Е. Кулюкин

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕСЯТИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ

 

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).

Десятина

Десятина — это посвященная Богу десятая часть от материальных ценностей. Основной принцип десятины — признание того, что всё на земле, включая всю частную и общественную собственность, принадлежит Богу, и человек только слуга Его. Десятина является знаком почитания Господа как неоспоримого владельца всего на земле. Традиция приношения десятины была в обиходе семитских народов издревле и практиковалась задолго до того, как закон Моисеев вступил в силу.

Десятина в Израиле включала десятую часть всего годового дохода от сельскохозяйственных угодий и от прироста скота. Все это провозглашалось посвященным Яхве в качестве арендной платы или даже феодального оброка, отдаваемого настоящему Владельцу земли.

Традиция приношения десятины перешла в христианскую церковь не как прямая заповедь, но как хорошее правило, подобно многим другим правилам, усвоенным церковью из ветхозаветного законодательства.

Следует отметить, что Сам Христос осуждал законников, но не за их аккуратное соблюдение религиозных правил, а за то, что они, увлекшись соблюдением буквы закона, перестали оказывать милосердие людям и больше не имели любви к Богу.

Бог не обязывает нас соблюдать ветхозаветный религиозный закон с целью получить спасение. Христос исполнил закон за нас, и только посредством Его подвижничества мы спасаемся, но это совершенно не значит, что мы избавлены от соблюдения тех морально-нравственных принципов закона, которые регулируют наши отношения с людьми и Богом. Допустим, нам следует жертвовать наши деньги в пользу церкви, этим мы выражаем нашу благодарность Богу за Его благословения и заботу о тех людях, которые нуждаются в материальной поддержке.

Безусловно, десятина и все наши пожертвования должны совершаться добровольно. В Новом Завете говорится о «доброхотно дающем» человеке, то есть добросовестно и без принуждения жертвующем Господу часть из того, что он имеет.

Разумеется, нет необходимости долго объяснять, какую практическую пользу приносит делу Божьему десятина. Наши церкви нуждаются в материальной поддержке, и десятина — это один из лучших способов накопления бюджета. Возможно, десятина и не самый большой вклад, который мы можем сделать, но это уже первое благословение, приносимое нами в церковь. Придут и другие благословения, которые будут полезны и нам, например, прекрасные новые церковные здания, образованные, компетентные служители, безбедность членов церкви.

Евреи были отнюдь не первой нацией, практикующей десятину. Она существовала в различных видах во многих древних культурах: в египетской, сирийской, вавилонской, ассирийской, тогда десятины приносились национальным богам. Тем не менее, самая развитая система приношения десятин культивировалась в Израиле.

Задолго до того, как Израиль зарекомендовал себя в качестве нации, Авраам и Мелхиседек были уже знакомы с практикой десятины. «Он (Мелхиседек) был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:19-20). Мелхиседек выполняет здесь роль священника, благословляя Авраама и снабжая его вином и хлебом для празднования победы над враждебным Кедорлаомером.

Приношение Авраамом десятины, вероятно, имело под собой богословскую основу — в знак признания того, что Бог Всевышний подарил ему победу. Заметим, что десятина была отдана Авраамом добровольно. В то время не было особой заповеди, предписывающей ее уплату, но он сделал это по собственному желанию и чистосердечно.

Следующим человеком, дававшим десятину, был патриарх Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим, и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22). Предполагая, что Бог позаботится о нем и благословит его путь и будет его Богом, Иаков обещает отдавать десятину. Десятина пойдет на поддержку «дома Божия»; здесь мы видим как бы раннее упоминание об основном предназначении десятины — попечении о доме Божием (храме, скинии).

Слово «десятина» упоминается 32 раза в Ветхом Завете, из них 17 в Пятикнижии. Помимо предыдущих упоминаний в Библии есть немало еще более важных мест, говорящих о десятине. Например, в книге Левит мы читаем: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27:30).

Заповедь — это правило или предписание, данное и установленное Богом. Яхве дал израильтянам заповеди и правила, через исполнение которых они могли бы жить богоугодной, благочестивой жизнью, Закон о десятине также являлся заповедью Господа. Бог ожидал от людей жизни в соответствии с законом, и каждый израильтянин был хорошо осведомлен об этом. Более того, люди понимали, что их земля, их имущество, даже их собственные жизни принадлежали Яхве; и десятина, которую они платили, была лишь маленькой частицей по сравнению с бессчетными благословениями Божиими. Древние евреи не посмели бы удержать даже и части десятины для себя, потому что это расценивалось как воровство у Бога.

Десятина — это «святыня», т. е. отделенная от общего для особой цели часть, и принадлежала она только Господу. Отдавая десятины, израильтяне безмолвно выражали этим свою благодарность Господу за обильное благословение, данное Им.

Израильтяне отдавали в уплату десятины такие части своего имущества, как: зерно, вино, оливковое масло, фрукты, крупный и мелкий скот. Те евреи, которые были в состоянии отдавать деньгами (серебром), должны были прибавить к общей стоимости десятины еще 20% от всей суммы для левитов. На самом деле израильтяне должны были приносить три десятины (3 разных вида). Первая из них шла на поддержку нужд служителей Божиих, левитов и священников (Чис. 18:21,24). Вторая предназначалась для проведения священных праздников (Втор. 12:17-18; 14:23). Третья десятина употреблялась для попечения о бедных, сиротах и вдовах (Втор. 14:28-29; 26:12-13). Первые два вида собирались каждый год, третья десятина уплачивалась раз в три года. Следовательно, десятина составляла в действительности 23% от ежегодного урожая и приплода домашнего скота.

Теперь мы видим, что сбор десятины мотивировался различными причинами. Десятина для бедных, по-видимому, выполняла гуманитарную роль — шла в помощь нуждающимся людям; это осуществление заботы о вдовах и сиротах, которых Сам Бог защищает.

Праздничная десятина употреблялась для проведения праздников, для поддержания духа единства народа Божиего, общения людей между собой, что приближало всех к Богу.

Очевидно, наиболее важной была десятина для левитов: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18:21). Как известно, левиты не получили земли, как другие колена израильские. Они не имели права принимать участие в других сферах деятельности, помимо духовного служения. Следовательно, не имея возможности самим зарабатывать себе на жизнь, они нуждались в материальной поддержке всего общества. Действительно, весь народ израильский кормил и одевал их, пока они выполняли служение. Своими десятинами израильтяне признавали настоящую роль священников и левитов как представителей Бога, имеющих право получать поддержку, пока они совершали служение перед Богом за весь народ.

Во времена Неемии люди пытались избегать служения в храме, чтобы не платить десятины. Пророк Малахия встретил это резкой критикой, так как уклоняясь от уплаты десятины, люди фактически крадут у Бога Его часть. Пророк Амос в свою очередь осуждал тех, кто, хотя и приносил десятину, делал это без особой радости и без любви к Богу. Пророки призывали людей быть честными по отношению к Богу и любить Его соблюдением Его заповедей, делать это добровольно и с желанием. Господь не требовал многого, но даже то малое, сделанное из чистых побуждений, могло принести Ему радость. Уже за это Создатель обещал великие благословения с неба. Господь ценит тех, кто с радостью отдает Ему, по крайней мере, столько, сколько в состоянии отдать. Десятина — маленькая благодарность за великие дары Бога; это начало нашей самоотдачи Ему. Никто не мешает нам жертвовать Богу больше, чем 10%, тем не менее, приносить десятину всегда лучше, чем удерживать от Бога Его часть. Если десятина и кажется нам слишком большой, разве это не подтверждает того факта, что Бог уже так обильно благословил нас?

Из того, что закон о десятине был так глубоко укоренен в сознании ветхозаветных евреев, мы можем свободно допустить, что христиане — евреи, доминирующие в первые годы формирования и становления ранней церкви, отдавали десятину в своих поместных общинах. Несомненно, они пошли дальше, чем сбор десятины, об этом мы читаем в первых главах книги Деяний апостолов, но изображенный там прогресс жертвенности вовсе не доказывает того, что десятина была отменена. У нас есть все основания полагать, что ранняя церковь понимала важность десятины как минимума, который необходимо отдавать Господу.

Влиятельный отец ранней церкви Ириней расценивал десятину как минимальный стандарт пожертвований в христианской общине. Он считал, что христианам следует жертвовать не меньше десятины в надежде на будущие блага.

Двумя веками позже Августин также признал десятину за основной стандарт жертвенности. Он утверждал, что десятина — это уплата задолженности, и кто не хочет отдавать десятину, тот виновен в воровстве у Бога. Кто же хочет получить награду, пусть уплачивает десятину и из девяноста оставшихся процентов отдает милостыню нуждающимся. В свою очередь Иероним говорил, что не отдающий десятины обманывает Бога.

Суммируя предыдущие высказывания, мы можем утверждать, что церковь в целом, по крайней мере, в первые 400 лет своей истории, признавала практику десятины и расценивала ее как минимальный стандарт пожертвования.

Что же можно сказать о со временной церкви? Многие христиане сегодня говорят, что закон уже не имеет силы, и мы живем во время благодати, которую Иисус Христос принес на землю. Поэтому они не хотят накладывать на себя такое «иго», как десятина, и жертвуют по благодати (надо понимать, в зависимости от того, сколько каждый пожелает). Журнал «Christianity Today» приводит следующую статистику: в среднем члены разных американских конфессий жертвуют около 2,5% от своего дохода. Теперь сравним эту цифру с 23% десятин в древнем Израиле и попробуем ответить на вопрос, почему пожертвования по благодати оказываются такими незначительными.

Никто не может с уверенностью сказать, что проблема десятины решена в российских церквах. Очень немногие церкви поставили себе за правило собирать десятину. Церкви России (нет смысла скрывать очевидный факт) очень бедны в финансовом отношении, хотя значительная часть членов церкви далеко не бедна. Скорее всего, мы просто не привыкли жертвовать для Господа.

Поговорив с российскими пасторами, узнаешь, что у нас нет точной информации о количестве и форме пожертвований, хотя есть отдельные члены церкви, отдающие десятину.

Во многих церквах популярна теория пожертвований по благодати. Люди просто уверены в своей свободе от закона — это хорошо. Только мы забываем очень важную вещь: мы свободны от закона религиозного (от необходимости приносить жертвы за грех, от храмовых ритуалов, от обрезания), но не избавлены от того, чтобы соблюдать морально-нравственные принципы закона, которые регулируют отношения людей в обществе. К примеру, даже члены светских клубов и обществ платят взносы, подтверждая этим свое членство, а также для того, чтобы их объединения успешно развивались и росло их благосостояние. Мы являемся гражданами наших государств и вынуждены платить налоги; только в том случае наши государства будут сильны, если их граждане будут исполнять свои обязанности. Естественно, мы все хотели бы, чтобы пасторы церквей выполняли свою работу хорошо, но если мы не жертвуем для этого даже минимума, разве мы можем ожидать, и тем более требовать, от них полной самоотдачи в пасторском деле?

Действительно, в течение многих лет наши пасторы старались справиться с непосильной задачей — заниматься светской и духовной деятельностью одновременно, т. е. быть и пасторами, и в то же время работать на производстве. Хотя нельзя не признать того, что многие, несмотря на все невзгоды и трудности, все же продолжали оставаться хорошими пастырями своей паствы.

Печально, что сегодня члены наших церквей и даже многие пасторы не имеют должного образования, и поэтому они, к сожалению, нередко мало компетентны во многих вопросах, связанных с управлением церкви. Чтобы все это изменить в лучшую сторону, нам необходимо учиться жертвовать, и тогда у нас хватит средств не только на образование, но и на удовлетворение многих других потребностей церкви. Первым шагом в этом важном служении, безусловно, может стать десятина.

Рассмотрим один возможный эксперимент: если мы имеем в нашей церкви, по крайней мере, 10 членов, и каждый из них отдает свою десятину, то они уже могут оплачивать труд своего пастора. Ведь общая сумма пожертвований составляла бы 100% т. е. одна минимальная заработная плата. А у нас есть церкви, насчитывающие от 500 до 1000 членов и более; и если бы все они отдавали хотя бы десятину, мы могли бы оплачивать и миссионерскую работу, и образование, и попечение о многодетных и нуждающихся людях, помогать детским домам и домам престарелых. Мы имели бы возможность накормить голодающих, одеть нагих, дать приют бездомным. Если многие христиане, отдавая десятину, будут жертвовать еще и более того, то дело Божье будет умножаться и распространяться гораздо интенсивнее.

В мире есть и немало положительных примеров: большая часть американских церквей, входящих в Южную Баптистскую конвенцию, продемонстрировала духовную силу в приношении десятины. Конвенция образовалась в 1845 г., и на сегодняшний день она имеет самую большую миссионерскую организацию в мире — более 3000 миссионеров. Южные баптисты, собирая десятину, акцентируют свое внимание не только на миссии, не только на помощи миссионерам, но и во многом на нуждах поместных церквей. Члены церквей понимают, что от них ожидается десятина. И без настойчивого воспитания в пользу таковой, очевидно, южные баптисты не имели бы столь сильного влияния ни в своем обществе, ни в плане всемирной евангелизации.

Тем не менее, многие толкователи Библии выступают против десятины, возможно, не сознавая, какое влияние оказывают их слова на умы простых членов церкви. Можно согласиться с точкой зрения тех, кто утверждает, что десятина не имеет значения для нас сегодня, но лишь в том случае, если они и других учат, и сами жертвуют больше десятины. Христианин, выступающий против десятины и жертвующий гораздо меньшую часть (это часто происходит, когда не ведется подсчет своих пожертвований, а отдается сколько заблагорассудится), тем самым заявляет, будто бы Бог занизил Свои стандарты и благодать умаляет обязанности христиан. Если мы так понимаем значение благодати, то мы находимся на опасном пути, ведущем к духовной безответственности. Нам не следует забывать, что десятина во многом связана с тем, в каких отношениях мы находимся с Богом. Десятина отдается не для очистки совести, чтобы потратить остальные 90%, как захочется. Нет, оставшаяся часть также принадлежит Богу, и нам следует согласовывать с Ним наши расходы.

Бог никогда не подводит Своих искренних и доброхотно дающих служителей. Долгая история еврейского народа и современные примеры жертвенности верующих людей в достаточной степени подтверждают это.

Бог хочет воздать благословениями за каждую «лепту вдовы». Он в состоянии излить обильные благословения на церкви, которые предложили свое имущество, финансы и самих себя Ему.

Десятина похожа на первый шаг ребенка, и он очень важен. Первый шаг необходимо сделать, иначе мы никогда не научимся ходить. А, сделав этот шаг в служении Богу, мы уже можем пойти дальше, не ограничиваясь только десятиной. Это, безусловно, может пойти только на благо нашим отношениям с Богом, уже тем. что мы получаем возможность постоянно подсчитывать и оценивать благословения Его, дарованные нам.

Итак, десятина никогда не приносила ущерба верующим, постоянно практикующим ее, напротив, за ней следовали только благословения от Бога. Тем более в процессе нашего исследования мы убедились, что Бог установил особую заповедь для своих людей — отдавать десятину Иисус Христос не отменял закона. Он не сказал, что мы можем ничего не жертвовать Богу. Да, Он принес на землю благодать, которая означает, что мы получаем спасение не исполнением закона, а по милости Божьей, хотя это и не освобождает нас от соблюдения основных морально-нравственных принципов закона. Ведь мы не можем убивать, говорить неправду, не имеем права красть, тем более не должны обкрадывать Бога. Закон требует от нас любить Бога и ближних, уважать служителей Господних. Все это мы обязаны помнить и хранить в своей жизни, потому что Бог хочет этого от нас. Я верю, что Богу не безразличны мои материальные пожертвования. Если мы не можем отдавать больше чем 10% от нашего дохода, то приносить хотя бы десятину уже хорошо. Пусть Бог обильно благословит вас, если вы стремитесь отдавать Богу как можно больше!

Нашим церквам нужна десятина. Людям необходимо учиться жертвовать Господу. Он хочет, чтобы мы испытали Его. Кто удерживает нас от того, чтобы испробовать это? Через нашу жертвенность Он покажет всему миру, как велики и прекрасны благословения Его Своим служителям!

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки