегодня ложные общины могут называть себя «Мессианское восстановление», «Священное Имя», «Древнееврейский Корень» или другими подобными названиями, превозносящими ветхозаветное иудейское поклонение, праздники, обычаи и т.д. Они также выделяют и превозносят Тору (первые пять книг Библии), и нередко настаивают, будто бы Новый завет был первоначально написан на иврите.

Один из их сайтов в интернете, подчеркивая приоритет Торы для нас сегодня, заявляет следующее:

«Поскольку Библия написана евреями, очень важно понимать их древнюю культуру и узнать многие уникальные еврейские слова, выражения и идиомы, находящиеся в Писании».

Акцент на еврействе — отличительный признак иудействующих общин, который они выставляют напоказ, чтобы отделить себя и поставить выше других. Они учат, что знание иврита крайне важно. Но если бы это было так, возникает вопрос, почему новообращенные из язычников христиане не были этому научены от учеников Господа после того, как были спасены в Новом Завете?

Складывается впечатление, что мессианские иудеи недооценивают Писания Нового завета, особенно главу 10 из книги Деяния. Они часто произносят имя Мессии как «Иешуа», а в некоторых группах открыто исповедуют, будто бы имя «Иисус» языческого происхождения и означает богохульство. Вот письмо, которое мы получили:

«У меня был разговор с мессианским иудеем, который утверждал, что имя «Иисус» является производным от имени Зевса. Хотя мне не предоставили источник, откуда они взяли эту информацию. Они сказали, что я могу найти этому подтверждение, спросив любого, кто знает греческий язык. Но я сам знаю греческий, и Иисус никак не связан с Зевсом, как бы они это не объясняли».

[Отметьте, пожалуйста, что написанное по-гречески имя Мессии при транслитерации на русский язык звучит как «Иисус», и, следовательно, не может быть языческим. Очевидно, что некоторые из мессианских иудеев безосновательно утверждают, что «Иисус» означает «сын Зевса».]

Кроме того, они похожи на адвентистов седьмого дня, соблюдая субботу и нападая на воскресный день как на замену, которая произошла, якобы, в IV веке. Они учат, что надо соблюдать субботу, хотя сами не соблюдают эту заповедь так, как это заповедано Израилю (как и адвентисты седьмого дня не соблюдают)!

Вот еще одно письмо, которое мы получили относительно этого иудейского заблуждения:

«У меня есть друг и сотрудник, который попал в движение “Мессианских иудеев” и теперь обращается к нашему Спасителю только по имени «Иешуа». Он и его семья начали соблюдать все иудейские праздники, законы о пище и другие ветхозаветные установления».

Я рад, что, когда я призвал имя «ИИСУС», я был спасен!

Иудействующие любят подчеркивать, что ученики Иисуса соблюдали субботние правила и постановления, например, описанные в Евангелии от Луки 23:56, но они никогда не признают истину, что христианство тогда находилось в переходном периоде перемен, которые утверждались постепенно все больше и больше, особенно в Деяниях 10, когда еврей Петр получил трехкратное сообщение с небес о его ошибочном мнении о язычниках:

«И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деяния 10:10-16).

Петр правильно понял, что его видение означало следующее:

И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деяния 10:28).

Петр узнал через эти видения нечто такое, чего он прежде не знал, но что вело людей к спасению. Чудесное обращение язычников, Корнилия и его домашних вызвало критику в адрес Петра со стороны тех, кто соблюдал закон Моисея:

«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо. И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом [того] человека. Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния 11:1-18).

Петру потребовалось пережить и объяснить этот опыт, чтобы привести евреев того времени к истине, что Бог позволил и необрезанным язычникам обрести спасение через покаяние и веру в Иисуса Христа.

Невежество и предрассудки ранних евреев-христиан по этому пункту по отношению ко всем неевреям (язычникам) начали изменяться:

«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деяния 11:19-23).

Затем мы читаем о ключевых событиях, приведших к важному Собору в Иерусалиме:

«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деяния 15:1, 2).

Ложное учение о необходимости обрезании для спасения навязывалось тем, кто уже был спасен. Они хотели, чтобы христиане из язычников обрезывались, имея в виду, что послушание закону Моисея необходимо для спасения.

На Иерусалимском Соборе присутствовали лжеучители и они выразили свою ересь такими словами:

«Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деяния 15:5,6).

Обратите пожалуйста внимание: учившие ложным доктринам о законе Моисея были верующими, то есть, принявшими верой жертвенную смерть Иисуса Христа, Его смерть и воскресение, но делали опасный и не евангельский акцент на законе Моисея, так же как это делают и некоторые люди в наши дни.

 

Отречение Петра

Петр повторил на этом соборе, что произошло с Корнилием, и открыто озвучил свои выводы о ложном и опасном учении иудействующих:

«По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян 15:7-11).

 

Искушение Бога

Петр сказал, что ложное учение об уверовавших из язычников, обязующее их соблюдать закон Моисея, было фактически искушением Бога. Затем такое учение он противопоставил спасительной благодати. Следовательно, Петр объединяет усилия с Павлом и Варнавою (Деяния 15:1,2), чтобы бороться против этих опасных учений, защищая уже спасенных людей.

Когда Петр закончил свое выступление, Варнава и Павел рассказали про свой похожий опыт среди язычников. Затем Иаков, который председательствовал на соборе, дал свое решение:

«Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15:19-21).

Обратите внимание: единственное, что христиан из язычников должно волновать, это чтобы воздерживаться от оскверненного идолами, от блуда, от мяса удавленных животных и от крови.

Иными словами, христиане из евреев, которые присутствовали тогда на том же соборе и написали подавляющее большинство книг Нового завета (Петр, Павел и Иаков) никогда не сказали ни одного слова о необходимости язычникам соблюдать иудейские праздники, субботу, законы о пище, обрезании и т.д. Они выступили фактически против всего этого, оставив лишь вышеуказанные требования. Сей факт является неопровержимым доказательством того, что Святой Дух, руководящий и направляющий их — совсем не та же самая движущая сила общин еврейского «мессианского движения». Послание 15 главы книги Деяния на самом деле совершенно иное. Оно сокрушительный удар по богословию иудействующих.

Хотя последователи мессианских иудеев верят, что Иисус является Спасителем, весьма опасна их непреклонная приверженность ветхозаветным учениям, которые были отменены, особенно в Деяниях 15 и в послании к Галатам. Этим учениям следует решительно противостать так же, как противостали им апостолы Господа в первом веке христианства.

Я читал у одного из иудействующих мессианских учителей, что спасение — это конечно, бесплатный дар, и мы спасены по благодати, но после того, как мы спасены, мы должны проявлять повиновение; и частью этого повиновения является соблюдение иудейских праздников, субботы, законов о чистой и нечистой пище и т.д. Если же кто-то не повинуется этому, тот якобы теряет свое спасение или показывает, что его вера мертва и не является спасительной верой.

Верно, что настоящий христианин может потерять спасение, однако никто никогда не найдет в Новом Завете, что это может произойти из-за несоблюдения субботы, иудейских праздников или законов о пище. Более того, никогда и ни в одном перечислении грехов в Новом завете нет указания, что кто-то за это попадет в ад. См. Откр. 21:8; 1 Кор. 6:9,10; Гал. 5:19-21; Еф. 5:5-7; Мар. 7:20-23; и др. Пожалуйста, помните эту важнейшую истину.

 

Иное евангелие

Шокирующая правда состоит в том, что некоторые из тех, кто в прошлом уверовал в Иисуса и родился свыше, в Галатии соблюдали закон Моисея и пытались оправдаться таким образом. Таким образом, они лишились благодати, и Христос, к сожалению, не принес им никакой пользы:

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:2-4).

Это предупреждение Павла было направлено христианским церквам в области Галатия (в Антиохию, Листру и Дервию, Иконию), относительно спасения. Ранее Павел учил:

«Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:15,16).

Он также открыто учил, что учение иудействующих было иным евангелием:

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» (Гал. 1:6,7).

Прямой контекст этих слов был нацелен на людей, подчеркивающих необходимость соблюдения особых (иудейских) дней, месяцев, времен и лет (Гал. 4:10), еврейских обычаев (Гал. 2:14), закона (Гал. 2:16; 3:2-5; 3:10-12) и обрезания (Гал. 5:2-4). Это именно то, что есть у некоторых мессианских иудеев. Те же самые духи лжи возвращаются, чтобы быть причиной таких же недоразумений и сегодня.

Современные лжеучители, проповедующие эти доктрины, имеют те же заблуждения, которым противостояли Павел и Варнава, что привело к Иерусалимскому собору. Лжеучителями были евреи, которые знали правду об иудейских обычаях, праздниках и т.д., но последователи Господа выступили против их необходимости для верующих Нового завета.

В другой книге Павел писал:

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16).

 

Сам Иисус отменил Моисеев закон о пище

Законы о чистой и нечистой пище, о которых писал Моисей, впервые были отвергнуты самим Господом:

«И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища» (говоря это, Иисус сказал, что все продукты «чисты») (Марк 7:14-19).

Также прочитайте 1 Коринфянам 10 гл. и Римлянам 14 гл., чтобы увидеть, что ранние христиане не находились ни под одним Моисеевым законом о пище. Мы не говорим здесь о здоровье в нашу эпоху фаст-фуда и вредных пищевых добавок, но о пище как таковой с религиозной точки зрения. Согласно Писанию, христианин может теперь есть свинину, омаров, креветок и пр. Это неоспоримый факт, и это отличается от положения дел во времена Моисея, записанных в Торе. Теперь любая пища не оскверняет верующего и не является причиной, чтобы ему быть нечистым.

 

Верующие евреи ничем не лучше

Существует два типа евреев в Писании: 1) те, которые уверовали в Иисуса Христа и 2) те, которые не уверовали в Него. Те евреи, которые раскаялись и уверовали в Иисуса, для Бога ничуть не лучше язычников, сделавших то же самое:

Тайна заключается в том, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе» (Еф. 3:6).

Он искупил нас для того, «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14).

«Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:11-13).

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:28, 29).

«Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Таким образом, рождение евреем по плоти теперь ничего не значит в глазах Божьих, совсем не имеет значение родословная и заслуги предков. Евреи будут так же идти в ад, если не получат обрезание сердца, обратившись к Иисусу как Господу и Спасителю.

Все, отвергающие Иисуса Христа, отвергают и Бога. Иными словами, отвергающие Сына Божьего Иисуса евреи не имеют Бога, даже если они были особым и богоизбранным народом в Ветхом Завете:

«Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Иоанна 2:23).

Кроме того, все, кто ненавидит Иисуса, ненавидят и Отца небесного. (Иудеи ненавидели Иисуса настолько, что желали Его смерти, и их усилия привели к Его казни):

«Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Иоанн 15:23).

Хотя это факт, что отвергающие Иисуса Христа евреи не имеют Бога и ненавидят Бога, также соответствующим Божьей истине фактом является то, что евреи (как и все другие), отвергающие господство Иисуса Христа в своей личной жизни, находятся на дороге в ад и являются детьми дьявола.

Иисус Христос прямо говорил об этом отдельным представителям еврейского народа:

«Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн 8:33-44).

Религиозные иудеи, рожденные евреями по плоти, имели своим духовным отцом дьявола, хотя считали, что их Отцом был Бог. Их происхождение по плоти от Авраама не сделало их особенными, добродетельными или привилегированными Божьими детьми. Независимо от своего происхождения человек может стать дитем Бога только через покаяние и проявление доверительной и полной послушания веры в Иисуса Христа.

Иисус говорил евреям понятными и недвусмысленными словами. Заметьте, Господь Иисус никогда не учил, что евреи дети Божьи и избранные, какими они были в Ветхом Завете, благодаря одной только принадлежности по плоти семени Авраама (или обрезанию). И мы не должны учить этому.

 

Порождения ехиднины

В самом начале Нового завета мы видим разрушение ложной идеи, что грешащие иудеи избранные в глазах Бога, потому что они являются потомками Авраама. Иоанн Креститель был первым в борьбе с этим ошибочным и губительным мнением:

«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матфея 3:7-10).

Иоанн Креститель был евреем, но учил тому, что было Божьей истиной.

Павел писал:

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Галатам 3:26).

Кроме того, Павел, как и Иоанн Креститель и Господь Иисус Христос, ставили под вопрос мнение, что быть евреем путем рождения по плоти имеет какое-либо значение для спасения человека:

«Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Римлянам 2:28, 29).

«Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Римлянам. 9:6-8).

Верите ли вы, что не плотские дети суть дети Божии, но именно дети обетования рассматриваются как семя Авраамово?

Евреи преувеличивали значение обрезания, однако важен правильный его образ — обрезание сердца. Все, принявшие духовное обрезание сердца, — настоящие иудеи; а наследники Божьего обетования (евреи) не являются родными детьми, если не получили обрезание сердца:

«Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Галатам 3:7).

В отличие от Ветхого завета, в Новом Завете любой человек может быть дитем Авраама без обрезания по плоти, но по вере во Христа Иисуса. Эта жизненно важная христианская истина не так очевидна в Торе, как в посланиях Павла. Следовательно, библейский акцент для христиан должен ставиться на Новом Завете, из которого мы узнаем, чему учили Господь Иисус и Его апостолы:

«Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14).

Благословение, данное Аврааму, приходит к не-иудеям (язычникам, еллинам) через веру в Иисуса Христа. Происхождение по плоти не мешает и не помогает. Именно верой в Мессию Иисуса мы получаем обещанного Духа и становимся детьми Божьими. Не обманывайтесь теми, кто преувеличивает значение иудейских праздников, родословий, обычаев, субботы и пытается заставить вас соблюдать закон Моисея. Они силятся утверждать, что они похожи на первых христиан, но, как мы видим, они таковыми не являются.

 

Преимущества иудеев прошлого

Апостол Павел также ссылается на преимущества еврейского народа в прошлом:

«Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие» (Рим. 3:1,2).

«Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Римлянам 9:4, 5).

Ни одно из этих преимуществ не может изменить перечисленные выше факты о спасении. Кроме того, несмотря на все эти преимущества, факт остается фактом, что иудеи всё-таки убили Господа Иисуса и по-прежнему являются врагами Евангелия по своему учению и неверию:

«В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Римлянам 11:28, 29).

Верно, что писатели Библии (за исключением, вероятно, Луки), а также Мессия Иисус и Его апостолы были евреями по плоти, но верно также, что евреи убили Иисуса, гнали и убивали Божьих пророков, апостолов и в дальнейшем христиан. Неверующие в Иисуса иудеи не угодны Богу:

«Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2:14-16).

«И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться» (Деяния 10:39,40).

«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков» (Деяния 12:1-3).

Неверующие иудеи во времена ранней Церкви были богоненавистниками, отвергающими Христа, преследующими Христа врагами Евангелия. Они иногда совершали поездки за много миль для преследования Павла и не раз составляли заговор, чтобы убить его. Каков же был состав преступления Павла, что могло толкать иудеев к такой жажде его убийства? Павел послушался Бога и верно распространял весть спасения для евреев и язычников:

«Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать» (Деяния 26:20, 21).

 

Существенные отличия Ветхого Завета от Нового Завета

Было много важных изменений со времен Моисея до заключения Нового завета. Ниже приводится неполный список, который показывает превосходство важности изучения Нового Завета над изучением Ветхого Завета:

- Левитское священство было упразднено (Евр. 7:18-27)
-  Все истинные христиане являются частью царственного священства (1 Петра 2:9)
- Система жертвоприношений животных была упразднена (1 Петра 1:18,19; Евр. 10:1-4)
- Иисус — Агнец Божий, который берет на Себя грех мира и является одной на все времена жертвой за грех (Иоанна 1:29; Евр. 9:26; 10:10-14)
- Иисус теперь наш единственный Первосвященник (Евр. 4:14; 6:20)
- Новый завет выше Ветхого завета и основан на лучших обещаниях. К тому же, Ветхий завет устарел (Евр. 8:6-13)
- Иисус есть пасхальный Агнец (1 Кор. 5:7)
- Иисус расширил смысл прелюбодеяния, включив в его значение похоть сердца (Мф. 5:28,29)
- Иисус заявлял, что кто состоит в незаконном браке, тот прелюбодействует (Мф. 5:32; Марк 10:11,12)
- Иисус учил, что мы должны прощать людей, которые грешат против нас, чтобы наши собственные грехи были прощены (Мф. 6:14,15; 18:23-35)
- Слово «идолопоклонство» стало иметь расширенное значение и теперь включает жадность (Еф. 5:5-7; Кол. 3:5)
- Павел заявил, что благочестивым женщинам не должно носить золото, в отличие от времен Ветхого завета (1 Тим. 2:9 ср. Быт. 24:22; 24:30)
- В ветхозаветные времена те, кто грешил в половом отношении с мачехой, были предаваемы смерти, но теперь вместо этого их отлучают от Церкви (Лев. 20:11 ср. 1 Кор. 5:11-13)
- Ненависть приравнивается к убийству, по словам Иоанна (1 Ин 3:15)
- В Новом Завете водное крещение, которое не имело такого значения в Ветхом Завете (Мф. 21:25,26; Деяния 10:43-48)
- В Ветхом Завете физическое обрезание было чрезвычайно важным и тщательно соблюдалось, но сейчас не имеет никакого религиозного значения (Быт 17:9-14 см. Рим. 2:28,29)
- Дом Божий и Храм Бога в Ветхом Завете был созданным руками человека зданием, а теперь это физические тела христиан из плоти и крови (Судей 18:31; 1 Пар. 6:48 см. Евр. 3:6; 2 Кор. 6:16)
- В Ветхом Завете принимали присягу и клялись, а теперь клятва запрещена (1 Сам. 24:21,22 ср. Mт. 5:34-37; Иакова 5:12)
- В Ветхом Завете некоторые продукты питания считались чистыми или нечистыми, а сейчас так не считается (Лев. 11:47 ср. Марка 7:15-19)
- В Ветхом Завете можно было стать нечистым от прикосновения к мертвому телу, чего сейчас уже нет (Числ. 11:19 ср. Mк. 7:20-23)
- В Ветхом Завете лжепророка предавали смерти, но не так в наши дни (Втор. 18:20 ср. Mт. 24:10,11)
- В Ветхом Завете богохульника побивали камнями до смерти, но не в наши дни (Исх. 24:23)
- В Ветхом Завете нарушитель субботы был побиваем камнями до смерти, что не так в наши дни (Числ. 15:32-36)
- В Ветхом Завете все собрание должно было до смерти побить камнями нарушителя субботы, что так же не так в наши дни (Числ. 15:36; Иисус Навин 7:25)
- В Ветхом Завете суббота была специальным днем недели для отдыха, а теперь у нас есть выбор конкретного дня, чтобы почтить Бога (Втор. 5:12-15 см. Римл. 14:5,6)
- В Ветхом Завете Пасха была тщательно соблюдаема, а теперь Божьи дети не имеют таких правил для празднования (Исх. 12:14-20 см. 1 Кор. 5:7)

 

Другие ошибки и замечания

Есть и менее весомые ошибки у мессианских иудеев:

- Они говорят, что Новый завет был написан первоначально на иврите. Правда в том, что Новый завет написан на древнегреческом языке (койне), а не на иврите (с цитатами из древнегреческого перевода Ветхого завета — Септуагинты).
- Некоторые еврейские христианские богослужения проводятся в воскресенье.
- Пища сейчас не имеет никакого значения: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9).

 

Вопросы и ответы

ВОПРОС 1. Разве Mат. 5:17-20 нас не учит, что мы должны быть сегодня под законом Моисея?

ОТВЕТ: Этот отрывок утверждает, что Иисус не пришел отвергнуть или отменить закон и пророков, как некоторые могли тогда подумать. Вместо этого, Он выполнил их. Это, однако, не значит, что мы сегодня под законом Моисея, о чем неоднократно говорит учение Нового завета. (Некоторые заявлявшие, что мы сейчас не под законом Моисея, были евреями и они, вероятно, слышали Иисуса Христа лично говорившим слова, записанные в Mат. 5:17-20.)

 

ВОПРОС 2. Как вы можете объяснить Луки 23:56, ссылающееся на ранних христиан, если вы отвергаете еврейскую субботу?

«Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».

ОТВЕТ: Христианство тогда находилось в состоянии становления, процесс которого начался в Деяниях 10 гл. и далее. До этого времени, и даже до того, как Иисус умер за грехи каждого человека, ученики соблюдали субботний отдых. Христиане же, которые должны были бы делать то же самое, позднее открыто выступили против этого ветхозаветного установления, как уже рассматривалось выше.

 

ВОПРОС 3. Иисус Христос учил о Своем возвращении к ученикам в Mат. 24 и упоминал субботу. Почему, если мы не под ветхозаветными Моисеевыми законами и правилами?

«Молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимой или в субботу» (Мат. 24:20).

ОТВЕТ: Весь контекст отрывка начинается несколькими стихами раньше:

«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» (Мат. 24:15-20). Обратите пожалуйста внимание на географическое положение молящихся о том, чтобы бегство их было не зимой или в субботу — они находились в Иудее. Кроме того, нет ничего в этом стихе, что бы требовало от христиан веры в субботу и ее исполнение. Нам не дано особых подробностей о том, почему они должны были молиться таким образом. Возможно, неверующие иудеи будут преследовать верующих христиан больше в субботу. Мы точно не знаем! Но мы знаем, что иудействующие читают в этом стихе о чем-то, чего там нет, чтобы безосновательно поддерживать соблюдение субботы.

 

ВОПРОС 4. Если Павел действительно выступал против соблюдения закона Моисея, то почему мы читаем следующее:

«Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон» (Деяния 21:20-24).

ОТВЕТ: Павел вел себя таким образом, чтобы приобрести неевреев, когда был с язычниками, и чтобы приобрести евреев, когда был с евреями. Что касается последней ситуации, то она возникла, когда он будто бы был под законом, как Иудеи, хотя на самом деле не был:

«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20-22).

Апостол Петр тоже был еврей, который жил как язычник, а не как иудей:

«Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Галатам 2:14)

Павел жил не под законом, как иудеи, но сделался похожим на подзаконного иудея, чтобы приобрести иудеев. Если бы Павел жил по закону Моисея, он всегда жил бы по закону и никогда не смог бы измениться, даже когда был бы с язычниками (но это явно не наш случай).

 

ВОПРОС 5. Исаия 66:23 говорит о вечности, когда будут продолжать соблюдать новомесячия и субботы:

«Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь».

ОТВЕТ: Этот стих не говорит, что христианам надо соблюдать предписания о новомесячиях и субботах так, как указано в Торе. Он просто упоминает их для обозначения определенного периода времени. Более того, даже если он и говорит о соблюдении субботы и т. д., то контекст показывает на будущее, а не на наше время. Следовательно, этот текст Писания не поддерживает соблюдение субботы христианами.

 

ВОПРОС 6. Павел говорил, что он согласился со всем, что есть в Законе и что написано у Пророков:

«Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках» (Деяния 24:14).

«Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря» (Деяния 25:8).

«Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян» (Деяния 28:17).

Разве это не доказывает, что Павел практиковал законы о пище, соблюдал праздничные дни, субботу, поддерживал обрезание и т.д.?

ОТВЕТ: Нет, это не так. Если мы рассмотрим и другие места Писания, становится предельно ясно, что Павел не подразумевал, что он всё еще практикует обрядовые законы, кашрут и т.д,. как он это делал до своего спасения и как это было дано ветхозаветному Израилю. Его учения и действия явно отрицают такое предположение. Он говорил, что он поклоняется Богу, как следующий по Божьему пути, а не так, как фарисеи.

 

ВОПРОС 7. И Господь Иисус Христос, и апостол Павел ходили в синагоги, чтобы быть с иудеями, и ходили по субботам. Разве это не доказательство?

ОТВЕТ: Нет, это не доказательство. Причина, по которой Господь Иисус ходил в синагоги, была не только в том, чтобы сесть там и участвовать в обычных действиях, происходивших там. Он в синагогах учил и исцелял, что очень часто вызывало для Него известные проблемы.

Павел тоже ходил в синагоги, но делал это в целях передачи Божьей истины о Господе Иисусе присутствующим. (Другими словами, он шел туда, чтобы проповедовать.) Он никогда не ходил туда, чтобы просто принять участие в иудейском культе.

 

Заключение

Люди, возвеличивающие и практикующие Закон Моисея, заявляют, что якобы воссоздают раннюю Церковь, но на самом деле они глубоко обмануты и вводят в заблуждение своим ложным учением других.

Искренним людям, которые пытаются приблизиться к Богу, следует со всей ответственностью понять, что от них сейчас Бог ожидает. Только так они могут узнать об актуальных истинах, заповедях и богоугодном образе жизни: внимательно изучая весь Новый завет лично (а не просто доверяя какому-то другому человеку, который учит вас пониманию Нового завета). Читайте Новый завет сами и в соответствии с ним изменяйтесь. Отличия Нового завета от Ветхого значительны, но, к сожалению, многие не знают об их существовании.

В различных движениях мессианских иудеев с разными названиями не только происходит обкрадывание истины, но, что более опасно, имеется духовная опасность. Их акцент на ветхозаветных практиках наносит ущерб истинным христианам до такой степени, что некоторые из них, к сожалению, потеряли свое спасение, пытаясь оправдаться законом Моисея (Гал. 5:2-4). Эта проблема существовала и в первые века христианства, и сейчас она снова вернулась к нам под вывеской интереса к еврейству.

Да убережет наш Господь!

Перевод с англ. статьи Deadly Galatianism Reintroduced


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки