Глава 2

ИИСУСУ ХРИСТУ ПРИНАДЛЕЖАТ ИМЕНА И ЗВАНИЯ БОГА

Самый сильный аргумент в пользу Божественности Христа вызывал наибольшую ярость современников Иисуса. Он принимал имена и звания Бога из Ветхого Завета, а также позволял называть Себя ими. Когда Иисус нарекал Себя этими Божественными именами, это так разгневало еврейских вождей, что они попытались казнить Его за богохульство. У еврейских властей не было сомнений, что этот галилейский проповедник притязал быть всемогущим Богом.

Можно возразить, что притязание Иисуса на эти Божественные имена и звания не отождествляет Его и Бога. Несколько человек могут иметь одно и то же имя или звание. Или же, скажем, Джон Смит может быть человеком, мужем, другом и вице-президентом компании в одно и то же время. Некоторые имена и звания, однако, исключительны и могут принадлежать лишь одному человеку. К примеру, в данный момент лишь один человек может быть президентом Соединенных Штатов. Многие из имен и званий, которые Библия применяет к Иисусу, могли по праву принадлежать лишь одному лицу — Богу.

Ягве (Иегова)

Иисус притязал на имя Бога, более всего почитавшееся евреями, имя, считавшееся столь священным, что евреи даже не произносили его вслух: YHWH (ныне часто произносимое Ягве или Иегова).

Бог впервые открыл значение этого имени народу Своему в книге Исхода. Когда Моисей спросил, каким именем следует называть Его, Господь отвечал: „Я есмь сущий... так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исход. 3:13,14).

Слово СУЩИЙ не есть слово YHWH. Однако оно есть производное от глагола „быть", от которого образовано также Божественное имя „Ягве" (YHWH) в Исход. 3:15. Таким образом, Я ЕСМЬ СУЩИЙ — звание, которое Бог сообщил Моисею, — это более полное выражение Его вечной сущности, сокращенное в ст. 15 до Божественного имени YHWH. Септуагинта, греческий перевод еврейского Ветхого Зачета, передает первое словоупотребление СУЩИЙ в Исход. 3:14 как эго эйми. (Греческий был разговорным языком во времена Иисуса, и на этом языке написан Новый Завет.)

Итак, во времена Иисуса эмфатическая форма „Я есмь" (эго эйми) по-гречески была эквивалентом еврейского Ягве. В зависимости от контекста, эта фраза могла быть усилением суждения „Я есмь!" (как в Иоан. 9:9) или именем Самого Бога, вечно СУЩЕГО.

В нескольких случаях Иисус применял термин эго эйми к Себе, как он мог быть применен только к Богу. Самый ясный пример — это когда евреи сказали Иисусу: „Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? — Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я ЕСМЬ (по-гречески: эго эйми). Тогда взяли каменья, чтобы бросить на него" (Иоан. 8:57-59). Евреи стремились убить Его за дерзость этого притязания на Божественность. Ветхий Завет не оставляет сомнений на этот счет. Предписываемое наказание за святотатство — побиение камнями (Левит. 24:16).

Иисус и в других случаях относил к Себе это звание. Ранее в той же главе Иисус утверждал: „...если не уверуете, что это Я (эго эйми). то умрете во грехах ваших" (Иоан. 8:24). Он говорил евреям: „когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (эго эйми)" (Иоан. 8:28).

Свою Божественность Иисус утверждал постоянно. Когда еврейская храмовая стража вместе с римскими солдатами явилась арестовать Его в ночь перед распятием, Иисус спросил их: „кого вы ищете? — Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я (эго эйми)... И когда сказал им: это Я, они отступили и пали на землю" (Иоан. 18:4-6). Они не способны были устоять перед силой Его притязания и Его личности.

Авторы Нового Завета, убежденные, что Иисус Христос был Богом, не видели противоречия в отнесении к Иисусу отрывков Нового Завета, где упоминался YHWH (Иегова).

Начиная свое Евангелие, Марк цитировал относившееся к Богу у Исайи: „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Исайя 40:3). Марк увидел исполнение этого отрывка в приготовлении Иоанном Крестителем пути Иисусу (Марк. 1:2-4; ср. Иоан. 1:23).

Павел, цитируя Иоиля (2:32): „Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется", применял эти слова к Иисусу (Римлян. 10:13).

Петр цитировал тот же самый стих Иоиля. „И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян. 2:21). Потом, когда люди спросили, что нужно делать, чтобы спастись, Петр сказал им: „Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа..." (Деян. 2:38). Именно установив, что призвать имя Господа (Ягве) — предварительное условие спасения, Петр говорит, чтобы они крестились во имя Иисуса Христа. Если бы Петр не считал Христа Богом, можно было бы ожидать от него призыва креститься во имя Ягве, что соответствовало бы опыту и верованиям евреев.

Итак, ученики именовали Иисуса Богом. Однако, быть может, еще важнее то, что и враги Его признавали факт Его притязаний. В суде свидетельство противной стороны всегда имеет особую силу. Например, как будет подробно рассмотрено ниже, Иисус сказал: „Я и отец одно. — Тут опять иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус ответил им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? — Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом" (Иоан. 10:30-33).

Не было никаких сомнений, кем, по мнению еврейских вождей, хотел предстать Иисус. Таким образом, главное обвинение врагов Иисуса основывалось не на его поступках, а на том, кем Он притязал быть: Богом.

Бог

Греческое слово, сотни раз используемое в Новом Завете и означающее Бог— это слово Тэос (соответствующее еврейскому Элохим в Ветхом Завете). Иисуса несколько раз называют этим именем в отличие от ложных богов.

Библейский иудео-христианский взгляд на истинного Бога резко противостоит индуистской и буддийской религиям, которые отождествляют истинное Я самого человека, соответственно, с Богом или с высшей действительностью. Например, большинство индуистских гуру в Америке без всякого стеснения говорят: „Я Бог", — и таким образом наставляют тысячи своих последователей. Разумеется, тому, кто верит, что внутренне он уже Бог, нет нужды искать Бога в христианском смысле или принимать личного Спасителя. Не так обстоит дело с Новым Заветом, созданным в рамках еврейского единобожия, которое отчетливо проводит грань между Богом и Его творением. В культурной традиции Иисуса нельзя было назвать именем Бог, если он не считался „единым Богом" (Второзак. 6:4), поскольку в понимании евреев не было никаких „других богов".

К. С. Льюис пишет:

Пытаются утверждать, что Тот Человек на деле не говорил этого, но что последователи преувеличили Его рассказ, и таким образом развилась легенда о Его собственных словах. Это трудно представить, так как все Его последователи были евреи, то есть принадлежали к нации, более всех других убежденной, что есть лишь один Бог — что других быть никак не может. Очень странно, что этому ужасному домыслу о религиозном вожде случилось развиться в народе, менее всех прочих на этой земле склонном совершить такую ошибку. Напротив, складывается впечатление, что все Его ближайшие последователи и даже авторы Нового Завета с трудом усваивали эту доктрину в ее полноте".

Бог стоял отдельно от Своего творения. Человеческие существа не были продолжением Бога.

Ниже следуют одиннадцать примеров из Нового Завета, где Христа называют Богом.

1. В Евр. 1, где представляется превосходство Христа над ангелами и пророками: А о Сыне (Богом сказано): престол Твой, Боже (Тэос), в век века". Евр. 1:8, только что процитированный, — прямая цитата из Псал. 44: 6. 7, где „Боже" обращено к Богу.

2. Ап. Петр называл Христа „Бог" (Тэос). Он писал: „Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа... по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр. 1:1), — причем слова Иисус Христос выступают здесь как приложение к Богу и Спасителю. (Приложение по-гречески означает, что существительное или группа существительных употребляется с другим существительным как объясняющий эквивалент.) В греческом оригинале Нового Завета это называется „конструкция Грэнвилла Шарпа". Один артикль относится к двум существительным (Бог и Спаситель). Союз „и" (по-гречески каи) неразрывно сочетает два существительных. Это значит, что приложение (слово, которое именует), Иисус Христос, должно относиться как к Богу, так и к Спасителю. Грамматики единодушно подчеркивают, что имеется в виду лишь одна личность, а не две. Все соглашаются, что Иисус Христос — это и есть „великий Бог и Спаситель".

3. Та же конструкция Грэнвилла Шарпа была также употреблена ап. Павлом, когда он велел Титу ожидать „явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:13).

4. Фома, который усомнился в воскресении, сказал: „Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан! 20:25). Когда Иисус явился Фоме, Он сказал: „подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (ст. 27). Фома отвечал: „Господь и Бог (Тэос) мой!" (ст. 28). Не подлежит сомнению, что слова Фомы были обращены к Иисусу. Фома употребил оба звания, чтобы показать, что он понимает Божественность и власть Христа. Иисус не упрекнул Фому в богохульстве. Вместо этого Он принял Божественные звания.

5. Деян. 2:36 гласит: „Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса". Ст. 39 называет Христа „Господь Бог наш", и таким образом Христос, Который есть Господь (ст. 36), есть также Бог (ст. 39). Деян. 10:36 подтверждает это, называя Христа „Господь всех".

6. Деян. 16:31 и 34 говорят о вере в Господа Иисуса как о вере в Бога.

7. Апокалипс. 7:10-12, 17 гласит: „И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу. говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь, ...ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их". — Заметим, что в ст. 10 именно Бог сидит на престоле, а в ст. 17 среди престола — Агнец (Иисус). Кто же находится среди престола? Сказать, что Иисус среди престола, и, однако, отрицать Его Божественность — значит похищать у Бога Его срединное место на небесах, — положение, не выдерживающее критики.

8. Другим именем Мессии было Еммануил (Исайя 7:14), что в буквальном переводе значит „с нами Бог". В Матф. 1:23 звание это ясно относится к Иисусу: „Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог".

9. Исайя 9:6 гласит: „Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира". Это пророчество насчет Иисуса, Мессии, указывает, что одним из имен Его будет „Бог крепкий", что по-еврейски Эль Шаддай. То же сочетание употреблено применительно к Ягве в Исайя 10:21 (по-русски в этом последнем случае „Богу сильному". — Прим. перев.) Суть в том, что Святой Дух нарекает младенца Иисуса такими именами. Если бы они намеренно не выражали природы младенца, то получился бы обман. „Нарекут имя Ему" значит „Вот кто Он есть", а не „вот что значит Его имя, но Он не то, что оно означает".

Как говорит Герберт К. Льюполд: „Он назван этими именами, потому что являет собой отвечающую им личность". Если Иисус не Бог крепкий, он равно и не Чудный, не Советник и не Князь мира. А если так, то зачем вообще употреблять такие слова? Зачем сообщать нам значение имени, не имеющего отношения к делу? Но, как показывает остальная часть книги Исайи и Ветхого Завета, Мессия — в самом деле чудный, советник и князь мира (Исайя 42 и 49; ср. Зах. 9:9, 10; Михей 5:4). И, как доказывает Новый Завет, Он также всемогущий Бог (Иоан. 1:1; Тит 2:13).

10. Иоан. 1:1, 14 гласит: „В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Тэос)... И Слово стало плотию, и обитало с нами...". Этот стих наиболее широко используется и порождает больше всего споров о Божественности Христа. Несомненно, что „Слово" относится к Иисусу, поскольку ст. 14 гласит: „И Слово стало плотию, и обитало с нами". Если принять стихи 1 и 14 буквально, они проповедуют Божественность Христа; они утверждают, что Слово было „у Бога", „было Бог" и „стало плотию".

Чтобы отрицать Божественность Христа по прочтении этих стихов, приходится ложно переводить или перетолковывать Иоан. 1:1. Один из способов, каким ложно переводится Иоан. 1:1 — это переложение фразы „Слово было Бог" (по-английски здесь стоит неопределенный артикль „а". — Прим. перев.). Однако, греческий текст не позволяет употребить неопределенный артикль перед словом „Бог".

Брюс Мецгер, студент, практикующийся в греческом языке, сообщает об исследовании греческого определенного артикля, выполненном профессором Чикагского университета д-ром Эрнстом Кэдменом Колуэллом. Колуэлл пишет:

Именительный падеж в предикативном положении имеет артикль, когда существительное следует за глаголом; он не имеет артикля, когда существительное предшествует глаголу... Начальный стих Евангелия от Иоанна содержит один из многих примеров, когда это правило подразумевает перевод именной части сказуемого существительным с определенным артиклем. Отсутствие артикля (перед Тэос) не делает именную часть сказуемого неопределенной или качественной, когда оно предшествует глаголу; в этой позиции она неопределенная лишь тогда, когда этого требует контекст. Контекст не требует этого в Евангелии от Иоанна, ибо это заявление не выглядит странным в прологе Евангелия, которое достигает кульминации в исповеди Фомы".

Специалист по библейским языкам Ф. Ф. Брюс, говорит, что перевод фразы как „бог, один из богов" — страшное искажение, потому что пропуск неопределенного артикля обычен для существительных в предикативных конструкциях.

Таким образом, Иоан. 1:1 — один из самых ясных стихов в Новом Завете, выражающих абсолютную Божественность Христа. Конструкция эта обсуждалась многими лучшими в мире специалистами по греческому языку и Библии. Мы могли бы пересказать этот стих примерно так: „Прежде чем что-либо начало существовать. Слово уже существовало. Оно находилось в тесной близости к Богу, и чем был Бог, тем было Слово".

Как говорит Ф. Ф. Брюс о ст. 1: „...Смысл тот, что „и Слово Само было Богом"6.

Иногда спрашивают, как Иисус мог быть „Бог" и „у Бога" в одно и то же время. Ответ на это обнаруживается в понятии Троицы: единый Бог в трех вечных лицах. Слово из Иоан. 1:1 было у других лиц Троицы и само было Бог по природе Своей.

Секта, известная как „Международный путь" толкует бытие Иисуса в качестве Слова в том смысле, что Он был выражением Бога, подобно тому, как наши слова — выражение нас самих. „Путь" не верит, что Иисус был словом в том смысле, что был Богом. В поддержку этого толкования члены этой секты утверждают, что стихи Иоан. 1:1-18 в основном говорят о Боге, а не об Иисусе, что, если бы эти стихи говорили об Иисусе, они прилагали бы к Иисусу характеристики, какие может иметь только Бог. Таким образом, они по мере возможности пытаются отодвинуть на второй план Иисуса, говоря, что весь упор Иоан. 1 сделан на обращении к Богу.

Их толкование, однако, не слишком убедительно. Во-первых, череда местоимений Он и Его в Иоан. 1 имеет мало смысла, если они относятся в основном к Богу, а не к Иисусу, поскольку устремление Евангелия от Иоанна в целом — к тому, чтобы люди смогли уверовать в Иисуса. В ключевом стихе своего Евангелия Иоанн говорил: „Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий..." (Иоан. 20:23). По логике вещей, вступление Иоанна должно быть связано с его основной темой.

Во-вторых, все, что сказано в первых 18 стихах Иоан. 1, повторено об Иисусе где-либо еще в Евангелии или в других отрывках Нового Завета. Несколько примеров:

Глава первая Параллельные тексты
Ст.3 и 10: Он сотворил мир. Иисус деятельно участвовал в сотворении мира (Евр. 1:1, 2, 8-13; Колос. 1:16-18).
Ст. 4: „В Нем была жизнь". Иисус называл себя „хлеб ж и з н и", „воскресение и ж и з н ь", „путь и истина и жизнь" (Иоан. 6:35, 48,51; 11:25; 14:6). Иоан. 20:31 утверждает, что люди могут иметь жизнь, веруя в Иисуса.
Ст. 4 и 9: Он был „свет человеков" и „свет истинный". Иисус сказал, что Он „свет миру" (Иоан. 8:12; 9:5).
Ст. 10: „В мире был" Кто? Логически стих указывает на Иисуса. Повсюду в Евангелии от Иоанна подчеркивается, что именно Иисус пришел в мир (Иоан. 3:17; 6:33 и т. д.).
Ст. 11: „Пришел к своим, и свои Е г о не приняли". Евреи отвергли Иисуса, а не Бога в их понимании (см. Иоан. 3:32). Отвергая Иисуса,они думали, что творят Божью волю.
Ст. 12: „А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими". Всем своим Евангелием Иоанн разъясняет, что люди должны уверовать в Иисуса (Иоан. 3:16-18; 5:24; 12:44; 20:31 и т. д.). Иисус дарует жизнь вечную (Иоан. 10:28).

Альфа и Омега: Первый и последний

Слова Альфа и Омега дают прекрасное, благоговейное описание Бога. Задолго до того, как звезды заполнили небеса и возникла наша вселенная, был Бог. Он пребывает во веки веков. Быт. 1:1 гласит: „В начале был Бог". Бог один заслуживает звании Альфа (первое) и Омега (последнее).

Таким образом, эти имена выражают вечную природу Бога. Он источник и цель всего творения. Ни одно тварное существо не может притязать на то, чтоб быть первым и последним из всего, что есть.

В Писании Иисус и Бог оба зовутся Альфа и Омега, первый и последний.

Бог Иисус
Исайя 41:4 — „Я - Господь первый, и в последних — Я тот же". Апокалипс. 1:17,18 — „Я есмь Первый (рго1оз) и Последний (е5сЬа(.08), и живы и; и был мертв, и се, жив во веки веков..."
Исайя 48:12 — „Я тот же, Я первый и Я последний". Апокалипс. 2:8 — „И ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и последний, Который был мертв, и се, жив".
Апокалипс. 1:8 — „Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, был, и грядет, Вседержитель". Апокалипс. 22:12-16 -„Се, гряду скоро... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, и Первый и Последний... Я Иисус послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие..."
Апокалипс. 21:6, 7 — Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет мне сыном".  

Значение этих отрывков в книге Апокалипсиса нельзя недооценивать. Они — из самых сильных и ярких примеров притязания Христа на Божественность. Не может быть двух первых и последних двух Альф и двух Омег.

Господь

Звание Господа свободно употребляется в обоих Заветах в отношении к Богу и к Иисусу. В Ветхом Завете еврейское слово, означающее Господь, — Адонай. В Септуагинте и Новом Завете слово, переводимое как Господь, — Кириос. Оба слова употреблялись евреями по отношению к Богу.

В Новом Завете Кириос имело два значения, одно общее, а другое — сакральное. Общее употребление было вежливым приветствием, означающим „сударь" или „господин". Сакральный смысл подразумевал Божественность. В некоторых отрывках Нового Завета слово Господь употребляется как уважительная форма в обращении к Иисусу (Иоан. 4:11). Поскольку ранние христиане были, как и евреи, монотеистами, то применение ими к Иисусу слова Господь в сакральном смысле было бы убедительным свидетельством того, что они считали Христа Богом. Как пишут Хогг и Вайн:

Если вспомнить, что люди эти принадлежали к единственному в мире монотеистическому племени, становится ясно значение этой ассоциации Иисуса с Богом в одном этом обращении, „Господь". Связывать с Творцом кого-то заведомо сотворенного, пусть и весьма возвышенного, было возможно для языческих философов, но никак не для еврея".

Римляне, почитавшие императора как бога, часто приветствовали друг друга, говоря: „Кесарь есть Господь". Отказ ранних христиан и евреев воздавать эту почесть императору стал одной из причин их преследования. Этой традицией можно также объяснить важность христианской фразы „Иисус — Господь", т.е. Господь употреблялось в смысле Бог.

В Писании есть несколько ярких примеров, где Иисуса называют „Господь" в сакральном смысле. Ап. Павел писал: „никто, говорящий Духом Божиим... не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Коринф. 12:3). Некоторые могли бы возразить, говоря: „Я верую в Иисуса как в „Господа моего", но я точно не считаю его Богом". Здесь важно понять, что имеется в виду под словом Господь. Любой может произнести слова „Иисус — Господь", и некоторые даже понимают это в смысле „господин", но ап. Павел говорил не об этом, а о Божественности Иисуса. На это есть целый ряд указаний.

1. Павел начал главу 12 Первого послания к Коринфянам, говоря о дарах духовных и о том, что Коринфяне были вовлечены в почитание идолов как богов. По контрасту с этими ложными богами (ст. 1, 2) Павел заявлял, что никто, говорящий Духом Божиим, „не произнесет анафемы на Иисуса" и что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым", подразумевая, что Иисус, Господь, — истинный Бог, стоящий почитания.

2. В ст. 3 Павел обращается с Духом, Иисусом и Богом на равных основаниях. Ст. 4-6 также показывают:

ст. 4: различие даров, но одного и того же Д у-х а;

ст. 5: различие служении, но одного и того же Господа (т. е. Иисуса — ст. 1);

ст. 6: различие действий, но одного и того же Бога. Если Иисус не Бог, почему Он приравнивается к Богу в ст. 5? В ст. 11 и 18 Дух и Бог снова употребляются как синонимы.

Если спросить отрицающего Божественность Христа, молится ли он (или она) Господу, — в ответ можно услышать: „Кого вы имеете в виду?". В этом суть дела. По всему Новому Завету Бога и Иисуса обоих называют Господь. В общем, ответ мог бы быть таков: „Я молюсь Богу, но не верю в молитву Иисусу". На это возражают пять примеров из Нового Завета, где молитва обращается к Иисусу на небесах как к Господу (или Сыну Божьему).

1. В Деян. 7:59, 60 Стефан призывал Иисуса как Господа. Когда его побивали камнями, он молился: „Господе Иисусе! Приими дух мой". Это показывает веру его в то, что Иисус больше, чем человек, и достаточно могуществен, чтобы принять его дух. — „И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего". Благочестивый эллинистический еврей не стал бы молиться никому меньшему, нежели Бог.

2. В 1 Коринф. 1:2 Павел писал к „святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас".

3. В 2 Коринф. 12:8-9, когда Павел говорил о „жале в плоти", он сказал: „Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христов а".

4. В 1 Иоан. 5:13-15 читаем: „Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы не просили, — знаем и то, что получаем просимое от него". — Местоимения Они Его относятся к Сыну Божьему (ст. 13).

5. В Деян. 8:24 Симон сказал: „помолитесь... Господу" (в ст. 16 — упоминание „Господа Иисус а").

И Петр, и Павел называли Иисуса „Господь всех" (Деян. 10:36; Римлян. 10:12). Павел также сказал: „...Ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1 Коринф. 2:8). Кто такой Господь славы? Псал. 23:10 гласит, что „Господь (YHWH) сил, Он — Царь славы". (См. тж. Псал. 95:7, 8.)

Во 2 Коринф. 4:4-5 Павел назвал Иисуса Господом, говоря: „бог века сего [Сатана] ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса. Господа". Следовательно, Христос, образ Бога, есть Господь.

Павел использовал тот же язык и те же фигуры речи, называя Иисуса Господом, какие использовал в Ветхом Завете Исайя для Ягве (Иеговы):

Бог Иисус
,,Я — Бог и нет иного. ...предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила" (Исайя 45:22-24). „...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос" (Филлиппис. 2:10-11).

У Павла, знатока Ветхого Завета и фарисея, такая параллель не может быть случайной.

Иисус называет Себя „господин субботы", т. е. говорит о Себе как о творце субботы. В Исход. 31:13, 17 Бог сказал: „субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами... это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки". Для еврея Ягве был как создателем, так и господином субботы. Когда некоторые фарисеи упрекали Иисуса в том, что Он позволяет Своим ученикам собирать зерно в субботу, „трудясь" и таким образом нарушая закон. Он сказал, что не видит в этом греха, потому что Он — „господин субботы" (Матф. 12:8). Как говорит К. С. Льюис:

Вот еще любопытное замечание: почти во всех религиях есть неприятные обряды вроде поста. В один прекрасный день этот Человек вдруг замечает: „Никому нет нужды поститься, пока Я здесь". Кто этот Человек, который замечает, что одно Его присутствие откладывает выполнение всех нормальных правил? Что это за личность, которая может ни с того ни с чего объявить школьникам, что отпускает их с уроков?"

Евреи, которые слышали Его, сочли Его слова богохульством. Потом, в тот же субботний день Он отправился в их синагогу — и снова обратил на себя внимание „трудом", исцелив больного, что еще более разъярило их. В их понимании это тоже было нарушением субботы. Возбужденные Его притязанием на власть, какая могла быть у одного лишь Бога, они пытались убить Иисуса (Матф. 12:14).

Вспомним еще раз, что, согласно Второзак. 6:4 и Марк. 12:29, может быть лишь один Господь.

Спаситель

Бог Ветхого Завета недвусмысленно заявлял, что Он один — Спаситель. „Я, Я — Господь (Ягве), и нет Спасителя кроме меня" (Исаия 43:11). Однако Писание открыто заявляет, что Иисус также Спаситель.

Бог Иисус
Исайя 43:3 - „Я -Господь Бог твой.. Спаситель твой". Матф. 1:21 — „...и наречешь Ему имя: Иисус;

ибо Он спасет людей Своих от грехов их".

Иоан. 1:29 — „на другой день видит Иоанн... Иисуса и говорит:вот, Агнец Божий, Который берет (на себя) грех мира".

1 Тимоф. 4:10 -„...уповаем на Бога живого. Который есть Спаситель всех человеков...". Иоанн. 4:42 — „Он истинно Спаситель мира, Христос".

Евр. 5:9 — „...сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного".

Лук. 1:47 — „И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем". Лук. 2:11 — „Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который и есть Христос Господь".

Павел велел Титу ожидать блаженного упования, „явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:13). Здесь важен контекст этого стиха. На протяжении двенадцати стихов Павел неизменно употребляет фразы „Спаситель наш. Бог" и Иисус, Спаситель наш" (Тит. 2:10.13; 3:4, 6).

Царь

Царь— звание, которое выражает величие Бога. Псалмопевец писал: „ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами" (Псал. 94:3). — Бог сказал: „Я — Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш" (Исайя, 43:15). Более тридцати раз в Псалмах, у Исайи, Иеремии, Даниила, Захарии и Малахии о Боге говорится как о „Царе", „Царе Израиля" и „Великом Царе".

Хотя и верно, что „царь" — это чаще всего человеческий титул. Новый Завет не только говорит о Христе как о Царе в том же смысле, в каком Ветхий Завет описывает Бога, но и называет Его еще и Царь царей". — („...и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей" [Апокалипс. 17:14]). При втором пришествии Христа слова ЦАРЬ ЦАРЕЙ и ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ будут написаны на одежде Его (Апокалипс. 19:16). В Ветхом Завете о Ягве (Иегове) говорится как о Боге богов и Владыке владык (Второзак. 10:17).

Первое послание к Тимофею, 6:14-16 имеет особое значение. Оно гласит:" „...до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие,

Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может". Местоимение, заменяющее „Царя царей и Господа господствующих" может относиться как к Христу, так и к Богу. Если речь здесь идет о Христе в Его состоянии славы (Апокалипс. 1:12-18),. тогда Он был бы „единый сильный", „Царь царей", единственный, кому принадлежит „бессмертие" и единственный, кто „обитает в неприступном свете" — все звания Божественности. С другой стороны, если этот отрывок говорит о Боге, тогда Оба, Христос и Бог, имеют одинаковые звания „Царь царей и Господь господствующих", как показывают другие, вышеупомянутые отрывки (Апокалипс. 17:14). В любом случае это говорит в пользу Божественности Христа.

Судия

Ветхий Завет не оставляет сомнений, что Бог — судия каждой души. „Он призывает свыше небо и землю судить народ свой... ибо судья сей есть Бог" (Псал. 49:4, 6). Есть много упоминаний о Ягве (Иегове) как о судье, например. Быт. 18:25; Псал. 95:13; Евр. 12:23, 24; 1 Петр. 1:17). Однако в Новом Завете Бог Отец „весь суд отдал Сыну" (Иоан. 5:22). Причина того, что весь суд отдан Сыну, названа в следующем стихе: „Дабы все чтили Сына, как чтут Отца". Почитают ли Отца как Бога? Конечно. Так что Сына следует почитать так же.

Весь этот отрывок (Иоан. 5:17-30) — одно из сильнейших сложных утверждений Божественности Христа во всей Библии. Иисус — тот единственный, Кто будет судить „живых и мертвых" (2 Тимоф. 4:1). Именно „ пред судилище Христово" (2 Коринф. 5:10) явятся все верующие. Римлян. 14:10 употребляет „суд Христов" точно таким же образом. Как Христос, так и Ягве испытуют сердца верующих (Апокалипс. 2:23; Иерем. 17:10). Таким образом, Иисус и Ягве выступают как единый судия.

Свет

Слово „свет" — нередкая библейская метафора для Бога. Его присутствия или откровения. Бог есть „свет", „вечный свет", „свет для язычников". Тот, кто освещает пути наши и „просвещает тьму" (Псал. 26:1; Исайя 42:6; 60:19, 20; 2 Царств 22:29).

Иисус настаивал на том, что Он есть свет, а не просто тот, кто указывает путь к свету. Он сказал: „Я (эго эйми) свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоан. 8:12). Насчет Себя Иисус также сказал: „Суд же состоит в том. что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, чем свет..." (Иоан. 3:19). Он сказал: „Доколе Я в мире, Я свет миру" (Иоан. 9:5). Апостол Иоанн говорил, что Иисус „свет человеков", „свет истинный" и „просвещает всякого человека" (Иоан. 1:4, 9). Точно так же, как Бог, Иисус есть вечный свет (Исайя 60:19, 20; Апокалипс. 21:23; 22:25).

Твердыня

Твердыня (скала, камень) может означать многое, но в качестве имени Бога она символизирует Его надежность, прочность и силу. Перед самой смертью Моисей оставил детям Израилевым песнь, напоминавшую им, кто такой Бог и что Бог сделал для них. Два имени Божьих, которые он употребил, были Ягве и Твердыня. „Имя Господа (Ягве) прославлю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня..." (Второзак. 32:3-4, см. тж. Второзак. 32:15, 18, 31). Псалмопевец назвал Бога твердыней своего (или нашего) спасения (Псал. 88:27; 94:1). Давид чтил Бога, называя Его „твердыня", „скала", „убежище" и „скала Израилева" (2 Царств 22:2, 3, 47; 23:3). В 2-ой Книге Царств задан риторический вопрос: „Ибо кто был Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?"

В Новом Завете Иисусу дано звание „Камня". Павел вспоминал детей Израилевых с Моисеем в пустыне, когда писал: „И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (1 Коринф. 10:3-4; см. Исход. 17:6; Неем. 9:15). Здесь Павел символически упоминает о том, как дети Израилевы были накормлены Богом — манной Господней (ст. 3), питьем из Христа (ст. 4). Таким образом, по мысли Павла, Христос был Ягве.

Павел также говорил об Иисусе, называя Его „камень преткновения" (Римлян. 9:33-34). Ап. Петр говорил о Нем, как о „камне живом", „камне преткновения", „камне краеугольном, избранном, драгоценном"; называл Его „камень, который отвергли строители" (1 Петр. 2:4-8).

Твердыня" Ветхого Завета и „камень" Нового в английских переводах Библии обозначаются одним и тем же словом „rock".

Искупитель

Слово искупитель обозначает того, кто приобретает или выкупает что-то обратно. Когда человечество духовно обанкротилось и было неспособно спастись. Бог Отец по Своему совету и предвидению (Деян. 2:23) принес в жертву Своего Сына во искупление всего, открыв любому дверь для примирения с Богом. Писание гласит, что у Бога „многое... избавление" (Псал. 129:7-8), что Бог — „Искупитель" (Исайя 48:17; 54:5, 63:9) и Тот, кто избавляет от могилы жизнь твою" (Псал. 102:4). Окончательное искупление греха может прийти только от Бога.

Иисус Христос — искупитель грехов наших. В Иисусе „ мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов..." (Ефес. 1:7). Иисус — Тот, Кто для нас „приобрел вечное искупление" (Евр. 9:12). Павел проповедовал пресвитерам в Ефесе „пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28). Это могло относиться только к смерти Христа на кресте. Иисус Христос — Бог Сын, искупитель наш.

Господь — оправдание наше

Из-за потребности человечества в оправдании и неспособности нашей соответствовать образу правды Божьей (см. Римлян. 3:23) Ветхий Завет пророчествовал, что однажды Ягве восставит „отрасль праведную" от корня Давидова, Которая назовется „Господь — оправдание наше" (Иерем. 23:6; 33:15, 16). Согласно учению Ветхого Завета, эта отрасль — Мессия, или Христос (ср. Лук. 1:32). Поэтому одно из имен Иисуса — „Господь — оправдание наше". Исайя 45:24 сообщает нам, что: „Только у Господа (Ягве)... правда и сила".

Муж

В звании муж, когда оно применяется к Богу, прекрасно в числе прочего то, что оно напоминает нам, как Божья любовь стремится заполнить пустоту и одиночество людских сердец, подобно тому, как любящий муж удовлетворяет желания своей жены (и наоборот). Исайя напомнил об этой истине Израилю, когда сказал: „Ибо твой творец есть супруг твой" (Исайя 54:5). В книге Осии любовь Бога к Израилю сравнивается с любовью верного мужа к неверной жене. Бог обещал, что, когда судный день придет, Израиль снова назовет Его своим мужем (Осия 2:16).

Точно так же, как Бог — „муж" Израиля, Новый Завет видит в Иисусе „мужа" церкви. Христос сказал, что Его ученикам разрешено не поститься, поскольку он „жених" (Марк 2:18, 19). В Матф. 25:1 сказано, что „девы" (церковь) встречают „жениха" Иисуса. В 2 Коринф. 11:2 Павел сказал, что церковь обручена „единому мужу, ...Христу". В Апока-липс. 21:2, 9 об Иисусе говорится как о „муже" „невесты" — нового небесного Иерусалима. Подобно Богу, Иисус Христос — Божественный муж.

Пастырь

Прекрасное слово для Бога и Его заботы о людях — пастырь. „Господь — Пастырь мой! я ни в чем не буду нуждаться", — пел Давид (Псал. 23:1). Псал. 79:2 гласит: „Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа". Быт. 49:24 называет Бога „Пастырь и твердыня Израилева". Иезекииль посвящает главу Богу как „пастырю" заблудшего дома Израилева, овец пастбища Его (Иезек. 34).

Хотя употребление слова „пастырь" не доказывает Божественности Христа, ап. Павел и автор послания к евреям заходят настолько далеко, что называют Христа „Пастыреначальник", „Пастырь овец великий" и „Пастырь и блюститель" (1 Петр. 5:4; Евр. 13:20); 1 Петр. 2:25). Сам Иисус также называл Себя „пастырем", утверждая, что Он „пастырь добрый" (Иоан. 10:11), один Пастырь (Иоан. 10:16).

Творец

Первый стих Библии гласит: „В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Бог четко определяется как творец. Сказать другое было бы для евреев богохульством. Вновь и вновь повторяется, что Бог сотворил мир (Иов. 33:4; Псал. 94:5, 6; 101:26; Ек-клес. 12:1; Исайя 40:28).

Новый Завет утверждает Божественность Христа, говоря о Нем как о творце:

О н о [Слово — Христос] было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... В мире [Он] — был, и мир чргз Него начал быть, и мир Е г о не познал" (Иоан. 1:2, 3,10).

Цепочка согласованных местоимений дает понять, что лицо, о Котором идет речь, — Иисус. Павел выражал ту же мысль: „Ибо И м (Иисусом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Ими для Него создано, н О н есть прежде всего, и все И м стоит. И 0 н есть глава тела церкви: 0 н начатою, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство..." (Колос. 1:16-18).

Текст показывает, что Павел писал об Иисусе. Согласованные местоимения относятся лишь к одному лицу. Они говорят о лице. Которым „создано все". Которое „глава церкви", „начаток" и „первенец из мертвых". Согласно Ефес. 5:23, Иоан. 1:1 и 1 Коринф. 15:20, Иисус был всем этим.

То же подчеркивает и автор послания к Евреям. „Бог в последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил" (Евр. 1:1. 2). В той же главе, поскольку речь идет по-прежнему о „Сыне", автор продолжает утверждать: „в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих" (Евр. 1:10).

Льюис Сперри Чейфер утверждает:

Сам по себе акт творения — несравненное предприятие. Творя материальные предметы, Бог вызывал их к существованию из ничего. Мы отнюдь не имеем в виду, что пустота порождала материю. Очевидно, что само по себе из ничего возникнуть ничто не может. Библия утверждает, что все вызвано к существованию из неисчерпаемых источников Бога. Он Источник всего, что есть. Самоопределяющаяся воля Бога создала материальную вселенную, как установлено в послании к Римлянам, 11:36: „Ибо все из Него, Им и к нему. Ему слава во веки..." В этом отрывке сотворение всего приписано Богу; но в Колос. 1:16-17 в тех же общих терминах утверждается, что все сотворено Христом и для Него, что Он прежде всех вещей и что Им сотворено все".

Дающий жизнь

Венцом творения было, когда Бог „создал... человека и вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт. 2:7). Во Второзак. 32:39 после слов „нет Бога, кроме Меня", — Бог сказал: „Я оживляю" (ср. Псал. 35:10).

Иисус сказал: „Ибо как Отец оживляет мертвых и живых, так и сын оживляет, кого хочет" (Иоан. 5:21). Как раз перед тем, как воскресить Лазаря из мертвых, Иисус сказал: „Я есмь воскресение и жизнь" (Иоан. 11:25). Более того, Он сказал: „...Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей... Я и Отец одно" (Иоан. 10:28-30). Иисус сказал (имея в виду Ветхий Завет), что Писания „свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (Иоан. 5:39. 40).

Отпускающий грехи

Бог — Тот, Кто прощает „вину, преступление и грех" (Исход. 34:7; см. тж. Неем. 9:17; Псал. 85:5; 129:4; Исайя 55:7; Иерем. 31:34; Дан. 9:9; Иона 4:2). Иисус, Бог Сын может отпускать грех. Колос. 2:13 и 3:13 говорят об Иисусе как о прощающем преступление. Иисус сказал Павлу, что „прощение грехов" обретается „верою в Меня" (Деян. 26:18).

Некие люди хотели, чтобы Он исцелил их друга, парализованного (Марк 2:1-12). Когда Иисус проповедовал в одном доме, они спустили этого человека через дыру в крыше так, чтобы он мог лечь у ног Иисуса. Тронутый их верой в Него, Иисус сказал паралитику: „Чадо, прощаются тебе грехи твои". „Что за надменность! Что за самонадеянность!" — думал кое-кто в толпе. Откуда мог Иисус знать грехи парализованного, тем более — предлагать прощение, словно Он был Богом и грехи были совершены против Него Самого? Словно Он обладал такой властью? Ответ Иисуса был ясен. Он не был надменным. Он говорил правду. Вот доказательство: „чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, ...встань, возьми постель твою и иди в дом твой". Тот человек пошел, и все они были изумлены и славили Бога.

Из этого отрывка, в особенности Марк. 2:7, специалист по греческому языку А. Т. Робертсон заключает:

Они считали богохульством со стороны Иисуса принимать на себя эту Божественную прерогативу. Логика их была правильна. Единственным ее изъяном была возможность того, что Иисус находился с Богом в особых отношениях, которые оправдывали его притязание. Так что две эти силы схлестнулись отныне из-за Божественности Иисуса Христа. Превосходно зная, что посягает на прерогативу Бога прощать грехи человеческие, Он оправдывает свое притязание, исцеляя человека".

Роберт Алан Коул в комментарии к Евангелию от Марка пишет, что этот отрывок можно рассматривать по-разному, приходя, однако, к одному и тому же выводу. Он пересказывает отрывок, объясняя:

Можно двояко понять этот отрывок; оба направления плодотворны и, если достаточно развить их, сливаются в одно. Первое истолкование — это пересказ: „Вы говорите, что только Бог может прощать грехи? Но я покажу вам, что, вот, человек с тою же самой властью", — таким образом приводя вдумчивого книжника к уравниванию человека Иисуса Христа с Богом".

В своей лекции об отпущении один из авторов этой книги, Джош Макдауэлл, подчеркивает:

Понятие прощения смущало меня довольно долго. Однажды на философском семинаре, отвечая на вопрос о Божественности Христа, я процитировал вышеприведенные стихи из Марк. 2. Один аспирант оспорил мой вывод о том, что отпущение грехов Христом доказывает Его Божественность. Он сказал, что он сам может простить кого угодно, но это еще не доказывает, будто он притязает быть Богом. Думая над его словами, я внезапно понял, почему религиозные вожди были настроены против Христа. Да, можно сказать: „Я прощаю тебя", — но сказать это может лишь тот, против которого совершен грех. Но это не то, что делал Христос. Паралитик согрешил против Бога Отца, и вот Иисус, своей собственной властью, сказал: „прощаются тебе грехи твои". Конечно, мы можем прощать обиды, нанесенные нам, но никто, кроме Самого Бога, никоим образом не может прощать грехов, совершенных против Бога. Вот что сказал Иисус".

Власть Иисуса прощать грехи — разительный пример использования Им полномочий, принадлежащих одному лишь Богу.

Господь, целитель наш

В Исход. 15:26 Ягве сказал: „...Я, Господь, целитель твой". Хотя правда, что Бог многим сообщал дар исцеления на протяжении веков, никто никогда не притязал исцелять посредством личной власти, как Иисус. Ранние ученики верили в эту власть, исцеляя и изгоняя бесов во имя Иисуса (Матф. 10:1; Марк. 9:38; Лук. 10:17). Враги Иисуса были в ужасе (Иоан. 9:24). Кто в здравом уме осмелился бы исцелять и изгонять бесов своим собственным именем? Это было бы похищением славы, принадлежащей лишь Богу.

Частью своей исцеляющей силы Иисус провозглашал также Свою власть над силами демоническими (Матф. 12:22-29), причем то, что побежденные бесы уступали, удостоверяло, что Он „Святый Божий" и „Сын Бога" (Марк. 1:24; 5:7; Лук. 4:34). Ранняя церковь соглашалась с этим, проповедуя что все Ангелы, и власти, и силы покорились Ему (1 Петр. 3:22). В Деян. 9:34, когда ап. Петр встретил парализованного, он окликнул его по имени и сказал: „Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос.. И Он исцелил. Иисус и на небесах действовал как целитель, как Бог.

Так во весь голос вещает Писание. Иисус Сам притязал называться, и другие называли Его именами и званиями, которые мог по праву носить лишь Бог: Ягве, Бог, Альфа и Омега, Господь, Спаситель, Царь, Судия, Искупитель, Господь — оправдание наше. Другими званиями, которые Он разделял с Богом, были Свет, Твердыня, Муж, Пастырь, Творец, Дающий жизнь. Отпускающий грехи и Целитель.

Если бы Иисус был Богом, то вместе с притязаниями на имена и звания, которые мог носить лишь Бог, ему пришлось бы также иметь определения, какие могут принадлежать лишь Богу. Имел ли Он их? Учит ли Писание, что Он их имел?

Далее

К Содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки