РЕФОРМА ПО-ГРУЗИНСКИ,
или Приближение к национальной культуре

 

Владимир ЧАЙКА писал: «Иногда случается так, что нам предлагают деньги, но при условии: делайте так, как мы скажем! Конечно, согласиться на такое мы не можем, потому что мы против лжеучений, против оккультизма и модернизма, которые подрывают основы церкви. В таких случаях я говорю братьям: не будем изобретать нечто новое, у нас есть проверенное временем евангельское учение, которое принесло свои плоды и благословение на вашей и нашей земле, будем его придерживаться».

Совершенно неожиданно опасения служителя получили подтверждение. В «Международную Христианскую газету» в 2005 г. написал служитель евангельских христиан-баптистов из Грузии с сердечной просьбой непременно опубликовать его письмо в  газете.

 

Наблюдательные христиане заметили, что в последнее время во всем мире происходит нечто странное в протестантских церквах. Церковные лидеры будто соревнуются друг с другом в том, кто больше новшеств внесет в церковь. В связи с этим нередко можно услышать слово «реформа». Оно стало очень популярным среди пасторов и служителей.

Хочу рассказать и я об одной реформе (если, конечно, то о чем пойдет речь, можно назвать реформой), которая произвела разделение баптистских церквей в Грузии. Уверен, что аналогичные процессы происходят и в других странах.

Всё началось около восьми лет назад. В то время я трудился в Союзе баптистов Грузии в качестве генерального секретаря. В 1997 г. я по собственному желанию оставил этот пост, так как не мог еженедельно ездить из дома за 120 км в Тбилиси. Избрали нового генерального секретаря, а президентом Союза остался Малхаз Сонгулашвили, который был президентом и при мне.

Вскоре после выборов президент начал реформировать Центральную тбилисскую баптистскую общину, которая во все времена была примером для остальных церквей Грузии. Суть начатой реформы состояла в следующем: президент отрастил бороду, облачился в католическое (!) одеяние-рясу, на голову надел корону (подобно той, какая у папы римского), в руках у президента появился посох... По углам церковного здания повесили иконы (фрески), поставили свечи, в день хлебопреломления стали применять ...кадило. При этом к хлебопреломлению стали допускать всех: верующих и неверующих, крещенных и не крещенных... В том же году стали регулярно проводиться так называемые экуменические богослужения, на которые приглашались мусульмане и христиане – католики, протестанты, православные. Служения носили молитвенный характер – за жертвы теракта 11 сентября, за погибших от цунами и т.д. Заканчивались молитвы уличными шествиями, которые показывало (при этом иронизируя и удивляясь) центральное телевидение Грузии.

 

Еще в 1997 г., когда всё это началось, мы, несколько служителей, потребовали от руководства объяснения происходящего. Ответ был столь же нелепым, сколько и простым: «Грузинский народ не принимает протестантского стиля богослужений, поэтому нам надо стоять ближе к национальной культуре и религии». Мы понимали, что это – не более чем сумасбродство, но сложность была в том, что вокруг Малхаза уже появилось окружение, состоящее из молодых служителей, которым такая «реформа» была по вкусу. Это продолжалось три-четыре года, в течение которых мы умоляли, упрашивали, молились... Всё – безрезультатно. Когда стало ясно, что результатов наших отчаянных усилий ожидать не приходится, лидеры 14 поместных церквей объявили «реформу» ересью и окончательно порвали все связи с Союзом.

В прошлом году из 14 церквей образовалось новое баптистское объединение. На этом можно было бы поставить точку, но есть одно «но». А именно, вопрос: кто же всё это время являлся вдохновителем грузинской «реформы»? Им оказалась Европейская баптистская федерация (EbF). Да, не удивляйтесь, её служители во главе с Карлом Хайнцем Вальтером и Хильдой Сайрес, которая возглавляет женское служение в Европе. По своей наивности мы несколько раз обращались к лидерам EbF с письмами. Через два года Грузию посетил Карл Хайнц Вальтер, который пожелал увидеть «реформу» собственными глазами. Его привезли на католико-лютерано-православное служение, в конце которого на сцене появилась группа девушек в колготках, исполнившая «христианские танцы» (пантомиму). Очевидцы свидетельствовали, что Карл Хайнц Вальтер был не в силах сдержать своих эмоций и направил много хвалебных слов в адрес молодого «реформатора» – Малхаза. Европейский гость был настолько впечатлен реформами, что даже не посчитал нужным с нами встретиться. Оставил нам только устное сообщение: «Хорошо бы и вам тоже принять реформы!»

В 2004 г. президент EbF посетил Грузию во второй раз. Его сопровождали также другие лидеры федерации. Похвала после ознакомления с реформами стала еще восторженней.

Интересен еще один факт. О том, что происходит в Грузии, равно как и о роли EbF в этом процессе, я лично многократно информировал братские баптистские Союзы в России, Украине, Казахстане... Ни один из них так и не выразил своего мнения. Естественно, у всех свои проблемы, их много, и мы это понимаем. Понимаем и то, что EbF оказывает материальную помощь этим Союзам, финансирует много хороших проектов, в том числе строительство молитвенных домов. Но с каких пор материальная поддержка стала выше чистоты евангельского учения и бескомпромиссности? Уже не для кого не секрет, что EbF, которую еще 10-12 лет назад называли «Европейской баптистской семьей», стала, по сути, экуменическим центром. А может, так было всегда, просто мы об этом не знали?

Дорогие братья! Вы, конечно, можете продолжать молчать и делать вид, что в Грузии ничего серьезного не происходит. Но что вы будете делать, когда эти «реформы» с «благословения» EbF и Всемирного баптистского Альянса придут в ваши церкви?! Придут к вам «любящие и авторитетные» братья из этих организаций и скажут: «Всё, что происходит в ваших церквах, – хорошо! Не беспокойтесь. Это ближе к вашей национальной культуре». Не будет ли тогда слишком поздно?

Помоги нам всем Господь!

Леван АХАЛМОСУЛИШВИЛИ,
пастор Грурджаанской церкви, Грузия

«Международная Христианская газета», июль, 2005

(На фото Малхаз Сонгулашвили и Центральная церковь ЕХБ Тбилиси)

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки