К. Сысоев

ОБ ОДЕЖДЕ

 

Прежде чем прочитать Слово Божие, мне хочется привести один пример. Когда-то, вы знаете, проповедовал брат Сперджен, через которого много благословений Бог дал народу Божьему. Когда он проповедовал в одном собрании, было много назидания. Вечером было объявлено, что брат Сперджен будет проповедовать в другом собрании, и многие туда поехали. И одна сестра тоже поехала туда, чтобы послушать проповедь. И после собрания подошла к нему и говорит: «Брат Сперджен, я вас слушала утром, вы говорили удивительное слово, а вечером ваше слово не было уже таким сильным. Почему так?» И он сказал: «Утром вы слушали Слово Божие, а вечером слушали Сперджена».

Братья и сестры, если мы сегодня собрались слушать Слово Божье, я думаю, мы будем сегодня назидаться. Если же мы собрались послушать кого-то из гостей-проповедников, - может быть, просто разочарованы будем.

Первое место из Библии. Книга Откровения, 3:5. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его».

Второе место Писания - Откровение, 16:15. “Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою...»

И еще. Откровение, 3:3, 4. «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны».

Братья и сестры, сегодня мы побеседуем об ОДЕЖДЕ, какое значение в нашей жизни имеет одежда. Связана ли она с внутренним состоянием нашего духа, души нашей, или это просто независимое наше положение, когда мы одеваемся, и мы можем сказать: «Лишь бы у меня внутри было хорошо». Одежда не играет роли, какая она, если у меня все хорошо внутри? Имеет ли это взаимосвязь или нет?

Прочитанные места Писания о какой одежде говорят? Какую одежду нам нужно хранить? Какую одежду нам даст Господь? Посмотрите, книга Откровение - это книга, говорящая о будущем, о будущем Церкви. И вот какое будущее: «Побеждающий облечется в белые одежды». И те, кто не осквернил одежды свои здесь, они будут ходить в белых одеждах. Слово Божие говорит: «Блажен хранящий свою одежду». Опять, братья и сестры, о какой одежде идет речь? Какую одежду мы не должны осквернять? Идет ли речь об одежде нашего внутреннего человека, или о внешней нашей одежде?

Впервые об одежде мы читаем в книге Бытие, и потом в каждой книге Священного Писания говорится очень много об одежде и внешней, и внутренней. И до самой книги Откровение говорится об одежде внешней и внутренней.

Автор одежды - Бог. Он первый сшил человеку «одежды кожанные». Человек попытался сделать одежду сам и мы знаем, что после грехопадения, он сделал себе опоясание. Но это опоясание ни его не удовлетворило, ни Бога. И когда он услышал голос Божий, он понял, что в такой одежде идти к Богу нельзя. Мы сразу, забегая вперед скажем, братья и сестры, как связана наша внешняя одежда с нашим внутренним состоянием. Человек, когда услышал голос Божий, обратил внимание, в какой одежде прийти к Богу, как прийти. Я помню, как одна сестра говорила, что когда она ходила на собрание, у нее были определенные одежды, и как и всякая девица знает свои наряды, особо как-то бережет их, приобретает их. «Но, - говорит она, - как я покаялась, первое, что я должна была сделать, я пересмотрела весь свой гардероб. Мне никто, - говорит, - не говорил, но я поняла, что мне будет стыдно в церковь прийти в такой одежде».

И вот человек услышал голос Божий. У него была одежда, он ее сам сшил, это было опоясание и почему-то ему было в этой одежде удобно, но до определенного момента, когда он услышал голос Божий: «Где ты?» Говорит: «Я скрылся и убежал». «Почему?» «Я наг»... Но ведь он уже имел одежду, прикрывавшую его наготу! Но это не та одежда. Он понял, что в этой одежде, которую он сшил себе, пред лице Бога нельзя прийти.

После того, как Бог беседовал с человеком, мы читаем Бытие, 3:21 «Сделал Бог Адаму и жене его кожанные одежды и одел их». Что это за одежды? Это не те одежды, которые рисуют в Детских Библиях, похожие на пещерные одежды первобытного человека. Братья, сестры, все, что Господь делает, Он все делает весьма хорошо и весьма прекрасно. Если человек умеет из кожи делать красивые одежды, мы можем представить, какие это были удобные, красивые одежды, которые сшил Бог. Эти одежды были удобны не только для тела человека, эти одежды еще о большем говорили. Они говорили о Божьей милости, о Божьем Слове, о Самом Иисусе Христе. Эти одежды, которые Бог сшил первому человеку, говорили о плане его спасения, Божьего спасения погибающего человечества, ибо эти одежды были сделаны после пролития крови. Была пролита кровь, была смерть агнца, и когда была пролита кровь невинного животного, из этой кожи Бог сшил одежду человеку. Как много говорила одежда первых людей! Она говорила о Божьей милости, о Божьем прощении, о Божьем плане спасения, о чудной вести, которую нес Адам в сердце своем и даже в одежде своей, весть о том, что Христос - Агнец закланный. Вот характер первой одежды.

Было сказано так человеку: «В день, в который ты вкусишь запретное, смертию умрешь». И что, умер человек в тот день? Наступила его духовная смерть, это разлука с Богом. Но Бог позвал его, Бог дал ему обетования: «От семени жены произойдет Тот, Кто поразит змея в голову», и когда мы с вам рассуждали о 3 гл. книги Бытие, вспомним, как поверил этому первый человек Адам. Как он принял эту весть, как он дал имя своей жене Ева, то есть Жизнь, Мать всех живущих, потому что поверил тому, что действительно от семени жены произойдет Тот, Кто поразит змея в голову.

У Бога один день, как тысяча лет, конечно же, и человек стал смертным. Но он не умер именно в этот день, потому что в этот день умер вместо человека агнец. Совершилась заместительная смерть, была пролита кровь и умер агнец. Вот так Господь сшил одежду первым людям.

Братья, сестры, как мы можем разделить и сказать, что это за одежда - внешняя или внутренняя? В этой внешней одежде было и внутреннее и внешнее. Наши одежды внешние, которые мы носим, они обязательно говорят о внутреннем. Обязательно. Они очень связаны с нашим духовным состоянием. И хорошо, чтобы наши одежды отличались.

Бог положил в одежде, которую дал первым людям, отличия мужчины от женщины, это не были одинаковые одежды. Если Бог установил отличия и создал первого мужчину, а затем сотворил женщину, то Бог не отказался от этого отличия. И мы читаем в книге Второзаконие 22:5 «На женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». В законе, который Бог дал народу Израильскому, Бог утверждает то, что Он от начала установил: «сотворил мужчину и женщину» и это различие Бог еще больше утвердил одеждой также. В книге Второзаконие Бог сказал, что мерзость пред Богом всякий поступающий так, когда нет отличия в одежде. Должно быть отличие мужчины от женщины.

Посмотрите, как интересно, мы видим историю человечества, и Бог одеждой отличил даже этнические группы, разные национальности. Если мы посмотрим на национальные одежды, мы сможем отличить европейца от азиата, даже украинцы от русских отличаются в форме одежды, народы Севера и народы Африки отличаются одеждой, Индии. Мы знаем как там одеваются, и как одеваются европейцы. Есть это отличие, обязательно. Какие-то особенности обязательно отмечает одежда.

И должна ли отличаться одежда христиан от мира? Разве мы можем сказать, что в этом вопросе Бог нам дал полную свободу, чтобы мы одевались так, как мы усматриваем сами, и, как некоторые говорят, никакой роли не играет, лишь бы внутри было? Обыкновенно же, что внутри, то выходит и наружу. Обязательно. Как говорят: «Что на сердце, то и на устах». Из сердца исходят злые помыслы, блуд, нечистота, и речь из сердца исходит. Внешнее все очень связано с нашим внутренним человеком и одежда много говорит.

Ну вот, братья, сестры, сегодня 51-е собрание за месяц и несколько дней, которые нам довелось быть здесь в Германии. Во многих уже собраниях были, многих друзей довелось видеть тут. Я хочу сказать, что характер церквей отличается тоже по одежде. Там, где больше святости, больше смирения, больше трепета перед Словом Божьим, одежда отличается от тех общин, где больше мирского, где больше связи с миром. Обязательно сразу же видно - это одного характера церковь, а это - другого. Одежда отличает. И как мы не говорим, что ничего в ней нет, есть, обязательно есть! По нашему внутреннему состоянию - и наша внешняя одежда.

Я часто вспоминаю как на одном бракосочетании подошла группа девушек-сокурсниц брата-жениха (он учился в университете) и говорят: «Мы желаем задать несколько вопросов». Задали вопрос по бракосочетанию, по семье, как Слово Божие смотрит на эти вопросы, потом говорят: «У нас есть еще один вопрос, только вы не огорчитесь за него?» Ну мы говорим: «Пожалуйста, задавайте». И говорят: «Вы знаете, мы знали куда мы шли, мы шли в церковь и мы оделись соответственно». Я смотрю - на них косыночки, длинные платья. Они говорят: «Мы понимали, что здесь церковь, - и показывают на хористов, - а они знали, куда они пришли?» Что можно было ответить?.. Только как-то скорбно стало на сердце.

Мы забываем, братья и сестры, куда мы пришли, мы иногда забываем, что мы дети Божьи, что мы отличаемся от мира совершенно, мы не принадлежим уже миру этому, мы принадлежим Богу. И всякий раз, когда мы одеваем нашу одежду, одеваем наших детей, первый вопрос, на который мы должны обратить внимание: «удовлетворит ли эта одежда Бога? Он - автор одежды. Как на эту одежду посмотрит Бог?» А потом уже второй вопрос: «Как эта одежда выглядит в глазах наших?» И уже третий вопрос: «Как эта одежда будет выглядеть в глазах других, в глазах народа Божьего, глазах мира? Как люди определят нас кто мы?»

Мне вспоминается, как-то мы с братом одним шли по городу, и встретили одну сестру, члена церкви, и смотрим, она идет, распустила волосы по плечам, у нас так не принято в церкви. Смотрю, у нее кольцо на руке... Ей сразу стало не удобно и она сразу говорит: «Вы знаете, я вот кольцо одела, чтобы мужчины не приставали». А брат говорит: «Вот интересно, волосы распустила, чтобы они обращали на тебя особое внимание, а кольцо - чтобы не приставали... Как это понять?» Ну и дал ей совет: «Ты знаешь что сделай, - говорит: - Есть отличие такое христианское, - покрывало, которое Бог установил для замужних. Вот ты возьми, подбери волосы, одень косынку и пойди. Не то что приставать, а десятой дорогой тебя обходить будут. И скажут: «О, баптистка пошла!»

Это и отличие, это и защита определенная. Здесь наш внутренний характер, наше отношение. О чем свидетельствует покрывало? О принадлежности и о власти мужа. Правда, есть разные взгляды на этот вопрос. Некоторые говорят: «А что если некоторые сестры просто полосочку здесь одевают на голову». И здесь все естественно: сколько власти мужа, столько там и внешне свидетельствует об этом сестра. Будет больше власти, она невольно и больше материала возьмет. Всё взаимосвязанно с внутренним состоянием. Когда мы внимательно посмотрим, то обязательно отметим: где полоску сестра имеет, или вообще не хочет носить, там нет власти мужа, там полностью власть ее.

Братья, сестры, одежда отличает возраста. То, что прилично в юности, не всегда прилично в старости. То, что прилично в детстве, не прилично в юности.

Конечно же, нам, христианам, не прилична и неряшливая одежда, неприлична крикливая одежда. Есть такое понятие у модельеров как «говорящая одежда». Посмотрите, люди мира этого и то установили, что одежда всегда что-то говорит.

Кто учился в школе, наверное, помнит, в каких одеждах ходили бояре. И такое даже понятие осталось: «Работать спустя рукава». То есть у бояр были длинные рукава, иногда до самой земли, и чем длиннее рукав, тем больше свидетельство, что у него есть много слуг, которые работают за него. Таким образом они свидетельствовали о своей состоянии.

Вы помните, как Христос сказал, что носящие пышные одежды находятся во дворцах. Это тоже свидетельство о принадлежности к какому-то сословию. Фарисеи увеличивали воскрылия одежд. Зачем? Чтобы показаться набожными, святыми, чтобы приписать себе какую-то честь и достоинство. Везде одежда связана с внутренним состоянием.

Когда смирялись люди, что они делали со своей одеждой? Вспомним случай с ниневитянами. Вы помните, что когда они смирились, они разодрали свои одежды. Или Ахав. Как глубоко он смирился! И это сразу отразилось на его одежде. Он разодрал одежду свою, одел вретище и посыпал пеплом голову свою, и Господь говорит Илии: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни». Как всё связано с нашим внутренним состоянием! Даже состояние одежды, как мы одеваемся, какой покрой одежды, связано также с тем, что в нас больше - Божьего или не Божьего. Мы заметим Божью сторону.

Одно из назначений одежды - это покрыть тело, покрыть наготу. И Господь всегда покрывает. Даже, помните, было сказано: «Был наг и вы одели Меня». Это Божий характер - одевать. Он одел первого человека, он дал первому человеку одежду. Вы посмотрите на характер других людей, которых мы позже коснемся. Как возвратился «блудный сын». Что первое сделал ему отец? Он сказал: «Дайте ему лучшую одежду!» В знак прощения он говорит: «Лучшую одежду дайте ему! Снимите эти вретища, пусть переменит одежды свои!»

А старший брат как поступил? Он не хотел видеть его в этих одеждах. Он внутренне снимал с него эти одежды, смотрел не как на покрытого отцовской одеждой, а смотрел и говорил: «Этот, который распутно вел свою жизнь, и вот ради него этот пир?» А тот уже был покрыт любовью отца, целованием отца и одеждой.

Исайе Господь говорит о Своем характере и о Своем отношении к людям в 61 главе: «Дух Господа Бога на Мне», и далее: «проповедывать лето Господне благоприятное... утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда». Дастся славная одежда, Бог покрывает!

Посмотрите теперь как делают люди. Иаков полюбил особенно сына Иосифа и отличил его сразу одеждой. Братья возненавидели брата и что сделали? Сняли одежду. Невидящий снимает одежду. Жена Потифара сняла одежду с Иосифа, его одели в одежды узника. И как только переменилось его положение, ему дали сразу другую одежду.

Братья, сестры, посмотрим еще в личном плане как происходит, когда мы одеваемся, каким духом мы прониклись. Если мы прониклись духом святости, одежда тоже носит такой характер целомудрия, святости, аккуратности.

Когда человек имел злого духа, что он всегда делал? Он срывал с себя одежду. И одержимые злым духом не ходили в одеждах. Этим самым дьявол, посмотрите, показывает, что он делает с человеком. Что он сделал с первым человеком? Он открыл его наготу, открыл глаза на его наготу, в такое положение ввел, и когда Бог покрыл его, дьявол не хочет, чтобы человек был таким, он хочет, чтобы он был мерзким пред Богом и перед людьми. И посмотрите, - одержимый срывает с себя одежды. А по отношению к другим? Вы помните, как один одержимый напал на сыновей Скевы? Что он с ними сделал? Он снял с них их одежды. Злой дьявольский дух снимает и с себя одежды, и с других. Божий Дух - содержит каждого в одежде и заботится об одежде других.

Вернемся, братья и сестры, к нравственному характеру одежды.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Сделал им одежды кожанные. Мы уже говорили о чем свидетельствовали эти одежды - о Божьем прощении. Адам и Ева вышли из Эдемского сада помилованными и прощенными. И когда Адам смотрел на жену свою, он видел, что она покрыта такой же одеждой, что и он, одеждой из кожи, за которую была уплачена большая цена, пролита кровь. Я думаю, Адам и Ева осознавали ценность этой одежды, они понимали, что здесь эта одежда говорит о милости Божьей, что они помилованы, и эта одежда говорит о цене. За эту одежду была уплачена чья-то жизнь. Авель принес жертву лучшую, чем Каин, жертву кровную. Им уже было возвещено о страдании и смерти Господа Иисуса Христа. Впоследствии каждый агнец закланный об этом возвещал народу Израильскому, о пришествии Иисуса Христа, что Он умрет.

Адам и Ева хранили эти одежды. Они передали ценность этих одежд детям своим. И Авель с трепетом тоже принял внутреннее значение этой одежды. Он тоже оделся в эту одежду, о чем засвидетельствовал тоже через пролитие крови агнца. Каин не нуждался в этой одежде. Он думал так: «Я не плохой перед Богом, я принесу Ему все лучшее от произведений земли, но я не нуждаюсь в прощении. Что я, грешник окоянный?» Авель же совсем по-другому принял эту внутреннюю одежду.

Прошло некоторое время, и мы читаем в 6:5 такое свидетельство: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».

Как же поступил человек с этой первой одеждой, которую Бог ему дал с обетованием Иисуса Христа Спасителя? Он не сохранил. Мы читали: «Блажен хранящий одежду». А он не сохранил и причинил скорбь Господу. Впервые сказано, что «Господь восскорбел», потому что человек так отнесся к той одежде, которую Бог сшил. Не многие сохранили эту одежду. Хранил эту одежду Енох, хранил Ламех, бережное отношение к этой одежде он передал сыну своему Ною, и Ной среди разложившегося того первого мира сохранил эту одежду и был введен в Ковчег Божий. После Ноя, мы знаем, как поступил Хам, а Сиф принял эту одежду и хранил ее. И так хранили только отдельные люди, до самого Господа Иисуса Христа.

Я напомню, братья и сестры, что мы с вами одеты в лучшие одежды. Мы в лучшие одежды одеты, чем ветхозаветные праведники. «Все вы, в Иисуса Христа крестившиеся, - Священное Писание говорит, - во Христа облеклись». Мы облеклись во Христа, Господь уже покрыл нас не просто обещаниями, которые он показал в этой кожаной одежде Адама и Евы, Он уже покрыл нас Своею праведностью, Он уже пролил Свою кровь, была пролита не кровь агнцев, а Его кровь, Сына Божьего, и Он одел нас. Братья, сестры, храним ли мы эти одежды? Так ли мы относимся бережно к этим одеждам, как относился бережно Енох или Ной? Ведь это более лучшие одежды, это особые одежды.

Я приведу такой пример еще. Мне пришлось видеть, как возвратился один мальчик. Ему одели костюмчик новый, но этот костюмчик был предназначен, чтобы он носил его в школу. А он где-то бежал, где-то игрался с другими мальчиками, упал, порвал этот костюмчик, запятнал его, и когда он пришел домой, я обратил внимание, как мама этого мальчика встретила его... Чтобы приобрести этот костюмчик, надо было три зарплаты в него вложить. Очень дорого сейчас стоит одежда. Я увидел, что она заплакала, она его почти не ругала. Она только стояла и плакала, и говорила: «Сынок, я же купила тебе этот костюмчик в школу, я купила, чтобы ты ходил на собрания. Что ты сделал? - говорит, - Где я еще возьму денег, чтобы купить другой костюмчик? Почему ты так отнесся?» Он тоже стоял и плакал.

Братья и сестры, это одежда, за которую мы тоже какую-то цену платим, и нам больно, когда к тому, за что мы заплатили, вот так вот относятся плохо. Как Господь сегодня смотрит на наши одежды? В каком они состоянии? Как мы относимся к этим одеждам, к тому, что Господь нам дал? И относимся ли мы бережно? Братья, сестры, если мы причиняем скорбь, дети родителям, когда не бережем наши одежды, которые дорого стоят, то насколько же дороже та одежда праведности, в которую нас одел Господь? И каждый грех, каждый поступок оскверняет одежды. Мы читали: «Блажен тот, кто не оскверняет одежд своих».

Братья, сестры, это осквернение и внешнее тоже. Мы оскверняем внутренние одежды, если носим одежды этого мира, одежды разложения, одежды, которые оскверняют сегодня человека, которые мерзкие перед Богом. Если наши одежды не отличаются от одежд женских или мужских, это мерзость, это скорбь для Господа. Как сегодня смотрит Господь на это? Дай, Господь, чтобы мы очень бережно относились к одежде своей и ближнего!

Мы сейчас немного перейдем к вопросу как относиться к одежде не только своей, а и к одежде ближнего, как поступать с ближним.

Давайте посмотрим на первых людей, что ступили на обновленную после Потопа землю. Это Сим, Хам и Иафет, три сына Ноя. Еще ни о ком из них не было сказано, что кто-то из них будет продолжать эту линию родословной Иисуса Христа, это еще не определилось, Бог еще не сказал слова. И вот, мы знаем, что произошло с Ноем. Когда он был пьян, когда он лежал в своем шатре, это увидел Хам. И что он сделал? Он внимательно посмотрел на положение отца, он посмеялся над ним в сердце своем, а затем этого ему показалось мало и он говорит братьям своим: «Посмотрите на отца нашего! И это - праведник? Это тот, которому Бог сказал: «Я нашел тебя праведным в роде твоем»? Идите, посмотрите на нашего праведника! Идите, посмотрите на нашего отца! Идите, посмотрите, в каком он положении находится!»

Братья и сестры, клеветал ли Хам на своего отца? Не клеветал, нет. Но он любовался наготой отца. Он любовался и приглашал, чтобы точно так же и братья его посмотрели на отца. И что сделали Сим и Иафет? Они пошли не лицом, они пошли туда спиной, чтобы не видеть отца, и не только не видеть, а они сделали все, чтобы этого никто не видел. И Сим взял свои \одежды, взял со своего шатра одежды и покрыл отца. И когда он это сделал, Господь сказал, что благословен Сим и Иафет будет в его шатрах покоиться, и было сказано обетование о том, что он поступил так, как поступит Иисус Христос. И от Сима идет родословие по плоти Иисуса Христа. Как высоко Господь оценил этот поступок!

Братья, сестры, все мы обложены немощью, у всех у нас есть недостатки, есть и согрешения. Даже Слово Божие говорит так, что первосвященник, из людей избираемый, для человеков поставляемый, обложен немощами. И всякий раз, когда мы эти немощи показываем другим, мы указываем на наготу ближнего.

Особенно строго Слово Божие говорит о нравственном и прямом смысле: «Наготы отца твоего и матери твоей не открывай». А как это можно сделать? Слово Божье говорит так: «Старца не укоряй». К старости человек уже теряет контроль над своими поступками, он может что-то сделать не совсем правильно, и кто смеется над старостью, кто показывает недостатки, кто высмеивает, тот открывает наготу, и Господь говорит: «Проклят Ханаан, сын Хама». Это проклятье. Этим самым человек входит в проклятье.

Господь говорит: «Был наг и вы одели Меня». Это и в прямом, и в нравственном смысле. Когда мы увидим, что кто-то обнажился в каких-то поступках, каких-то недостатках, как мы его можем одеть? Прежде всего нужно помолиться за такого, помолиться и попросить за него милости у Господа. Слово Божье говорит: «Пойди, наедине обличи его», чтобы никто больше не увидел этого. Ты его приобретешь, ты покроешь его наготу. Не показывай ее другим. Это поступки Хама, это поступки Семея, ведь он тоже не клеветал на Давида. Вы помните, как он говорил: «Иди, иди, кровопийца, иди, иди, убийца!» Да, Давид это совершил, но все это оплакал, он все это принес пред Господом, он исповедал эти грехи, Господь его помиловал и простил, Господь уже одел его в одежды. А Семей опять срывает эти одежды, пыль бросает и камни, и показывает: «Посмотрите, какой Давид оказывается!» Мы знаем, что Семей не остался не наказанным и он тоже был наказан смертью. Это грехи, которые относятся к смертным грехам.

Братья, сестры, может быть мы уже привыкли? Ну что тут особенного, если немного рассказать про другого? «А ты слышал? А ты знаешь об этом?» Вот почему мы лишаемся иногда жизни, почему нет радости.

Пришлось вчера беседовать с одной сестрой, она в скорби очень большой. Говорит: «Я не знаю, почему лишена радости! Нет радости». И брат говорит: «Сестра, проверьте, а не наговорили ли вы на кого-то что-то неправильно? Это лишает радости». Она потом начала вспоминать и говорит: «Да, было такое». Это лишает нас радости, братья и сестры, это грехи, ведущие к смерти!

Давайте посмотрим удивительные примеры, которые записаны во Второзаконии, Исход, потом в книге Числа, и посмотрим, как Господь предлагает нам поступать.

«Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему» (Втор. 22:1). Как Господь смотрит, чтобы мы ценили имение ближних своих! Если что-то потерял брат твой, ты постарайся возвратить ему. Потом так сказано: «Так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь», и потом сказано, что это вменится тебе. Мы тоже что-то теряем, и нам тоже возвратится, поступай так.

Читаем мы также в книге Исход 22:26,27 «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она - одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд». И дальше сказано: «С тебя взыщу».

Я был свидетелем одной беседы с одним братом, который очень много критиковал других постоянно. У него к каждому почти было критическое замечание. И братья говорили ему, когда беседовали» «Брат, остановись!» А он: «А что я плохого делаю? Что, - говорит, - я вор?» Брат говорит: «Да, ты вор. Ты украл доброе имя уже многих служителей. Ты вор пред Господом. Не делай больше этого».

Братья, сестры, как Господь смотрит, чтобы мы были очень аккуратны к другим, к одежде другого! Посмотрите книгу Чисел, здесь показан тоже такой пример удивительный, 20 гл. с 23 ст.: «И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря: пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы». И еще за то, что Аарон позволил народу Израильскому сделать золотого тельца и сделал его им. И вот пришло время, когда Господь взыскивает с Аарона и говорит: «Пусть он умрет». И еще: «И возьми Аарона [брата твоего] и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор [пред всем обществом]; и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там».

Снимай одежды с Аарона и одевай Елеазара... Какая это печальная картина! Какое печальное поручение Моисею! И посмотрите, как Моисей сделал это: «И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества. и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы. И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней».

Мы посмотрели, братья и сестры. как Моисей повел Аарона. Он повел его на гору Ор в глазах всего общества в его одеждах, в одеждах священника. Он показал еще раз народу Израильскому священника, который 40 лет служил Богу и народу этому. Сколько лет каждый мог прийти в скинию собрания к Аарону, и он приносил жертвы, выслушивал, нес тяжбы их, трудности их, они помнят все эти служения торжественные, которые совершались... И вот Моисей все это напомнил народу Израильскому и показал им священника, который столько лет служил среди них. И потом увел его, и никто не видел как Моисей снимал с него одежды. Никто не видел, он никому не показал этого. Это была скорбь Моисея, это должно было быть скрыто от других. И посмотрите, потом выходит новый священник, он выходит в одеждах священнических, это сын Моисея Елеазар, и народ Израильский 30 дней оплакивал Аарона, весь дом Израилев оплакивал его.

Братья и сестры, это Божий характер в таких поступках. А как сегодня происходит смена правителей? Сегодня люди наизнанку выворачивают всю жизнь человека, показывают все его слабые стороны! А если это делается в народе Божьем, это еще более страшный грех. Это ужасное положение, когда сегодня без страха Божьего, тех, которые прошли служение, прошли путь, прошли страдания, когда срываются одежды и показывают: «Вот, оказывается, кто они! А у них вот такие и такие и такие слабые стороны». Братья и сестры, это не только безнравственно, это не Божий путь.

Давайте посмотрим еще на поступки Давида, как он поступал. Это был «муж по сердцу Господа». И хотя он сам тоже падал, согрешал, Бог миловал его. Но почему миловал? Одна из причин, - это потому что он к другим был тоже очень милостив.

Саул. Сколько пострадал от него Давид! Очень много пострадал от Саула. Саул отравлял всю его жизнь, постоянно преследовал, он отнял у него семью, когда Мелхола, дочь Саула, была отдана Давиду в жены, а когда Саул изгнал Давида из своего дома, он взял Мелхолу и отдал другому. Он отказался от Давида и как от военачальника, хотя через Давида Бог даровал победу над Голиафом. Он отказался от Давида как от сына, как от зятя.

А как Давид поступал? Читаем мы в 1 Цар. 24 гл.: «И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: `вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно'».

Конечно же, это говорили только от имени Бога, а Сам Бог так не говорил. Сегодня многие именем Божьим говорят, когда поступают так с ближним. Нет, Господь не говорил это Давиду, и Давид, сказано «встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула... Потом встал Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь». И 12 стих: «Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей»... «Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом».

Братья и сестры, я когда рассуждал об этой теме, и мне вспомнился этот случай, я не мог его спокойно читать. Сколько здесь сокрыто, вы посмотрите! Отрезал край одежды и больно стало его сердцу. Это была одежда помазанника. Хотя Давид сам был помазан, но посмотрите сколько лет, и не год, и не два, и не десять, и не двадцать, Давид ждет, когда Бог решит его вопрос. И Давид сознает, что Саул еще помазанник, пусть это Господь сделает, но, говорит, «моей руки не будет ни на его жизни, ни на его одежде». Хотя он все-таки поддался и один лоскут отрезал. И больно стало его сердцу.

Братья и сестры, пронзила ли нас боль когда-либо, когда мы хоть один лоскут отрезали от одежды ближних, от одежды служителей, от одежды родителей, от одежды брата или сестры? Стали нам хоть раз больно, когда мы что-то рассказали о ближних (это уже значит отрезать край одежды)? Когда мы показали слабость ближнего, вы уже отрезали край одежды, один лоскут уже в нашей руке. Если нас боль не пронзила сегодня, она пронзит когда-то. Когда-то нам будет больно, когда с нами поступят так, но эта боль обязательно должна прийти, ибо написано: «Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнет». И мы потом думаем: «Почему с нами так поступают? Почему мы переживаем то или другое?» Не потому ли, что мы такое же сделали ближнему нашему? Не поэтому ли? Как это ответственно и как это серьезно, братья и сестры!

Еще раз и еще раз хочется повториться, что сегодня Господь призывает нас остановиться, потому что время приближается к Суду. Бог будет судить этот мир. И мир уже находится во взаимном осуждении. Посмотрите, как люди судят друг друга! Восстает народ на народ, вспоминают друг другу прошлые обиды. То, что происходит сегодня в Нагорном Карабахе, когда армяне и азербайджанцы предъявили друг другу обиды нескольких столетий назад и начали за то, что было тогда, убивать друг друга! Уже судить начинают. А ведь это дело Бога. Если в чем-то Господь Церковь призывает какие-то поступки рассматривать, то Он показал и порядок судопроизводства, как это должно происходить. Прежде всего - очень аккуратно, с любовью, с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте.

Братья, сестры, мы может быть посмотрим сейчас на наши дома, на наши руки, сколько этих лоскутов! Может быть там мы найдем много чьей-то одежды, может, ее надо вернуть? Может, кому-то надо позвонить будет, кому-то написать письмо, с кем-то встретиться и сказать: «Прости, пожалуйста! Прости, что я уничижал тебя! Прости, что говорил!» Потому что все равно пронзит боль, все равно Господь проведет нас этим путем! Ведь к Нему ничего нечистого не войдет, а это нечистота, братья и сестры, нечистота, которая так сегодня оскверняет, и так хотелось бы, чтобы кто-то остановил этот процесс ужасного осуждения, такого положения, когда срываются одежды.

И посмотрите, как поступает Давид. Он говорит: «Господин мой!» Он не отказался от Саула как от господина, царя, и говорит: «Отец мой!» Разве это отец? Разве отец так поступает? А в глазах Давида он отец. И что же он получил взамен? «Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид?» Саул назвал его своим сыном. Как мы можем пойти таким путем, чтобы приобрести ближнего? Только путем смирения.

Давайте мы вспомним встречу Иакова с Исавом, братом его. Когда-то эту проблему можно было решить одной чашкой чечевичной похлебки. Помните, когда Исав просил: «Дай мне похлебки!» Как же поступил Иаков? Нет, он не дал ему, он продал ее ему за первородство. А потом? Проходит время и сколько он уже дает подарков брату своему, целые стада коз, овец... Читаем мы: «двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов». Сколько похлебки! Всю жизнь можно было бы кормить не одного Исава! Вот так вот много потом приходится отдавать тогда, когда вовремя не отдал нужное. Так всегда происходит. Вовремя можно одним словом всё решить.

И вот Давид выходит и говорит: «Отец мой». И не выдерживает Саул и говорит: «Твой ли это голос, сын мой Давид?»

Когда был убит Саул, и принесли эту весть Давиду и думали, что он порадуется этому, как Давид отнесся к этой вести? Братья, сестры, ведь умер тот, кто столько причинил зла Давиду. И когда Давид услышал об этой вести, мы читаем 2 Цар. 2:17-25: «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью, и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного, и сказал: краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных... Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня!..»

Братья м сестры, как можно вместить поступок Давида? Сколько здесь красоты, какой здесь урок! Саул убит, а Давид вспоминает о самых красивых поступках Саула и говорит: «Это краса твоя, Израиль, пала, это сильные пали». И говорит: «Не рассказывайте нигде, чтобы не радовались об этом». Этой песнью он научил Израиль, чтобы Израиль пел такую песню плачевную о Сауле и Ионафане, песню, воспевающую красоту этих вождей.

Какие песни поются в нашем доме? Какие песни поем мы? Каким песням учим других? Что мы нашим детям передадим? Братья, сестры, не обращаем ли мы внимание, что сегодня нет авторитетов, что сегодня почти ни о ком хорошо не говорят, что почти в каждом находят недостатки? И дети уже не знают, есть ли служители среди народа Божьего или нет. «Не рассказывайте, - говорит Библия, - Не рассказывайте никогда этого».

Братья, сестры, вот мы слышали свидетельство о Руфь Парксон, она своим детям дома всегда о всех говорила только хорошее. И дети иногда так говорили: «Мама, ты наверное и о сатане хорошо скажешь». Она отвечала: «Есть и у него нечто хорошее. Это настойчивость». Братья и сестры, как хорошо, когда мы так воспитываем деток наших в домах и сами воспитываемся аккуратности в отношении к ближним!

Я слышал свидетельство поэтессы Веры Кушнир, она о своих родителях рассказывала. Говорит: «В нашем доме никогда мы не услышали ни о ком отрицательного свидетельства. Никогда ни о ком родители плохо не сказали. Они всегда говорили только доброе». Братья и сестры, это доброе воспитывает тоже доброе обязательно.

Как-то один брат рассказывал мне о своих переживаниях, он пресвитер церкви, говорит, что столько приходится нести сегодня незаслуженно. Почему-то беспощадно просто и незаслуженно. «Я, - говорит, - когда проверял себя, вспомнил, что в моей юности у нас был брат-старец пресвитер, у него много было недостатков разных, то забудет что-то, и я вспомнил как я говорил о нем другим, как я о нем думал. И вот теперь, - говорит, - всё вернулось и в мой дом, вернулось и ко мне это».

Да, вот почему столько скорбей, братья, сестры, обязательно вернется. Но вернутся может и совсем другое. Те, кто к нам не расположены, когда-то скажут как Саул Давиду: «Сын мой! Ты правее меня!» Обязательно вернется это расположение, после того как боль пронзит наше сердце, когда мы даже лоскут вернем, и скажем: «Вот лоскут в моей руке! Вот одежда твоя! Я взял часть твоей одежды!» Если мы это сделаем, братья и сестры, мирно будет в нашем сердце, Бог нам даст тоже расположение к другим.

Сколько неприязни... Вот сейчас прошли определенные разделения. Они коснулись и вашу церковь. Что теперь можно сказать? Мы можем видеть несовершенство, можем видеть как будет поступать та сторона. Братья, сестры, если с радостью будем нести из дома в дом и говорить: «Вот как они поступили! Вот какие они!» Братья и сестры, это не Божий путь! Если же увидим, что где-то не так они поступают, если увидим, что где-то они идут широким путем, пусть скорбь посетит наши сердца тогда, пусть в наш дом мы принесем скорбь и поскорбим о них, и поплачем о них. Это - Божий путь. И Господь будет миловать тогда и их, и нас. Если кто с такой вот радостью рассказывает о разных несовершенствах и недостатках... Да, очень много сегодня их! Мы сегодня слышим печальные вести о Билли Греме или о других, и опять - с каким духом мы это принимаем? Если это скорбь наша, если это боль наша, и мы как боль принимаем, - хорошо. А если мы просто упиваемся, наслаждаемся этим, то это не Божий путь.

Господь желает, чтобы мы были очень бережны к достоинству ближнего и свое достоинство не теряли, очень бережно относились к одежде ближнего. Как Господь поступает с нами? Евангелие от Иоанна, 17 гл., молитва об оставляемых учениках, и как Господь молится об учениках и о тех, которые уверуют по слову их? Они разбегаются, Петр скоро отречется, они все оставят Господа, а Господь видит их дальше, Господь их видит одетыми, Господь их видит апостолами.

Мы, братья, сестры, когда видим ближнего, который сегодня ошибается, давайте посмотрим, что с ним будем, если мы о нем поплачем, что с ним будет, когда мы попостимся о нем, когда мы с любовью обличим его. Вот так посмотреть на ближнего, через это служение! Он будет совсем другой в наших глазах.

Мне пришлось как-то быть в нескольких случаях, когда встречались конфликтующие стороны, и помню, как брат выслушивает обвинения и говорит: «Хорошо, а теперь скажите, хоть что-нибудь доброе вы заметили или нет у этой семьи?» И сначала было трудно, потом одно вспомнили. «А еще?» Еще вспомнили. А потом столько доброго вспомнили, что обвинения показались незначительными. И брат тот говорит: «А может быть снизойдем мы? И согласны вы снизойти, потому что и доброго в них много?» И та сторона и говорит: «Да, действительно, и доброго в них даже больше».

Братья и сестры, что мы видим? Что мы ищем? Ищем мы доброго, мы найдем доброго, и тогда те недостатки, что мы видим, мы будем видеть как их покрыть. Господь, посмотрите, даже о Иезавели говорит так: «Я дал ей время покаяться».

Я еще хочу обратить внимание, братья, сестры, на одно: на отношение Господа к предателю Иуде. На Востоке был такой обычай, и есть и сейчас, что кто вкусил в доме хлеба, тот не может сделать находящимся в доме, или сидящим за одним столом, никакого зла. И Иуда не принимал никакого участия в Новозаветной Вечере, он вышел. Он был там и принимал участие в Ветхозаветной Вечере. Мы можем это увидеть по тому, как Господь поступил с ним. «Один из вас предаст Меня». Ученики говорит: «Кто, Господи?» И что Господь сказал? «Кому я обмакну хлеба и подам...» Вот как Господь поступил: Он приглашал Иуду разделить этот хлеб. И посмотрите, Он не дал ему сухой кусок хлеба, Он обмакнул его, чтобы этот хлеб был приятным, чтобы он мог с аппетитом его покушать, и предложил: «Возьми!» и тем самым указал кто предатель. Как нежно, как тактично!

А возьмем мы Его разговор с женщиной-самарянкой. Какое ее было моральное состояние? И первый вопрос: «Дай Мне воды!» Господи, к кому ты обращаешься? Она сама удивляется: «Ты, будучи иудей, и у меня, у самарянки, просишь?» Ведь как иудеи смотрели свысока на самарян! А потом Он говорит: «Позови Мне мужа твоего!» И вот тут она не выдержала, ее лицо поникло и она говорит: «У меня нет мужа». Другими словами, она говорит: «Господи, я не такая порядочная женщина, как ты обо мне думаешь. Это слишком высоко для меня, это слишком недоступно для меня, чтобы быть на такой высоте, я не замужняя женщина, я другая женщина». Господь говорит: «Знаю, - говорит: - Знаю, сколько у тебя было мужей и тот, который сейчас у тебя, не муж тебе». Братья и сестры, как это нежно было сказано! И что эта любовь сделала с ней? Она перевернула всю ее жизнь, она бежит и говорит: «Идите и посмотрите!»

Или возьмем женщину, взятую в прелюбодеянии. Когда привели и поставили ее посреди Храма, и что же? «Учитель, таких камнями надо побивать!» И были у них уже камни... но что Он сказал? «Кто из вас без греха, первый брось камень!» И они, будучи обличаемы совестью, ушли.

Здесь несколько уроков для нас. Почему не ушла женщина, братья и сестры? Почему она стоит? Мне пришлось видеть приговоренных к расстрелу. Какой усиленный конвой и каждая клеточка их просит свободы! Ведь сколько побегов они совершают, только возможность, и они сразу же уходят. А здесь - приговоренная к смерти, ушел конвой, никого нет, а Учитель говорит: «Где обвинители твои? Чего ты не уходишь, чего ты стоишь?» «Нет их, Господи». А чего она стоит, братья и сестры? - От любви никто не бежит! Если бы Он грозно заговорил, она бы тоже убежала бы при первой возможности. Но она стоит, ожидая прощения. Вот какое отношение нам нужно, и в семьях наших!

Я хочу привести пример одной моей беседы с сыном. С одним из сыновей, когда мне пришлось беседовать с ним о его не совсем хорошем поведении в школе и на собрании, я с ним строго так говорил, говорю: «Сынок, ты очень плохо делаешь, я тебя буду наказывать, ты должен за эти поступки быть наказан». Он опустил голову и слушает, стоит. Я говорю: «Ты позоришь дедушку-служителя, меня, служителя, дом наш позоришь». Он стоит. Я говорю: «Иди, подумай немножко, мы потом с тобой побеседуем и я тебя буду наказывать». И когда он ушел, меня что-то совесть начала обличать, думаю: Не так надо бы с ним говорить... Так ждали они, так скучали. И вот у меня такой строгий разговор». Я позвал его, он подошел, я его погладил по голове, обнял, говорю: «Сыночек, ты у меня такой хороший мальчик, я так скучаю по тебе. Я так люблю тебя. Но вот ты иногда неправильно поступаешь...» Вы знаете, он задрожал! Он не дрожал, когда я ему ремнем угрожал, а тут он задрожал, затрепетал, заплакал, говорит: «Папочка, ты прости меня пожалуйста! Я буду другим, я буду себя стараться по-другому вести».

Братья, сестры, как нам сегодня не достает любви друг ко другу, к согрешающим особенно! Как Господь говорит: «Тех, кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Это обличение совершенно не похоже на укор, на то, как срываются одежды. Это обличение любви, и когда любовь прикасается, она в трепет приводит. Она приводит в сознание своей греховности. Вот что необходимо!

Я хочу напомнить еще один пример членского собрания, когда мне было, помню, 16 лет, это было для меня одно из первых членских собраний. И там рассматривали вопрос одной сестры. Она очень плохо относилась к отцу своему и настолько ожесточилась против отца... Отец - отступник, он был членом церкви, отступил, он очень жестоко относился ко всем в семье, а она членом церкви была, ну и так заявила, когда ей начали указывать на ее поведение в доме, страшные такие слова: «Его надо убить! Я бы это сделала своими руками, - говорит, - если бы одолела только!»

Ну и вот, выслушали, что ж можно сказать? Предложили: «Выйди, будем рассуждать о тебе». И одно только было решение: отлучить ее, достойна отлучения... Много высказывались, рассказывали о поступках ее, и вы знаете, мне навсегда запомнилась речь служителя. Он говорит: «Да, вы всё рассказали о ней, рассказали правильно, правда, может быть не в том духе, в каком хотелось бы, чтобы рассказывали о поступках этой сестры. Но, - говорит, - никто не рассказал о том, как горько ей живется в этом доме, о ее положении никто не рассказал. Никто не рассказал, почему она такой стала. Она никакой любви не видела никогда ни от отца, ни от матери. И пришла в такое страшное состояние. Ну мы ее накажем, она заслужила. Я предлагаю другое, - говорит. - Я предлагаю помиловать ее. Помиловать и войти в ее положение».

Я не буду передавать полностью речь. Позвали ту сестру, она зашла, знаете, так гордо, надменно. Пресвитер говорит: «Сестра, как ты думаешь, какое решение вынесла церковь о тебе?» Она говорит: «Мне всё равно какое!» Свысока так говорит. Пресвитер говорит: «Ну что ж, церковь решила тебя помиловать. Мы входим в твое положение, мы понимаем, что тебе очень горько, что тебя никто не любил, и вот мы, - говорит, - может быть поздно уже, запоздало, но тебе хотим оказать любовь».

Вы знаете, я помню, как она посмотрела на всех с испугом. Вот этого она не ожидала! Посмотрела по сторонам, заплакала, стала на колени, и как она каялась за свои поступки! Братья, сестры, сколько много делает любовь! Сколько много! Это было в пятницу, а в воскресенье, за 5 минут до начала собрания, пришел ее отец, молча прошел к кафедре, встал на колени и начал каяться сразу же. И такое у него было покаяние сильное!..

А что там произошло? Когда она пришла домой, он знал, что было членское собрание по ее вопросу, и встретил ее: «Ну что, - говорит, - Доигралась? Отлучили тебя и там?» Она ему ничего не сказала, он ушел потом во двор куда-то, она зашла в его комнату, навела порядок, помыла полы, перестелила ему постель, и когда он зашел, она занесла тазик воды, говорит: «Папа, помой ноги, ложись отдыхать, я тебе перестелила постель». И ушла. Он потом рассказывал: «Я, - говорит, - не мог заснуть, меня пекла эта постель! Весь этот порядок в комнате мне не давал покоя! Я не заслуживал такого отношения...». И он покаялся.

Братья, сестры, посмотрите, вот так Господь нас ведет, Он нам такой характер предлагает. Еще раз повторю: давайте посмотрим на наши одежды. В каком они состоянии? Бережем ли мы их? Понимаем ли, что дорого достались Господу нравственные одежды? Как мы относимся к одеждам ближнего? Да, иногда свои недостатки не видно, а их много тоже у каждого из нас, но как заметны недостатки другого! Если увидел - покрой, покрой заботой, не враждуй. Еще в Ветхом завете было сказано, что имеешь на ближнего своего, иди, обличи его, но с любовью это сделай, покрой эту прореху, но тем более сам не отрезай ни одного лоскута от края ближнего своего, ни маленького поступка! Сегодня ты что-то увидел, что-то узнал, не говори никому об этом. Расскажешь - значит, Господь спросит с тебя за это!

Братья, сестры, еще хочется опять напомнить и о значении внешних одежд наших, чтобы наши одежды увеличивали славу Богу, а не похищали ее. Наши внешние одежды говорят о характере нашем. В книге Исайи 3:6 «Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею».

Посмотрите, как искали тогда вождей. Развалины, всё было разрушено, у многих опустились руки. Обычно в подавленном состоянии человек не следит за своей одеждой, она становится неряшливой. И вот вдруг кто-то среди этих развалин одежды свои сохранил! Ему говорят: «Будь нашим вождем!»

Я помню, когда нас призвали в армию, я призывался спецнабором, не со своим годом шел, оттуда формировали сразу же в 50 частей в той местности, и мы долгое время, около трех месяцев, еще в гражданской одежде были и там все уже отставало у нас. А офицеров тоже по одному на часть было, поэтому из состава солдат тут же набирали и командиров. И я обратил внимание, как кадровик майор определял кто будет командиром отделения, командиром взвода и даже командиром роты, и тут же из рядовых этого призыва назначал. Записывал фамилию и говорил: «Ты будешь командиром отделения, ты будешь командиром взвода» и так вот формировал. Потом подошли другие офицеры и я услышал, как некоторые ему говорят: «А ты не ошибаешься?» Он говорит: «Я обращаю внимание на одежду». А нас же как? Нас подняли ночью с постели дома и отвезли на машине в военкомат. Кому-то за день объявляли, кому-то за два, то есть еще не успели опомниться. И он говорит: «Обратите внимание. У этого, - говорит, - одежда застегнута, аккуратна, этот будет командиром. А этот, - говорит, - никогда не будет командиром, он за своей одеждой даже не может следить!» И как это точно было!

Братья и сестры, как точно одежда говорит о нашем характере! Тем более одежда христианская, одежда, которую мы носим. Вот когда кто-то на собрание приходит в одежде не застегнутой, кричащей, о чем это говорит? О его отношении и к народу Божьему в церкви, и к Господу, и где-то о его внутреннем состоянии. Обязательно, если человек подобран, ему не надо говорить, а можно ли проповедовать с коротким рукавом. Человек, который исполнен Духа Святого, никогда этого не спросит. Даже если это считается плохим тоном, да и нигде этого нет, в парламенте, например, или где принимается особый закон какой-то, не найдешь таких людей. Люди подобраны, понимают свою ответственность. А в церкви тоже особая ответственность должна быть! И никогда ничего не произойдет, если человек действительно наполнен Духом Божьим, никаких вопросов у него не возникнет!

Одежда обязательно говорит, и даже формирует характер наш. Я обратил внимание на детей. У меня одна дочь и четыре сына. И я смотрю, какая это защита на характере дочери, когда она в 5-, 6-летнем возрасте, оденет платьице или юбочку, и ее уже тянет играть с куклами. И ребята к ней относятся особо бережно. Это какая-то уже женственность в одежде проявляется. И один из младших ребят, он в 1 классе, они с дочерью не далеко по возрасту друг от друга, иногда рассердится на нее. И только поднимет руку и скажет: «У, малая!» И никогда руку не опустит. Я заметил, что когда она без платьица, как мальчики, например, в колготках, она обязательно вторгается в их игры, обязательно конфликты, ее тянет драться, царапаться, ну и ее тоже мальчики обижают. Где-то вложен такой нравственный закон, и одежда обязательно формирует наш характер, и нравственной защитой нашей становится.

Знаем мы, братья и сестры, что дьявол желает сделать только зло Богу и человеку, только зло. И сегодня над одеждой работают целые институты, модельеры, есть институты мод, где и цвет, и форма, модель одежды разрабатывается, и всё разрабатывается и делается для того, чтобы нанести урон нравственности, сделать зло. Одежда мужчин становится всё более такой женоподобной, бесформенной, ниспадающей. Женская одежда всё более мужеподобна становится, всё более строго стиля, и уже есть такое понятие как «женские брюки».

Есть определенный у Бога порядок, это одежда, отличающая один пол от другого, всё остальное уже только греховно, и более того, - мерзость. Слово Божие называет это таким словом. Это является мерзостью. И Бог против такого несоответствия в одежде.

Конечно, мне бы не хотелось приводить смущающие примеры, но скажу, братья и сестры, что недавно мне книга попалась под названием «Одежда». Там рассказана история одежды по государствам, по нациям, до нашей эры и современная одежда. И там приводится примеры: «разговаривающая одежда» и «кричащая одежда». Каждая одежда о чем-то говорит. Есть одежда, мы знаем, священническая, она говорит о том, какое служение совершал человек в народе Израильском. Есть одежда профессиональная, она говорит о профессии человека. Посмотришь на чепчик белый или фартук, это уже говорится о том, что это повар или кто- связанный с кухней. Есть одежда медицинских работников. Обязательно одежда даже в профессиях имеет определенные и цвет, и покрой. Есть одежда развратных людей...

Вы знаете, кто был в зонах, это страшное положение, есть там положение заключенных, которые живут ужасно развратной жизнью, извращения, и вы посмотрите, как насмешка, в обязательном порядке такой человек носит женское имя и какую-то деталь женской одежды. В женских лагерях обязательно она должна иметь мужскую одежду. Какая это насмешка дьявола! Это переносится потом из этих зон в «общую зону» человечества, это выражается, когда люди носят эти одежды.

Каждый разрез говорит. Есть такое понятие «говорящая одежда». Я не буду смущать вас, скажу в общем. Разрез на юбках, например, обязательно говорит о чем-то. Я как почитал, и думаю: «О чем говорят наши дочери? Какой разговор они ведут, иногда даже не зная?» Братья и сестры, как это страшно, какой у них страшный разговор, когда кто-то в церкви, проходит в хор, или здесь находится! У нас разговор должен быть совсем другим. Разрез сбоку - это «обратите на меня внимание», разрез сзади - «следуй за мной», и так далее... Братья, сестры, всё это запланировано, всё это в дух наш входит. Но церковь имеет совсем другой разговор. И когда приходят люди мира в церковь, какой разговор они читают на одежде, какое приглашение?

Одежда, которую Бог сшил, говорила о святости, о Божьей милости. Это была Благая Весть даже в одежде.

Когда я лежал в больнице, много приходило ко мне друзей. Обстоятельства были такие, что где-то 5 дней был между жизнью и смертью. И нейрохирург, который занимался мной, так Бог послал, он теперь член церкви, брал у меня спинной мозг, потом я пошел на поправку, часто доводилось с ним беседовать. И он говорит: «Вы знаете, к вам приходят многие. Поставь мне сто человек и одного баптиста, я по одежде скажу: это баптист! У вас, - говорит, - и одежда говорит об этом, да у вас и лицо говорит об этом!»

Да, братья и сестры, это очень хорошо! Дай Бог, чтобы такое свидетельство и было, чтобы было отличие внешнее, что мы дети Божии, и было чтобы отличие особенно внутреннее, конечно. И нельзя сегодня сказать: «Бог смотрит только на сердце». Да, Бог смотрит на сердце, но что на сердце, то потом выходит наружу! И пусть даст Господь, чтобы это было благословенное свидетельство нашего внутреннего человека, и нашего внешнего!

Аминь.

По проповеди с аудиокассеты

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки